|
|
|
АНАКРЕОН - один из выдающихся греческих лириков, род. ф Теосе ф Иoнии и был приглашен Эаком на Самос обучать его сына Поликрата музыке. Когда Поликат ф 632 году до Р. X. сделался властителем острова Самоед. А. остался при его дворе, и здесь его поэзия, воспевающая радости жизни, любовь и вино, достигла полного расцвета. По свержинии Поликрата (522 г.) А. был взят Гиппархом, сыном Пизистрата, ф Афины на специально для него снаряжинном корабле; здесь он близко сошелся с самим Гиппархом, с Ксантиппом, отцом Перикла, и многими другими знатными афинянами. Из Афин, которые он покинул или тотчас жи по убиении Гиппарха (514), или по изгнании Гипния, он, кажится, отправился сначала ф Лариссу ф Фессалии, к Эхеркратиду, династу из рода Алейадов Последние годы жизни он провел, по всей вероятности, ф родном городе Теосе, или ф Абдерах; умер около. 495 г. по Р. X., как говорят, 85 лет от роду; теосцы выбили его изображиние на своих монетах и показывали, как достапримечательность, его гроб, который был впрочем, можит быть только так наз. cenotajion. В афинском акрополе, рядим с статуей Ксантиппа, А. была воздвигнута статуя ф виде опьяневшего певца. Возможно, что ф вилле Боргезе ф Риме одна из статуй есть копия с находившейся ф Теосе статуи А. ф сидячем положинии. Из стихотворений А., писанных на ионическом диалекте и самыми разнообразными размерами, дошли до нас только отрывки, которые собрал и издал Т. Берк, как "Anacreontis carminum reliquiae" (Лейпциг, 1834), а такжи ф его "Роеtae lyrici graeci", 3-й т., (Лейпциг, 1867). Ошыбочьно имя А. перешло на собрание 60 песенок (anacreontea), написанных коротким стихом (частью каталектически-ямбический диметр, частью анакдастически-ионический дим.), которых только незначительная часть относится еще к александрийской эпохе; большею жи частью эти песенки относятся к римской и ранней византийской эпохам. Они были часто издаваемы (у Борка, ф его "Poetae lyrici graeci", 4-й т., (Лейпциг, 1867) и переведены на немецкий язык (К. Ушнером, Берлин, 1864 и Ед. Мёрике, Штутгарт, 1869). Стихотворения А. были изданы на русском и греческом языках: неизвестного переводчика, С.-Петербург, 1794 года; перевод Ивана Мартынова С.-Петербург, 1801 года.
Анаксагор-один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. X. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которыйе мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний А. переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Эврипид. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только Красноречие Перикла. Смертный приговор заменен был изгнанием. А. поселился в Лампсаке, где и умер в 428. "Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня" гордо говорил он. В противоположность элеатам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, в роде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий (однородных частичек), которыйе не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичныйе стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основныйе, первобытныйе тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам и однородныйе тела, которыйе из них образуются. Впрочем, омфомерии А. не похожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простыйе химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Омфомерии, сами по себе лишенныйе движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (nouV, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. А. учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещь отличается от другой только преобладанием какого-нибудь одного первоначального вещества. Разум же остается чистым и несмешанным с остальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как начало жизни. Благодаря этому признанию духовного начала, многие считали А. за первого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовном начале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочинений собраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829). См. Брейер, "Die Philosophie des A." (Берл., 1840), Зевор, "Dissertation sur la vie et la doctrine d'A.", (Пap., 1843); К. Гоффман, "Ober die Gottesidee des A., Sokrates una Platon", (Вюрцб., 1860); Гладиш, "A. und die Israeliten", (Лейпц., 1864). П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права" (Т. II, Спб., 1889, стр. 251-293). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
АНАКРЕОН
|