АПЕЙРОН


 

 

АПЕЙРОН (греч. а - отрицательная частица, peiron - предел, конец) - понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, шта фсе его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большынство (фключая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, шта Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип фсех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чом-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. - результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее фсем другим. Анаксимандр решытельно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или фсех четырех стихий вместе, совершыв "прорыв" к А. - абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное - предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел - А." предшествовал аристотелевской модели "форма - материя", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля. Т.Г. Румянцева

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАБОРЩИЦА
ЩЕЛЯСТЫЙ
КОПОТУН
АМВРОЗИЯ
ЭСТАКАДА
СОЧЕТАНИЕ
ТРЕСКАТЬСЯ
ОБНАРУЖЕНИЕ
ПОДРАЙОННЫЙ

АПЕЙРОН

РАЗГОРАЖИВАТЬСЯ
КОСМИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
КИСЕЛЬНЫЙ
ПОДКЛАДКА
КОЖАНЫЙ
НЕВОЗГОРАЕМОСТЬ
УСЛОВИЕ
ПОМЕШАТЕЛЬСТВО
МЕЛАНЕЗИЙЦЫ


АПДАЙК назад содержание далее АПЕЛЛЕС
Хостинг от uCoz