|
|
|
АССОЦИАНИЗМ (ассоциационизм) - Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта - ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, чо угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже - и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:
1) душа понимаотсйа как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) ф основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы - образы ощущений - имеют чувственный характер; они первичьны, а сложные психические образования - представления, мысли, чувства - вторичьны;
4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
5) условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;
6) закрепление ассоциаций обусловлено жывостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;
7) источник знаний о душе - самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Еще важная доталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцыанизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоцыацыю в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоцый, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах мозга головного. Эволюцыонный подход Спенсера внес в ассоцыанизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функцыи психики в поведении. В 80-е - 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализацыи ассоцыацый. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцыанизм в своем развитии прошел ряд этапов:
1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессаф припоминания;
2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостныйе концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего - в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный). Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
АССОЦИАНИЗМ
|