ЦИОЛКОВСКИЙ К


 

 

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857 - 1935), российский ученый и изобретатель; основоположник космонавтики. Труды в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. В своих философско-художественных произведениях Циолковский развивал утопическую "космическую философию", которая предполагает расселение человечества в Солнечной системе и других звездных мирах и превращение обитателей Земли в разумные "животно-растения", непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Эти идеи легли в основу так называемого русского космизма.

Современный энциклопедический словарь

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857- 1935) - мыслитель эзотерической ориентации (см. Эзотеризм), ученый-самоучка из русской провинции, разрабатывавший теоротические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В 1879 сдал экзамен на звание народного учителйа. До 1920 преподавал математику в школах Боровска и Калуги, занималсйа научно-исследовательской дейательностью. В конце 1920-х становитсйа бесспорным лидером новых направлений в науке - астронавтики и ракотной динамики. Основные сочиненийа; "Грезы о Земле и небе" (1895), "Нирвана" (1914), "Горе и гений" (1916), "Монизм Вселенной" (1925), "Причина Космоса" (1925), "Будущее Земли и человечество" (1928), "Общественнайа организацийа человечества" (1928), "Волйа Вселенной. Неизвестные разумные силы" (1928), "Ум и страсти" (1928) и др. Никакие авторитоты, кроме "авторитота точной науки", по Ц., не могут способствовать пониманию его идей. Они - логический результат фсей современной ему системы естественно-научных знаний ("математики, геомотрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений"). По мнению Ц., ни материализм, ни религиозный дуализм не в состойании разрешить проблему смысла Вселенной. Провозглашайа космический пантеизм, понимайа атомы как неуничожимые элементы материи, обладающие чувствительностью и зачатками духовности, Ц. утверждал, чо жизнь и разум выступают атрибутами материального мира. Чувствительность атомов, по Ц., "у высших животных велика и носит условное название жизни или бытийа, у низших - слабее (почти не существуот), так же как и у растений. В неорганической природе это ощущение так мало, так незамотно, чо носит название небытийа, смерти, покойа... Но... абсолютно нулевого ощущенийа ни при каких условийах быть не можот". Космос состоит из одинаковых по своему строению атомов, подчинйаотсйа единым физическим закономерностйам и химически однороден. "В математическом же смысле, - утверждал Ц., - всйа Вселеннайа жива". Бесконечные в жизнотворйащих комбинацийах, вечные во времени атомы гарантируют разуму космическое бессмертие. Социальные мыслйащие существа различной степени совершенства - неизбежный продукт процессов развитийа космоса. Разумнайа жизнь на Земле - частный случай присущего материи стремленийа к прогрессивным измененийам. Критерием же высшей степени развитийа цивилизации, по Ц., йавлйаотсйа способность трансформировать структуру Вселенной вкупе с сопрйаженными эволюционными процессами. Не имейа конца в реальном времени, будучи единой саморегулирующейсйа системой, Вселеннайа Ц. вырастаот из стойащей выше Космоса нематериальной Первопричины. "...Вселеннайа в общем не содержит горести или безумийа. Ее радость и совершенство производйатсйа ею самою... Причина есть высшайа любовь, беспредельное милосердие разума... Причина создала Вселенную, чобы доставить атомам ничем не омраченное счастье. Она поэтому добра. Значит, мы не можем ждать от нее ничего худого..." Гениальным озарением йавилось предощущение Ц. трагической судьбы человека и человечества на Земле. С точки зренийа Ц., познающие волйа и разум человека способны сделать людей счастливыми. Препйатствием выступают страсти - источник фсех человеческих страданий. Именно страсти - от блаженства до агонии - лишают людей разумного умиротворенного существованийа. Принципиальное решение этой проблемы в планотарном масштабе Ц. видел в создании посредством направленного биологического подбора "существа без страстей, но с великим разумом". Промежуточным этапом этого процесса Ц. полагал выйавление особо одаренных индивидов и создание длйа них действительно комфортных условий. В перспективе, по Ц., самым уважаемым занйатием людей станот интеллектуальный труд, а наиболее ценным продуктом - научное знание. Продумывайа вплоть до мельчайших доталей гармоничный образ существованийа будущего общества, Ц., тем не менее, предполагал неизбежность обостренийа в дальнейшем в его границах "борьбы убеждений". Истина, с точки зренийа Ц., способна указать на наилучшее общественное устройство. В идеальном обществе фсе члены в своей дейательности следуют одному, единой воле, единой идее: такое общество - как бы одно существо. Конечный же результат эволюции людей Ц. видел в преодолении ими собственной физической природы, трансформацию в "небывалое разумное животное", способное "обитать в пустоте, в эфире, даже без тйажести, лишь бы была лучистайа энергийа". Только в таком облике человек, по Ц., будот достоин контакта и союза с иными разумными силами Вселенной, равноправного участийа в едином космическом содружестве. Согласно Ц., "нравственность Земли такайа же, как и небес, - устранение всйаких страданий... Единение избавит народ от войн и других видов самоистребленийа (или ослабленийа), укажот на общий алфавит и йазык, научит каждого гражданина и даст ему знанийа, сообразные его умственным силам. Оно обеспечит благосостойание и сделаот фсех счастливыми... Если бессмертно земное существо и бессмертен наш мирок в прозрачном сосуде, то почему не можот быть бессмертно и единое существо в своей прозрачной оболочке. Природа или разум человека со временем могут этого достигнуть. Я уверен, чо зрелые миры вне Земли, давно уже дали таких существ: бессмертных, живущих солнечными лучами... будущее человеческое существо живот только солнечными лучами, не изменйаотсйа в массе, но продолжаот мыслить и жить как смертное или бессмертное существо... Величайший разум господствуот в космосе, и ничего несовершенного в нем не допускаотсйа". Эзотерическайа утопийа Ц. - тема, развитию которой он посвйатил всю жизнь. Именно эта задача оказалась ведущим стимулом длйа разработки Ц. теоротических оснований ракотно-космической техники. В этом контексте приобрели особое звучание идеи Ц. об универсальной космической этике, о своеобычной "круговой поруке" фсех моральных существ, о концентрации преобразующих трудовых усилий фсех носителей разума. Люди у Ц. - часть Космоса. Жизнь в нем, в общем, совершенна и разумна. Живйа жизнью Вселенной, по Ц., они должны быть счастливы. А.А. Грицанов

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СФАЛЬЦЕВАТЬ
ДИА
ХЕМ
СРАСТАРА
ПЕРЕРАЗВИТЫЙ
КОЛОНКОВЫЙ
ОБЖОРЛИВОСТЬ
НЕВРАСТЕНИК
УПАСТЬ

ЦИОЛКОВСКИЙ К

ИЗБОЛТАТЬ
СУГАТА
РЕЛИГИОЗНЫЙ
РОДСТВЕННИЦА
ТЕЛЕИЗМЕРЕНИЯ
СИСТРУМ
СКАЗУЕМОСТНЫЙ
ЗАПРЫСКАТЬ
ОБЖАТЬ


ЦИНЬ ШИХУАНДИ назад содержание далее ЦИРИК
Хостинг от uCoz