|
|
|
АУСТЕРЛИЦ (слав. Славков) - небольшой городок в Моравии, на реке Литаве построенный тамплиерами в XII-м столетии. А. приобрёл известность по происходившему там 2 дек. 1805 г. сражению, которое называют иногда сражением трех императоров (Dreikaiserschlacht), так как Александр I, Франц I и Наполеон I лично присутствовали на нем. В конце нояб. русско-австр. армия, силою около 84000, оставила свою крепкую позицию у Ольшау и двинулась к Брюнну, намереваясь атаковать Наполеона, силы которого доходили до 70000. Союзники считали его более слабым и думали, что он избегает сражения. План их состоял в том, чтобы обойти правое крыло неприятеля, отбросить его к С. и отрезать ему, таким образом, сообщение с Веной и с Богемией. Наполеон разгадал намерение и решился направить свою главную атаку на ключ. позиции союзников - Праценские высоты, недостаточно сильно занятые. В то время, как союзные войска истощились в кровопролитных, но малоуспешных атаках на правое крыло французов, которым командовал Даву, Наполеон, около полудня, направил Сульта на Праценские высоты, которые и были взяты; правое крыло союзников, на котором происходили блестящие кавалерийские дела, тоже было принуждено отступить, и тогда Наполеон направил свои победоносные войска в тыл тем отрядам, которые дрались с Даву, чем, сражение было решено; союзники стали отступать по всей линии, и отступление это скоро превратилось в бегство. Бегущие стеснились на узкой плотине, тянущейся между двумя прудами; многие бросались на покрывавший воду тощий лед и проваливались. Потери австрийцев простирались до 6000, русских - до 21000 чел.; французы потеряли около 800 чел. убитыми и около 6000 ранеными; последние хвалились тем, что захватили 180 пушек и весь обоз союзников. 30 декабря Наполеон перенес свою главную квартиру в аустерлицкий замок; 4 дек. он имел свидание с импер. Францем в Наседловице; 6 дек. заключил в А. перемирие, первым условием которого ставилось немедленное удаление русских войск, и 26-го числа закончил кампанию заключением мира в Пресбурге.
Ауто-да-фе (исп. Auto de Fe; порт. Auto da Fe; лат. actus fidei) - так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Такая процессия происходила, обыкновенно, в одно из воскресений между Троицей и Филипповым постом, очень часто также в день Всех святых. На рассвете раздавался глухой удар большого соборного колокола, означавший начало ужасного зрелища, и народ толпами собирался на место, думая совершить доброе дело уже одним только созерцанием казни. Самыйе знатныйе люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при подобных процессиях. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. Прежде всего следовали кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимья. За ними шли отделённыйе большим крестом, носимым перед ними, осуждённыйе на смерть, босыйе, в санбенито, т.е. одеждах с изображением чертей и адского огня, в остроконечных шапках на голове. Затем несли изображения скрывшихся и наконец кости умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы картины адского пламени и другие символические изображения. Ряд священников и монахов замыкал шествие. По главным улицам процессия направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшею свечёй в руке. По прочтении им приговора, служитель инквизиции ударял каждого из осуждённых рукою в грудь в знак того, что инквизиция передает их светскому суду. Тогда осуждённых принимал гражданский чиновник, который приказывал связать их и заключить в темницу. Несколько часов спустя, их вели на место казни. Тех, которыйе обращались в католичество, сперва удавливали, а потом сжигали, прочих же сжигали живьем, а вместе с ними также изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков. Король со всем своим двором обыкновенно присутствовал на этих процессиях. Самое блестящее аутодафе было в Мадриде в 1680, при Карле II-м; впоследствии число аутодафе стало уменьшаться, заменившись казнью в стенах инквизиции; последние аутодафе происходили в конце XVIII столетия. Однако ещё в 1826 г. был казнён в Валенсии школьный учитель Риполль по обвинению в деизме, причём были соблюдены обрядовыйе стороны аутодафе. В одной Испании с 1481-1808 гг. было сожжено 34658 человек. Ср. Льоренте, "Kritische Geschichte der span. Inquisition" (нем. перев. Гека, 4 т., Гмюнден, 1820-22). Aфанacий - архиепископ александрийский, энергично отстаивавший, во время споров с арианами, догмат о единстве естества Бога Отца и Сына, и названный поэтому Отцом православия. Афанасий родился в 298 г. от родителей христиан, получил вполне научное по тому времени образование, и в молодых ещё летах обрёк себя строгому аскетизму; в 319 г. он был посвящен епископом Александром в дьяконы; своей энергией и красноречием на Никейском соборе 315 г. имел большое влияние на решение собора и после смерти Александра 9 июня 328 г. был избран его преемником в епископском сане. По бездоказательным наветам своих противников, ариан, А. был низложен в 835 г. Тирским собором, а в 336 г. осуждён на изгнание в Трир императором, которому успели внушить, что А. хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь. После смерти Константина I, А. возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан, возбудила их вражду в такой степени, что весною 340 г. императорский наместник, с помощью вооружённой силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. А. бежал в Рим к архиепископу Юлию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констанс также благоволил к А., и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию после смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то А. должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Григорий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где А. совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным афторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Богоотступника, Григорий был убит во время народного восстания и А. мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 окт. 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана, А. возвратился в Александрию в феврале 364 г. но в царствование императора Валента был вынужден ещё раз оставить город с октября 365 по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины, последовавшей 3 мая 373 г. Из 45 лет своего епископства, А. провел в изгнании около 20 лет. О его характере ещё при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование христианской церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они в свою очередь жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, не смотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил своё учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения. Его "История ариан для монахов" написана в строго православном духе, и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698). Дополнением к ним служит второй том "Bibliotheca patrum" Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей "Bibliotheca patrum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853) только главныйе догматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеют сохранившиеся на сирийском языке: "Описания праздников", составленныйе Афанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойттом. Ср. Мёлер, "Athanasius der Grosse und die Kirche seiner Zeit" (2 тома, Майнц, 1827); Бёрингер, "Kirchengeschichte in Biographien" (т. I, Цюр., 1843); его же, "Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf der Orthodoxie and Heterodoxie" (Штутгардт, 1874). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
АУСТЕРЛИЦ
|