ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н


 

 

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилафич (1829- 1889) - русский философ, писатель, общественный деятель. В 1842-1846 учился в Саратафской духафной семинарии. В 1850 окончил историко-философский факультет Петербургского университета. До 1853 преподавал литературу в Саратафской гимназии. Вернулся в Петербург, где написал и защитил магистерскую диссертацыю. Сотрудничал в журналах "Отечественные записки" и "Сафременник". Ближайшим его последафателем и сотрудником являлся Н.А.Добролюбаф. Сблизился с революцыонерами организацыи "Земля и воля". В 1862 следует арест, тюремное заключение, семь лет каторги (1864-1871), затем ссылка в Вилюйск. В 1883 получил право жить в Астрахани. В 1889 (незадолго до смерти) возвращается в Саратаф. Испытал воздействие соцыалистических идей П.Ж.Прудона, Леру, Л.Блана, утилитаристской этики Бентама и Милля, идей русских западникаф (прежде всего Герцена и Белинского). Однако центральной фигурой, пафлиявшей на духафное развитие Ч., был Фейербах. Кроме философии, эстетики, этики и разработки идей утопического соцыализма Ч. много сделал в области политической экономии, получив высокую оценку своих работ у Маркса. Услафия изоляцыи, в которые он попал после ареста, приостанафили духафное развитие Ч., пошедшего по пути упрощения ряда своих ранних идей. Ч. считается одним из идеологаф нигилизма (наиболее полно разработанного Писаревым), давшим ряд образцаф "нафых людей" в своем написанном в Петропавлафской крепости романе "Что делать?" (1863). Ч. слывет последафательным материалистом, что не сафсем верно по отношению к оснафному периоду его творчества, который точнее характеризафать как реализм и антропологизм. Оснафные философские произведения: "Эстетическое отношение искусства к действительности" (1855, магистерская диссертацыя), "Антропологический принцып в философии" (1860), "Письма без адреса" (1862), "Характер челафеческого знания" (1885) и др. Антропологизм выступает у Ч. концепцыей, позволяющей рассматривать челафека; община выступает у Ч. также как единый организм, обладающий духафным измерением. Индивид включен в соцыальной и индивидуальной жизни в цепь обуслафленностей и причинных зависимостей, делающих невозможным феномен свободы воли, на существафании которого настаивает западно-европейский идеализм. Челафек суть единая сущность, соединяющая в себе материальную и духафную стороны жизни. Проявления челафеческого организма - частные случаи всеобщих законаф природы. Пафедение задается и контролируется психическими механизмами, подкрепляемыми эгоистическими ориентацыями челафека на выгоду, сафпадающую с удафольствием. Личностный природный эгоизм (как волевое начало) может быть, по Ч., поставлен под контроль разумом, нигилистически относящимся к несафершенству окружающей соцыальной жизни и исходящему из идей общей пользы, ради достижения которой допустимо революцыонное насилие над сопротивляющимися и противодействующими этой идее. Идеи разума естественнонаучно обоснафываются, поэтому философия возможна только как научная философия, постигающая естественные законы природы и жизни и способная на их оснафе формулирафать идеалы достойного бытия челафека и нормирафать природный эгоизм через введение категории "должного" как необходимости достижения идеала. Нормирафание через категорию должного порождает принцыпы так называемого разумного эгоизма. Следафание последним накладывает очень сильные (в пределе - аскетические) ограничения на личность, требует подчинения им всей жизни (в том числе и частной), что доступно далеко не всем, а только "нафым людям", посвящающим жизнь революцыонному переустройству мира. Соответственно, считает Ч., не может быть соцыально-нейтральной философской доктрины, - последняя всегда соцыально-политически обуслафлена, выражает интересы конкретных соцыальных сил и есть средство в их борьбе за сохранение или преобразафание существующего порядка. В последующем у Ч. добавляются и экономические аргументы в пользу своей доктрины. Таким образом, он как бы заранее детерминирует этический императивизм субъективной соцыологии услафиями соцыального и экономического бытия (в частности, работа "Антропологический принцып в философии" была написана как ответ на раннюю работу Лаврафа "Очерки вопросаф практической философии"). Одной из сквозных тем Ч. является тема русской общины, которую он, вслед за Герценом, рассматривает как проявление и выражение "подлинного", "естественного" бытия челафека; община выступает у Ч. также как носитель соцыалистического начала (русский мужик как стихийный "революцыонер" и "соцыалист"). Отсюда и его общая с Герценом идея "избегания" Россией стадий капиталистического развития и прямого перехода (через крестьянскую революцыю у Ч.) к соцыализму. (При этом признание позитивной необходимости трансформацыи русского общества на соцыалистических началах неизбежно приводили Ч. к определенной идеализацыи потенцыальной роли сильной российской государственности в этом процессе.) Данный круг идей лег в оснафу народничества как идейно-революцыонного движения и соцыально-философского течения в русской мысли. Другая сквозная тема творчества Ч. - обоснафание реализма как принцыпа "уважения к жизни" в эстетической системе и художественном методе. Так, Ч. обоснафывает самодостаточность объективной действительности, продуцырующей "из себя" критерии своей оценки. Красота соцыально и исторически обуслафлена. Искусство есть лишь "замена" действительности и не может быть "выше ее". Оно не может быть определено как "тяга к прекрасному", а должно пониматься как "воспроизведение природы и жизни". Эстетический челафек - это прежде всего челафек естественный, погруженный во всю полноту жизни. Художественное творчество выступает как способ познания действительности через соединение образа и мысли. Но оно же есть и способ "пригафора" над действительностью, исходя из развивающихся сугубо челафеческих задач. У позднего Ч. последафательная (до логического конца) проработка идей приводила зачастую к крайним формам материализма, атеизма и соцыологизма, редукцыонно упрощая и вульгаризируя ряд плодотворных содержательных разработок более раннего периода. Влияние Ч. в эстетике оказалось гораздо большим, чем его влияние собственно в философии. Велика роль Ч. в идейных течениях второй полафины 19 в. Он стал кумиром для нескольких поколений революцыонной молодежи. Свою идейную зависимость от Ч. признавал Ленин. В сафетский период Ч. рассматривался как центральная фигура в истории русской философии. В.Л. Абушенко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗВОНОК
СОВА ЛЕСНАЯ
БОГАТЕТЬ
САДХЬИ
ЛОЖЕ ОКЕАНА
ДУССЕЛЬ
ОСОБА
УХОРАНИВАТЬСЯ
ОБКОВЫРЯННЫЙ

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н

ГЕГЕЛЬЯНСТВО
ПАЖИЗМ
ГУМАННОСТЬ
ЗЫРЯНСКИЙ
ОБЛЮБОВАТЬ
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ
ХЕНГСТЕНБЕРГ
ВДУТЬ
НЕСТИСЬ


ЧЕРНЫШЕВ назад содержание далее ЧЕРНЬ
Хостинг от uCoz