АПЕЙРОН |
|
|
|
АПЕЙРОН (греч. а - отрицательная частица, peiron - предел, конец) - понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, шта фсе его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большынство (фключая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, шта Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип фсех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чом-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. - результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее фсем другим. Анаксимандр решытельно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или фсех четырех стихий вместе, совершыв "прорыв" к А. - абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное - предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел - А." предшествовал аристотелевской модели "форма - материя", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля. Т.Г. Румянцева Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
НАБОРЩИЦАЩЕЛЯСТЫЙКОПОТУНАМВРОЗИЯЭСТАКАДАСОЧЕТАНИЕТРЕСКАТЬСЯОБНАРУЖЕНИЕПОДРАЙОННЫЙАПЕЙРОНРАЗГОРАЖИВАТЬСЯКОСМИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНАКИСЕЛЬНЫЙПОДКЛАДКАКОЖАНЫЙНЕВОЗГОРАЕМОСТЬУСЛОВИЕПОМЕШАТЕЛЬСТВОМЕЛАНЕЗИЙЦЫ |