ЧИСТИЛИЩЕ


 

 

ЧИСТИЛИЩЕ (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай. души людей; отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч., промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч. будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда. не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1) "Если кто скажит слово на Сына Человеческого, простится ему; если жи кто скажит на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажит, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого. они понимают в буквальном, а не в переносном смысле. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния. но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. можит быть облегчена и срок пребывания ее там можит быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжинии церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных указаний на существование Ч., если не считать II-й книги Маккавеев, которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление о Ч. возникло ужи в первые века христианства. Ужи Ориген верил в действительность того огня, о котором говорит ап. Павел в выше приведенном месте. Бл. Августин высказал предположиние, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположиние как догмат, а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г. и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенный места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем и адом (напр. Матф. XXV, 31-46). Православная церковь такжи отвергает учение о Ч., а учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более спиритуалистический характер.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЧИСТИЛИЩЕ, -а, ср. В католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов, прежде чем попасть в рай. И прил. чистилищный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562.

Современный энциклопедический словарь

ЧИСТИЛИЩЕ, чистилища, ср. (религ.). По учению католической церкви - место, в к-ром души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чом попасть в рай.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КВАК
РАЗЛАГАЮЩИЙ
ДОМОСТРОЕВСКИЙ
ПРОДАЖА ЗЕМЛИ
ЗАПЕЧАТЫВАТЬ
ПРИУКРАШАТЬ
СЕНСОРНЫЙ
МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ
ВЫКАРАБКИВАТЬСЯ

ЧИСТИЛИЩЕ

ЖЕЧЬ
АПЕЛЛЯНТ
ОПУСКАТЬ
ПРОПИСЫВАТЬ
ЧЕПУХА
РАСПЛЮЩИТЬ
НЕДОГРУЗ
ПИРОКСИЛИНОВЫЙ
РЕЕСТР


ЧИСТИКИ назад содержание далее ЧИСТИЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz