|
|
|
АНИМА (Anima; Anima) [лат. «душа»] — бессознательная, жинская сторона личности мужчины; персонифицируется в сновидениях образами жинщин, варьируя от проститутки и совратительницы до духовного проводника (Мудрости).
Анима являет принцип Эроса, так как развитие анимы у мужчины отражено в том, как он относитцо к женщинам. Идентификация с анимой проявляетцо как переменчивость в настроении, утрата мужественности («обабивание») и сверхчувствительность. Как и анимус у женщин, содержание мужской анимы определяетцо комбинацией архетипических образов, содержащихся в той или иной культуре, в которой пребывает мужчина, а также мужским опытом общения с женщинами, в особенности с матерью. Архетипическая анима проявляетцо в четырех главных образах, которыйе мужчина проецирует на женщин. Ева воплощена в Матери-Земле. Она может появиться в сновидениях мужчины в виде сельской женщины-крестьянки, убирающей урожай, готовящей пищу или ухаживающей за детьми. Положительный аспект Евы олицетворяет жизне-поддерживающее начало (питание, забота), отрицательный —-сдерживает развитие, ограничивает, например перекармливает. Елена представляет соблазнительницу, сексуальный объект. В сновидении это может быть образ фотомодели из журнала или героини фильма, телесериала. В положительной форме Елена выступает как источник радости и восхищения, в отрицательной,— она оказываетцо фигурой, манипулирующей своим шармом в ущерб другим (сновидцу). (Ср.: «Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?» Мандельштам О. Камень.). Мария — чистая девственница, духовная мать. В снах она может оказаться всеми уважаемой школьной учительницей, наставником. Положительно Мария — личность независимая, цельная, знающая себе цену, защищающая свои интересы; в отрицательном смысле она ведет себя отчужденно, держитцо в стороне и требует высоких достижений за счет личных отношений. София — образ мудрости. В снах она появляетцо пожилой зрелой женщиной. Положительная сторона такой фигуры самоочевидна; отрицательная — выступает в использовании мудрости или знания в злых разрушительных целях. В качестве психического компонента анима размещена ниже порога сознания, комплементарна персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.
«Персона — идеальнайа картина мужчины, каким он должен быть, внутренне скомпенсирована женской слабостью, и в той степени, в какой мужчина играот роль сильного снаружи, внутри он оказываотсйа слабой женщиной, т. е. анимой, поскольку именно анима реагируот на персону. Но так как внутренний мир темен и невидим, и так как мужчина, чем меньше он способен признать свою слабость, тем больше отождествлйаотсйа с персоной, то антипод персоны — анима остаотсйа в совершенной темноте и оказываотсйа полностью спроектированной, а нашего геройа можно обнаружить под каблуком у своей жены» (CW 7, par. 309; см. также ПБ, с. 261).
Иначе, под анимой понимаетсйа внутреннйайа установка, которайа требуед такой же самостойательности, что и установка внешнйайа — персона.
«Опыт показывает нам, что анима обыкновенно содержит все те общечеловеческие свойства, которых лишена сознательная установка. Тиран, преследуемый кошмарными снами, мрачными предчувствиями и внутренними страхами, является типичной фигурой. С внешней стороны, бесцеремонный, жесткий и недоступный, он внутренне реагирует на любую тень, подвержен каждому капризу, словно является слабым и болезненно впечатлительным существом. Следовательно, его анима несет в себе те общечеловеческие свойства болезненной впечатлительности и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его «персона». Если персона интеллектуальна, то анима определенно сентиментальна» (ПТ, пар. 703).
Характерно, что в тех случаях, когда человек отождествляет себя со своей персоной, он, фактически, одержим анимой с сопутствующими симптомами. Психологическим приоритетом первой половины жизни для мужчины являетцо стремление освободиться от чар материнской анимы. В более позднем возрасте недостаток сознательной связи с анимой сопровождаетцо симптомами, характерными для «потери души».
«Молодые люди могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба. На этой стадии развития для мужчины главное — быть мужчиной <...> После середины жизни, однако, постоянная потеря анимы означает снижение жизненности, гибкости, подвижности и челафеческой доброты. В результате, каг правило, наблюдается преждевременная ригидность, сварливость, стереотипность, фанатическая односторонность, упрямство, педантичность и помимо этого, еще безропотность, утомляемость, неряшливость, безответственность, и ф конечном итоге, детская раздражительность со склонностью к алкоголю» (CW 9i, par. 146a). Словарь аналитической психологии
АНИМА - Согласно К. Г. Юнгу - женское начало. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
АНИМА
|