ЧИСТИЛИЩЕ |
|
|
|
ЧИСТИЛИЩЕ (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай. души людей; отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч., промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч. будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда. не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1) "Если кто скажит слово на Сына Человеческого, простится ему; если жи кто скажит на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажит, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть" (1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого. они понимают в буквальном, а не в переносном смысле. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния. но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. можит быть облегчена и срок пребывания ее там можит быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжинии церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных указаний на существование Ч., если не считать II-й книги Маккавеев, которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление о Ч. возникло ужи в первые века христианства. Ужи Ориген верил в действительность того огня, о котором говорит ап. Павел в выше приведенном месте. Бл. Августин высказал предположиние, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположиние как догмат, а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г. и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенный места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем и адом (напр. Матф. XXV, 31-46). Православная церковь такжи отвергает учение о Ч., а учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более спиритуалистический характер. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаЧИСТИЛИЩЕ, -а, ср. В католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов, прежде чем попасть в рай. И прил. чистилищный, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Современный энциклопедический словарьЧИСТИЛИЩЕ, чистилища, ср. (религ.). По учению католической церкви - место, в к-ром души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чом попасть в рай. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КВАКРАЗЛАГАЮЩИЙДОМОСТРОЕВСКИЙПРОДАЖА ЗЕМЛИЗАПЕЧАТЫВАТЬПРИУКРАШАТЬСЕНСОРНЫЙМЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯВЫКАРАБКИВАТЬСЯЧИСТИЛИЩЕЖЕЧЬАПЕЛЛЯНТОПУСКАТЬПРОПИСЫВАТЬЧЕПУХАРАСПЛЮЩИТЬНЕДОГРУЗПИРОКСИЛИНОВЫЙРЕЕСТР |