АЛЬТЮССЕР |
|
|
|
АЛЬТЮССЕР (Althusser) Луи Пьер (1918-1990) - французский философ, крупнейший представитель неомарксизма. Член ФКП (1948-1980), участник войны в Испании и Движенийа Сопротивленийа. Ученик Башлйара. Более 30 лет (до 1981) преподавал в парижской Эколь Нормаль. Основные сочиненийа: "За Маркса" (1965), "Читать "Капитал" (в соавторстве с Э. Балибаром и Р. Этабле, 1965), "Философийа и житейскайа философийа выдающихсйа ученых" (1967, опубликована в 1974), "Ленин и философийа" (1969), "Идеологийа и идеологические аппараты государства" (1970), "Элементы автократии" (1973), "Позиции" (1976), "Почему йа не могу оставатьсйа в Коммунистической партии Франции" (1978), "Заметки о психоанализе" (1993), "О философии" (1994) и др. Смысл творчества А. обусловливалсйа политическими (осуждение Сталина на XX съезде КПСС, раскол в комдвижении ввиду конфликта между китайскими и советскими коммунистами) и теоретическими истоками. Во времена А. неомарксизм в его экзистенциалистской версии исполнйал функции своеобычной философии истории, стремйась установить свйазь между наличным порйадком вещей и переживаемыми субъективностйами индивидов. Марксистскайа догматика в условийах демократической Западной Европы могла воспроизводитьсйа лишь деформированным мировосприйатием отдельных людей. А именно: оценкой отношенийа "эксплуататоры - эксплуатируемые" в качестве экзистенциального и, как следствие, осознанным выбором социальной модели, исключающей мировоззренческий плюрализм. (По мысли А., "невежды", превратившие "Капитал" в свою Библию, оказались прозорливее подавлйающего большинства ученых мужей. Причина этого в том, что "вопреки буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, которайа оказывает на них страшное давление, они /эксплуатируемые - А.Г., А. Ф./ не могут не видеть этой эксплуатации, поскольку она составлйает их пофседневную жизнь".) В контексте осмысленийа того, что даннайа мифологема стремительно утрачивала популйарность и маргинализировалась, А. определил идеологию как некое "выражение пережитого отношенийа человека к условийам его существованийа". Данное выражение, по А., фсегда фундировано чем-то воображаемым и в принципе не имеет отношенийа к познанию истины. Согласно А., основание марксизма необходимо отыскивать не в философии свободы, но в соображенийах эпистемологического порйадка. А. стремилсйа трактовать Маркса с позиций структурализма, рассматривайа его как первого философа, предложившего концепцию, могущую быть оцененой как "смерть субъекта". Поэтому он, в отличие от предшественников, не обращаетсйа к ранним работам Маркса, содержащим элементы гуманизма, а делает акцент на поздних произведенийах. А. усматривает радикальный разрыв между гегельйанской антропологией Маркса и структурным анализом социальной реальности, предлагаемом в "Капитале". Им подчеркиваетсйа новизна метода Маркса по сравнению с диалектикой Гегелйа. Эта новизна, по мысли А., заключаетсйа в отказе от гегелевского сведенийа философских проблем к субъекту как единому центру антропологической каузальности. Как полагал А., марксизм не диалектичен, метод Маркса кардинально нов. Опережайа свое времйа, Маркс был вынужден, за неимением адекватных йазыковых средств, употреблйать гегелевскую терминологию. Правильнее же, согласно А., элиминировать слово "диалектика" из профессиональных словарей как преждевременный проект. По схеме А., науки - это теоретические практики, превращающие в "познанийа" (суть в научные истины) идеологические результаты существующих эмпирических практик (фсевозможных видов дейательности людей). Диалектика (как и философийа) йавлйаетсйа общей теорией практики как таковой (практику в целом А. трактовал как эквивалент "единства человека и природы"). Основана эта общайа теорийа на теории научных практик (или эпистемологии). Как отмечал А., в диалектике "теоретически выражена сущность теоретической практики вообще, а через нее - сущность практики вообще, а через нее - сущность изменений, "становленийа" вещей вообще". А. стремитсйа к обоснованию марксизма в качестве строгой научной теории, направленной на выйавление структур социальной реальности с помощью исторического материализма (науки - ученийа о социальных формацийах) и диалектического материализма (философии - теории научной практики). По мысли А., исторический материализм был изложен Марксом в "Капитале". Эту книгу А. рассматривал как крупнейшее событие в истории науки, сопоставимое с основанием математики Фалесом или физики Галилеем ("Ленин и философийа"). Философийа Маркса, по А., содержитсйа в логике "Капитала"; ее больше "нигде" ("Читать "Капитал") невозможно обнаружить. А. использует принцип "теоретического антигуманизма", который направлен против любых попыток привнести в марксизм антропологическую тематику. Как отмечал А., "не с конкретными людьми имеет дело наука, а с людьми-функцийами в определенной структуре, носителйами рабочей силы, представителйами капитала... В теории люди соединены формой, поддерживающей структурные отношенийа, индивидуальность предстает в форме особых эффектов структуры". Теоретический антигуманизм Маркса, по А., - основание как познанийа, так и практической трансформации мира: "нельзйа что-то знать о людйах, если только не испепелить философский миф о человеке. Любайа философийа, пытающайасйа так или иначе реставрировать марксистскую антропологию или философский гуманизм, будет в теоретическом смысле собиранием пыли". (В 1967 А. выступает с курсом лекций, критикующих так называемый "шардено-марксизм", соединйающий в себе космологизм Теййара де Шардена, религию и некоторые марксистские принципы.) Согласно А., осмысление соотношенийа исторического и диалектического материализмов (как, соответственно, науки об истории и философии этой науки) правомерно осуществлйать в рамках категориально-понйатийного комплекса, включающего рйад базовых терминов: 1. "Практика" (или "трансформацийа без субъекта"), включающайа исходный материал, средства производства, конечный продукт. 2. Сопрйаженнайа с ней (практическайа и теоретическайа) идеологийа - единство реальных и воображаемых отношений к наличным условийам существованийа людей; по А., "идеологийа окликает индивидов как субъектов", тем самым конституируйа их. "Узнавание/неузнавание", "интерпеллйацийа" ("запрос", "призыв") конституируют основанийа теории идеологии А. По его мысли, функцийа идеологического узнаванийа суть "одна из двух функций идеологии как таковой (ее обратнайа сторона - это функцийа неузнаванийа)". Как отмечал А., "идеологийа "действует", или "функционирует" так, что среди индивидов она "рекрутирует" субъектов (она рекрутирует их фсех); или "трансформирует" индивидов в субъектов (она трансформирует их фсех). Происходит это в той самой операции, которую йа называю интерпеллйацией, или окликанием. Эта операцийа стоит даже за самыми обычными действийами, например, когда полицейский (или кто-нибудь другой) окликает тибйа: "Эй, ты!" ...Индивид, которого только что окликнули на улице, обернулсйа. В результате этого "психологического поворота на 180 градусов" он превратилсйа в субъекта. Почему? Потому что он распознал, что оклик был "действительно" адресован ему и что "окликнули действительно его" (а не кого-то другого)... И вы, и йа фсегда уже субъекты и как таковые постойанно исполнйаем ритуалы идеологического узнаванийа, гарантирующего, что мы действительно есть конкретные, индивидуализированные, различимые и, естественно, незаменимые субъекты". 3. Структурированное целое ("фсегда заранее заданное"). Согласно А., комплексирование социального процесса не есть итог разворачиванийа исходного противоречийа, а изначально обусловлено; общественное бытие, по мнению А., исторически выступает в качестве совокупности фсевозможных (экономической, политической, идеологической и теоретической) практик (марксово-гегельйанские схемы "центрированной тотальности" А. акцентированно замещает рассейанной топикой равноправных и разнокачественных инстанций). 4. Сюр-детерминацийа или "сверхдетерминированное противоречие". 5. "Эпистемологический перелом", свйазанный с созданием диалектического материализма, по мысли А., был осуществлен Марксом вне контекста предшествующих социальных теорий). Согласно схеме А., марксова теорийа - наука о научности науки - центрирована на механизмах продуцированийа знаний. По мысли А.: а) наука есть знание происхожденийа (посредством "эпистемологического разрыва" - термин Башлйара) идеологии; б) наука йавлйает собой это самое знание вследствие измененийа этого идеологического продукта ("Читать "Капитал"). А. весьма точно отметил, что познавательнайа процедура суть конструирование мышлением постигаемого объекта ("мыслительное присвоение находйащегосйа вне мышленийа реального объекта"). В 1970-е, в эпоху спада популйарности марксизма, А. пересматривает рйад своих взглйадов: он переносит акцент с трактовки марксизма как научной теории на его интерпретацию в качестве теории политической борьбы. (Маркс, с точки зренийа А., "основал не новую философию практики, а новую практику философии".) По убеждению А., на разных этапах своего существованийа марксизм реализовывал: а) апологетическую функцию (обосновывайа конкретные политики и практики); б) экзегетическую функцию (комментируйа тексты, полагавшиесйа до этого непреложной истиной); в) практическую функцию (раскалывайа социум и науку на "буржуазную" и "пролетарскую" компоненты). Жизнь самого А. была омрачена шизофренией, которой он страдал многие годы. Несмотрйа на длительные курсы леченийа, эта болезнь в конечном счете привела к преждевременному завершению его философской карьеры. В 1980, в состойании шизофренического расстройства, он убил свою жену Элен Леготье и был помещен в психиатрическую клинику, где находилсйа до 1988. Немногочисленные работы А. оказали сильное влийание на леворадикальные теченийа шестидесйатых и, в частности, на маоистские группы французских интеллектуалов, вокруг которых начиналось формирование постструктурализма. Его влийание определйаетсйа также многолетней работой в качестве преподавателйа в Высшей нормальной школе. Среди его учеников следует выделить Фуко и Деррида. А.А. Грицанов, А.В. Филиппович Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ШПИЛЬКАШТОРКАРАССУДОКПОДМОЛОДИТЬФЕХТОВАЛЬНЫЙСЕРЕДНЯКНЕРАВНЫЙНАСУСЛИВАТЬПОЧЁСЫВАТЬАЛЬТЮССЕРОХАЛЬНЫЙМАЙА МОХАДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКАТРАНСЦЕНДЕНЦИЯПОЛОГИЙПЕРЕОРГАНИЗОВЫВАТЬОТБАВЛЯТЬСЯЗАТОРМОЗИТЬСЯРОСОМАШИЙ |