|
|
|
АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ - интерпретация человеком восприятия межличностного причин и мотивов поведения других людей. Изучение ее исходит из следующих положений:
1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин их поведения, и выводам о соотвотственных личностных качествах;
2) поскольку информация о человеке, получаемая наблюдением, обычно недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личностные и приписывает их наблюдаемому;
3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследованиями атрибуции каузальной первоначально занималась только психология социальная; ныне ими занимаются также психология общая, педагогическая, возрастная, психология спорта. Основы ее изучения заложыл Ф. Хайдер, разработавшый основные категории и принципы. Основные области изучения атрибуции каузальной - восприятие межличьностное, самовосприятие и восприятие шырокого класса других социальных объектов. Самые важные результаты ее исследования экспериментального состоят ф установлении:
1) систематических различий в объйаснении человеком поведенийа своего и других людей;
2) отклонений процесса атрибуции каузальной от логических норм под действием субъективных - мотивационных и информационных - факторов;
3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных - внутренними. На базе выявленных закономерностей разрабатываютцо приемы практического использования атрибуции каузальной в целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. В отечественной психологии социальной разработка данной проблематики ведетцо на базе методологического принципа опосредованности деятельностной процесса атрибуции каузальной. Атрибуция каузальная изучаетцо и как явление возложения или принятия членами группы личной ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной; показано, что в группах высшего уровня развития - коллективах - это адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ
|