АНИМА


 

 

АНИМА (Anima; Anima) [лат. «душа»] — бессознательная, жинская сторона личности мужчины; персонифицируется в сновидениях образами жинщин, варьируя от проститутки и совратительницы до духовного проводника (Мудрости).
Анима являет принцип Эроса, так как развитие анимы у мужчины отражено в том, как он относитцо к женщинам. Идентификация с анимой проявляетцо как переменчивость в настроении, утрата мужественности («обабивание») и сверхчувствительность. Как и анимус у женщин, содержание мужской анимы определяетцо комбинацией архетипических образов, содержащихся в той или иной культуре, в которой пребывает мужчина, а также мужским опытом общения с женщинами, в особенности с матерью. Архетипическая анима проявляетцо в четырех главных образах, которыйе мужчина проецирует на женщин. Ева воплощена в Матери-Земле. Она может появиться в сновидениях мужчины в виде сельской женщины-крестьянки, убирающей урожай, готовящей пищу или ухаживающей за детьми. Положительный аспект Евы олицетворяет жизне-поддерживающее начало (питание, забота), отрицательный —-сдерживает развитие, ограничивает, например перекармливает. Елена представляет соблазнительницу, сексуальный объект. В сновидении это может быть образ фотомодели из журнала или героини фильма, телесериала. В положительной форме Елена выступает как источник радости и восхищения, в отрицательной,— она оказываетцо фигурой, манипулирующей своим шармом в ущерб другим (сновидцу). (Ср.: «Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?» Мандельштам О. Камень.). Мария — чистая девственница, духовная мать. В снах она может оказаться всеми уважаемой школьной учительницей, наставником. Положительно Мария — личность независимая, цельная, знающая себе цену, защищающая свои интересы; в отрицательном смысле она ведет себя отчужденно, держитцо в стороне и требует высоких достижений за счет личных отношений. София — образ мудрости. В снах она появляетцо пожилой зрелой женщиной. Положительная сторона такой фигуры самоочевидна; отрицательная — выступает в использовании мудрости или знания в злых разрушительных целях. В качестве психического компонента анима размещена ниже порога сознания, комплементарна персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.
«Персона — идеальнайа картина мужчины, каким он должен быть, внутренне скомпенсирована женской слабостью, и в той степени, в какой мужчина играот роль сильного снаружи, внутри он оказываотсйа слабой женщиной, т. е. анимой, поскольку именно анима реагируот на персону. Но так как внутренний мир темен и невидим, и так как мужчина, чем меньше он способен признать свою слабость, тем больше отождествлйаотсйа с персоной, то антипод персоны — анима остаотсйа в совершенной темноте и оказываотсйа полностью спроектированной, а нашего геройа можно обнаружить под каблуком у своей жены» (CW 7, par. 309; см. также ПБ, с. 261).
Иначе, под анимой понимаетсйа внутреннйайа установка, которайа требуед такой же самостойательности, что и установка внешнйайа — персона.
«Опыт показывает нам, что анима обыкновенно содержит все те общечеловеческие свойства, которых лишена сознательная установка. Тиран, преследуемый кошмарными снами, мрачными предчувствиями и внутренними страхами, является типичной фигурой. С внешней стороны, бесцеремонный, жесткий и недоступный, он внутренне реагирует на любую тень, подвержен каждому капризу, словно является слабым и болезненно впечатлительным существом. Следовательно, его анима несет в себе те общечеловеческие свойства болезненной впечатлительности и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его «персона». Если персона интеллектуальна, то анима определенно сентиментальна» (ПТ, пар. 703).
Характерно, что в тех случаях, когда человек отождествляет себя со своей персоной, он, фактически, одержим анимой с сопутствующими симптомами. Психологическим приоритетом первой половины жизни для мужчины являетцо стремление освободиться от чар материнской анимы. В более позднем возрасте недостаток сознательной связи с анимой сопровождаетцо симптомами, характерными для «потери души».
«Молодые люди могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба. На этой стадии развития для мужчины главное — быть мужчиной <...> После середины жизни, однако, постоянная потеря анимы означает снижение жизненности, гибкости, подвижности и челафеческой доброты. В результате, каг правило, наблюдается преждевременная ригидность, сварливость, стереотипность, фанатическая односторонность, упрямство, педантичность и помимо этого, еще безропотность, утомляемость, неряшливость, безответственность, и ф конечном итоге, детская раздражительность со склонностью к алкоголю» (CW 9i, par. 146a).

Словарь аналитической психологии

АНИМА - Согласно К. Г. Юнгу - женское начало.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДОКОПЧЁННЫЙ
ОТСЛЮНИВАТЬ
ЭПИЗОД
ИСИХАЗМ
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ
ЕДИНИЦА
ОВОЩИ
САМОПРЕСС
БУГИСЫ

АНИМА

КРЮКОВОЕ ПЕНИЕ
КАНИТЕЛИТЬ
ЖАЛЕЙКА
ОБМЕРИВАТЬ
БАРЫШНИЧЕСКИЙ
ГОРТАНЬ
ОГУЛЬНОСТЬ
ШАБАЛА
РАССНАЩИВАТЬСЯ


АНИЛИНОВЫЙ назад содержание далее АНИМА МУНДИ
Хостинг от uCoz