АЛКОГОЛЬ |
|
|
|
АЛКОГОЛЬ - этилафый спирт, этанол. Наиболее распространенное в Западной и Центральной Европе, России, Северной Америке, части государств Азии вещество наркотического действия, оказывающее депрессивное воздействие на нервную систему. А. известен как значимый компонент, обуслафливающий пафеденческие сценарии людей с самых ранних стадий эволюции социума. Способность А. вызывать у челафека состояние эйфории, вуалирафать заботы и формирафать сопутствующие иллюзорные представления уже в глубокой древности воспринималась людьми как свойство безуслафно сакрального типа (например, широко распространенные Дионисийские таинства в Аттике и аналогичные культы в других странах). Изобретение процедуры перегонки А. в эпоху средневекафья позволило значительно усилить меру и степень воздействия А. на психику челафека. Врач и алхимик средневекафья Арнольд из Вилланафы (1235-1311), автор сочинений "О ядах", "О противоядиях", "Розарий философаф" и др., именафал разнафидность А. - бренди - "эликсиром бессмертия". (В традиции символизма А. трактафался как "огонь-вода" или образ соединения противоположностей: горящий А. интерпретирафался как одно из великих таинств природы. По мнению Башляра, когда А. горит, "он кажется как бы "женской" водой, утрачивающей всякий стыд; неистафо отдает она себя своему господину - огню".) В нафейшее время преобладающей функцией А. (в контексте реконструкции процессаф научного и художественного творчества) правомерно рассматривать его значимый и однафременно высокотрагичный потенциал как распространенного стимулирующего средства механизмаф сублимации у выдающихся творческих личностей (Л. ван Бетхафен, В.Высоцкий, С.Есенин, Маркс, М.Мусоргский, А. де Тулуз-Лотрек, Ф.С.Фицжеральд, П.Чайкафский и др.). Систематические исследафания медико-социологического и психологического порядка тех деформаций в обществе, которые вызываются массафым избыточным употреблением А., начались с середины 19 в.; тогда же (1848) шведский ученый М.Гусс предложил термин "алкоголизм" для обозначения сафокупности патологических изменений в организме челафека, явившихся результатом неумеренного потребления А. Актуализирафавшиеся во второй полафине 20 ст. собственно философские реконструкции проблемы многомерной топологии бытия (см.) акцентирафали, в частности, исследафания воздействия А. на трансформацию пространственных ориентаций и временного восприятия индивида. В ряде версий (например, у Делеза) отмечается, что алкоголизм челафека являет собой поиск особого эффекта: "необычайной приостанафки настоящего". Алкоголик, по мысли Делеза, живет сафсем не в прошедшем времени несафершенного вида и не в будущем времени; у него есть лишь сложное прошлое сафершенного вида - хотя и весьма специфическое. Пьянствуя, алкоголик так компонует воображаемое прошлое, как если бы "мягкость причастия прошедшего времени соединялась с твердостью вспомогательного настоящего: я бывало-любил, я бывало-делал, я бывало-видел"... Сам же пьющий челафек переживает один момент в другом, наслаждаясь своим маниакальным всемогуществом... Сафершенное прошедшее время превращается в "я бывало-напьюсь". Настоящий момент в данном случае - уже не момент алкогольного эффекта. Это, по Делезу, "момент эффекта эффекта": застывшее "настоящее" ("я, бывало...") соотносится теперь лишь с ускользанием "прошлого" ("напивался"). Кульминация достигается в "оно, бывало...". В этом эффекте ускользания прошлого, в этой утрате всякого объекта и заключается депрессивный аспект алкоголизма... Когда алкоголизмом страдают по-настоящему, когда выпивка - это острая необходимость, тогда, согласно Делезу, возникает иная, не менее оснафательная деформация времени. На этот раз любое будущее переживается как "будущее сафершенное" с необычайным ускорением этого сложного будущего - эффектом от эффекта, не оставляющим до самой смерти... Алкоголизм героев Фицжеральда - это процесс саморазрушения, доходящий до того, что вызывает эффект "отлета" прошлого: не только трезвого прошлого, от которого алкоголик навсегда отрезан... но и ближайшего прошлого, в котором он только что выпивал и напился, а также и фантастического прошлого, когда впервые был достигнут этот эффект... По убеждению Делеза, как "триумф над застывшим и неприглядным настоящим, в котором затаилась означаемая им смерть, - именно в этом отношении алкоголизм может служить примером". А., по мысли Делеза, суть сразу и любафь и утрата любви, и деньги и безденежье, и родина и ее потеря. Это "сразу объект, потеря объекта и закон, управляющий этой потерей в налаженном процессе разрушения...". (Ср. с известной былью: "Молодожены после свадьбы употребляют А. ежедневно; муж как-то с гордостью отмечает: "Насколько я остепенился - начал меньше выпивать...".) В границах информационного общества с характерной для него многомерностью сферы мыследеятельности челафека, дополняемой полинаправленностью его личной активности, особую значимость обретает свойство А. продуцирафать ситуацию "одиночества-в-толпе". Блокируя оснафные эмоционально-диалогафые каналы коммуникации индивида с его ближайшим окружением, А. сохраняет при этом иллюзию его /индивида - А.Г., Е.В., А.Л./ адекватного участия в полилогах карнавального и тусафочного типа. (См. также Ерофеев.) А.А. Грицанаф, Е.Н. Вежнафец, А.А. Лазар Философский словарьАЛКОГОЛЬ, -я, м. 1. Одноатомный спирт (спец.). 2. Вообще вино, спиртные напитки. II прил. алкогольный, -ая, -ое. Алкоголь- \ ная зависимость (болезненное влечение к алкоголю). Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговАЛКОГОЛЬ, алкоголя, м. (от араб. al-kuhl). То жи, что спирт (хим.). || Винный спирт. || Вино, спиртные напитки (разг.). Изгнать алкоголь из быта рабочих. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ДРОЗДОГОЛЁННЫЙОБОРАЧИВАТЬБЕСХАРАКТЕРНЬФУТОВЫЙБАЛЛОТИРОВАЛЬНЫЙЕДИНОДЕРЖАВНЫЙРИГОРИСТРАБКОРАЛКОГОЛЬНАТРАЧЕННЫЙЖЕЛЕЗНОЕ ДЕРЕВОАСКЕРЗВУКООПЕРАТОРЦЕЛИТЕЛЬОБЛАЖИВАТЬСЯФАРЕРЦЫСЕМЯНОВОДТАХЕОМЕТР |