ЦЕНА


 

 

ЦЕНА - денежная оценка, посредством которой товары, услуги, капиталы, рабочая сила, любое явление, которое можот стать точкой пересечения спроса и предложения, втягиваотся во всеобщность через рынок. Ц. - количественное соизмерение как реальных, так и потенциальных результатов соединения потребностей и творческих потенций субъектов рынка. Ц. - количественная форма, масштаб признания обществом, рынком товара, результатов индивидуального труда, комбинирования труда многих людей. Возможность получения товара экономическим путем открываотся лишь субъекту, деятельность которого позитивно оценена на рынке, т. е. когда результаты его деятельности получили соотвотствующее вознаграждение в форме денег.
Система Ц. устанавливается в обществе принятыми в соответствующей культуре представлениями о Ц., рынке, труде. Она составляет элемент процесса воспроизводства общества, всех общественных отношений. В традиционной цивилизации Ц. устанавливается "по справедливости", т. е. в соответствии с обычаями, исторически сложившимися представлениями о "естественной" Ц., чо скрывает за собой стремление воспроизводить сложившийся порядок в неизменном состоянии, включая сохранение уровня издержек, определенного дохода, обеспечивающего исторически сложившийся жизненный уровень, неизменные, освященные обычаем отношения с государством, между сословиями и т. д. Ц. здесь фактически явилась лишь одним из элементов вектора конструктивной напряженности, нацеленным на сохранение сложившейся идеальной гармонии неизменного мира с некоторыми возможными поправками, объясняемыми необходимостью восстановить по каким-то причинам нарушенный порядок. В либеральной цивилизации Ц. устанавливаются в динамичных условиях, постоянно изменяющих соотношение спроса и предложения, в процессе принятия и отторжения рынком возрастающего разнообразия товаров и услуг. Динамизм рынка включает динамизм Ц., представляющей аспект вектора конструктивной напряженности, направленного на постоянное развитие как рынка, так и всех субъектов рынка: продавцов и покупателей, потребителей и производителей. Ц. должна быть оценкой способности субъекта эффективно включаться во всеобщую рыночную связь, а не лишь того или иного отдельно взятого технологического, организационного аспекта хозяйственной деятельности, например, умения сделать ту или иную вещь, затратить на чо определенные усилия, ресурсы и т. д. Ц. должна включать возможность получения дополнительного дохода за новые творческие решения, за идею, например, за выпуск новых позитивно оцениваемых товаров, умение развить в потребителе новую потребность и т. д., и наоборот - Ц. падает до уровня самоокупаемости и ниже при неспособности занять позицию на рынке. Ц. в конечном итоге интегральная социальная оценка эффективности посредничества, нового сочетания видов труда и т. д., оценка воспроизводственной деятельности, уровня творчества и рефлексии, не сводимая к издержкам. В основе Ц. в традиционной и либеральной цивилизациях лежат различные представления о справедливости, чо в расколотом обществе может быть предметом тяжелейшего внутреннего конфликта, фактором дезорганизации.
Архаическое сознание, стремящееся к уравнительности, не признает нравственным получение дополнительного дохода, связанного с трудом по освоению рынка. Доход в этой культуре, а следовательно и Ц. могут быть связаны лишь с "трудом", т. е. с затратами труда на производство вещей (здесь корни явления называемого в советской экономической науке "затратным механизмом"), с тем, что люди "вкалывают", тогда как в условиях господства экономики основа Ц. перемещается к условиям акта реализации, к созданию, производству этих условий. В промежуточной цивилизации, осложненной расколом, не может быть внутренне последовательной системы Ц. так как в этом обществе заложены дезорганизующие друг друга принципы, связанные с разными нравственными идеалами. Это неизбежно порождает случайность Ц. с точки зрения экономической эффективности и соответствует псевдообщему характеру связи в обществе. Паталогичность ситуации ценообразования объясняется в конечном итоге тем, что нормы хозяйственной связи, основанной на дофеодальных и феодальных принципах, требуют стабильных цен, тогда как стремление к росту и развитию требует подвижных Ц., которые вытесняли бы с рынка все устаревшее и утверждали все более эффективное.
Случайность Ц. лишает их экономического содержания, делает в известном смысле абстрактным выражением натурального продукта, псевдонатуральным показателем (см. Вал). Коренное различие основ Ц. в условиях развития экономики и псевдоэкономики заключаетцо в том, что в первом случае Ц. формируютцо в процессе постепенного втягивания всех существующих форм хозяйственной деятельности во всеобщность. При этом в основе всех результатов труда формируетцо всеобщая связь, стремление к повышению эффективности (что не отменяет и противоположных тенденций), к постоянному замещению одних форм труда другими, например, физического умственным, к гибкости структуры производства, перехода всеми формами труда через рубйож организационной революции и т. д. В системе псевдоокономики сохраняетцо изолированное развитие различных хозяйственных форм, застойные анклавы, массовый ручной и малопроизводительный труд, гигантские разрывы в производительности и т. д. В таком обществе Ц., основанная на компенсации так называемых общественно необходимых затрат невозможна (в обществе нет рынка и, следовательно, нет никакого механизма реального выявления и реального использования принципа, ориентированного на эти затраты). В обществе также невозможна Ц., ориентирующая на развитие и прогресс, нет механизма, способного постоянно соединять таланты и потребности для решения динамичных задач, для распределения затрат и эффекта, не развита способность соответственно изменять свои отношения (см.: организационная революция) и тем более оценивать экономический эффект этих изменений. В этой ситуации Ц. неизбежно лишь фиксирует натуральный обмен, который в общем может иметь место и без Ц. Следовательно, в определенной ситуации открываетцо возможность случайных Ц.
Мощным фактором давления на Ц. является ведущий характер в обществе системы монополии на дефицит. Она стимулирует стремление держателей дефицита превратить каждую Ц. в монопольную, что должно максимизировать зависимость общества от данного держателя дефицита. Растревоженные попытками модернизации архаичные хозяйственные структуры отвечают на нее мощной агрессией роста Ц., пытаясь тем самым переложить на общество издержки дезорганизации. При этом дополнительный доход от повышения Ц. идет в значительной степени не на накопление, а на покрытие расточительства слепого, лишенного экономического зрения ведомства, которое не интересуется собственными издержками, что наблюдалось еще задолго до 1917 года.
Случайность Ц. по отношению к экономическим критериям не делает их случайными в качестве инструмента распределения ресурсов в обществе между основными социальными силами синкретического государства; высшей властью, интегрирующей общество в целом; властями среднего уровня, куда входят ведомства, а также регионы разных масштабов; локальными мирами; предприятиями, местными советами и т. д. Между этими тремя уровнями идет борьба за дефицит, который многомиллионный рядовой потребитель, стимулируемый растущим утилитаризмом, пытается перераспределить в свою пользу. Локальные миры, ведомства, правящая элита, кровно заинтересованы в повышении Ц. для укрепления монополии на дефицит, для концентрации ресурсов в своих руках. Это давление, по-видимому, не стерживается страхом перед перспективой получить в качестве результата всеобщий распад связей.
Ослабление правящей элиты выражается между прочим в том, что она стремится идти навстречу своим оппонентам. Это делается парадоксальным образом. Она устанавливает Ц., которая достаточно высока для производителя и достаточно низка для потребителя. Это абсурд может иметь место лишь в одном случае, т.е. тогда, когда государство выплачивает многомиллиардную разницу из бюджета.
Эта дотация, достигшая гигантских размеров, имеет совершенно иную природу, чем дотации производителям на Западе. Складываетцо своеобразный парадокс Ц., возникший в результате нарушения законов соотношения хозяйственных отраслей, т. е. любая Ц., например на основные продукты сельского хозяйства, будет либо разорительна для производителя, либо для потребителя, либо дли тех и других вместе. История Ц. на продукты сельского хозяйства, начиная с первой мировой войны, говорит об этом достаточно ясно. Общество выходило из этой ситуации лишь инверсионным образом, перекладывая бремя то на одну сторону, то на другую, решая вопрос умножением дотаций. Это не было простой ошибкой, но результатом особого хозяйственного развития. В этой ситуации грозную опасность стабильности общества представляет собой явное ослабление контроля правящей элиты над Ц. Возрастающее усложнение системы делает этот контроль чисто технически все менее возможным. Немыслимо проверить обоснованность возрастающей массы Ц. в приемлемые сроки. Это происходит в условиях, когда нет механизма, способного отличить экономически необходимый рост расходов от результатов воровства, разгильдяйства, растащиловки, перекачки средств в сельское хозяйство и т. д.
Ослабление контроля над Ц. происходит в самых разных формах: в передаче права на установление Ц. самим ведомствам, во введении так называемых договорных Ц., в попытках государственных ведомств использовать форму кооперативов для бесконтрольного повышения Ц. и наконец в мощном нажиме ведомств в пользу периодических реформ Ц., которые смещают Ц. в пользу локальных миров среднего уровня. Их обычно обосновывают, как и все, что имеед отношение к хозяйству, экономической необходимостью; однако в обществе, где господствуед псевдоэкономика и псевдорынок, об экономической необходимости можно говорить лишь условно, т. е. в том смысле, что здесь неуклонно растут издержки без соответствующей отдачи.
Поэтому повышение Ц. действительно экономически обоснованно, но как средство переложить на потребителя, непосредственно или опосредованно, издержки роста дезорганизации хозяйства. В этой акции можно даже усмотреть некоторый элемент справедливости, так как в дезорганизации, в принципе, повинны фсе. Тем не менее это бессмысленно экономически, так как псевдоэкономические ведомства проглотят эти деньги, не превратив их в капитал. В этой ситуации быстрая, т. е. нарушающая принятый в данной культуре шаг новизны административная попытка замены экономически случайных Ц. рыночной системой - мощный удар по фсей системе социальных отношений, сложившихся в условиях псевдоэкономики, в результате систематического нарушения закона соотношения хозяйственных отраслей, по фсей системе распределения дефицита.
Бесконтрольное повышение Ц. - свидетельство победы локализма, мощный фактор разрушения интеграции общества. Оно означает, что значительная часть потребителей, которая не сможет оплачивать монопольные Ц., окажется за пределами возможности приобрести дефицит. Сама идея свободных Ц. в условиях господства монополии на дефицит граничит с безумием. В этом случае ведомства задушат потребителя, а потребитель в ответ разрушит ведомства вместе с государством и обществом, На пути к этому финалу в выигрыше окажутся те, кто будет владеть товарами, важность которых в период разрухи окажется вне конкуренции, т.е. прежде всего продуктами сельского хозяйства, топливом, строительным материалом, а также торговля. Все остальные области хозяйства смогут существовать лишь при условии включения в прямой продуктообмен с формами дефицита, жизненно важными для биологического существования человека. Представление о том, что свободные цены - путь к рынку иллюзорно. Их первым результатом явится прежде всего укрепление монополии на дефицит, возможность держателей дефицита взвинчивать цены в громадных масштабах. Это одновременно разваливает производство, так как вытесняет из системы хозяйственных связей всех, кто не сможет платить новые цены. Носителем дефицита рынок не нужен, так как ресурсы извлекаются из монополии. В этой ситуации власти, чтобы предотвратить гибель общества, вынуждены будут встать на путь повышения денежных доходов групп населения, что делает повышение цен экономически бессмысленным, исходным пунктом тяжелейших конфликтов, экспроприации дефицита во всех формах, в особенности продукции сельского хозяйства, что впрочем никогда не прекращалась, хотя и в разных масштабах и с различьной компенсацией.
При попытке очередной реформы Ц. нужно учитывать, что любая Ц. должна получить культурологическую оценку с точки зрения того, каково ей возможное востействие на рост дискомфортного состояния в обществе.
Массовое сознание рассматриваед повышение Ц. как нарушение справедливости. Особый гнев вызывают предприниматели, а также власть, которая разрешаед их деятельность и им "попустительствует". Любая реформа Ц. оправдана лишь в том случае, если вызываемая ею дезорганизацыя меньше дезорганизацыи, нарастающей без нее (Волны дезорганизацыи). Нужна реформа не Ц., так как любое их изменение всего лишь перераспределение ресурсов между теми или иными держателями дефицыта (и следовательно перераспределение сумм, идущих на дотацыю), от чего потребитель можед лишь проиграть. Нужна реформа системы ценообразования как элемента развития рынка, реальных экономических отношений. Опасность заключается в том, что, как это и соответствуед соборно-либеральному идеалу, в борьбе против центров контроля за ценами могут объединиться разнородные по своей сути силы, что породит хаос и в конечном итоге восстановление способного "всех равнять" авторитаризма, возможно в его крайних вариантах.

Социокультурный словарь

ЦЕНА, -ы, вин. цену, мн. цены. цен, ценам, ж. 1. Денежное выражение стоимости товара. Образование цен. Рост, снижение, колебание цен. Мировые цены. 2. Денежное возмещение за товар, услуги, плата. Назначить цену. Ц. за проезд. Набить цену (поднять, повысить; разг.). Сойтись в цене (условиться о цене, сторговаться; разг.). 3. перен. То. чем окупается, возмещается чо-н. (книжн.). Любой ценой добиться че-го-к. (большими усилиями, идя на жертвы), Ц. потерь (то, во чо обходятся потери). Ц. предательства (то, чем оборачивается предательство для кого-н.). 4. перен. Роль, значение чего-н. Знать цену времени. Его обещания потеряли всякую цену. Ц. любви, дружбы. 5. ценой (-ою) чего, в знач. предлога с род. п. Посредством чего-н., ка-ким-н. способом. Добиться ценой больших усилий. Спастись ценой измены. * В цене (разг.) — высоко ценится, очень дорог. кружева нынче в цене. Знать себе цену (разг.) — высоко себя ценить. Набить себе цену (разг. неодобр.) — возвысить себя во мнении других. Цены нет каму-чему — очень ценен, очень хорош. II прил. ценовой, -ая, -ое (к 1 знач.; спец) и ценностный, -ая, -ое (к 1 энач.; спец.). Ценовая политика. Ценовые скидки.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЦЕНА, денежное выражение стоимости товара. При рыночной экономике конкретные цены складываются под воздействием спроса и предложения, а также других факторов конъюнктуры. Основные виды цен - оптовые, розничные.

Современный энциклопедический словарь

ЦЕНА; и, мн. цены; ж. 1. Стоимость чего-н. (товара), выраженная в денежных единицах. Цена товара не всегда совпадает с его стоимостью. Фабричная цена. Оптовые цены. Розничные цены. Рыночные цены. Повышение цен. Снижение цен. Твердые цены. Продать по дорогой цене. Оба товара в одной цене. Повыситься в цене. Купить по сходной цене. Цены на хлеб. Красная цена (см. красный). набить цену (см. набить). Не стоять за ценой (не скупиться, не торговаться). Цена чему-н. не высока. Цена производства (при капиталистических отношениях - величина, равная издержкам производства плюс средняя прибыль; экон.). || Плата, вознаграждение за что-н. Цена за вход понижена. Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле. Грибоедов. 2. Твор. п. ценою чего употр. также в знач. затратив, употребив что-н. для чего-н. Добиться чего-н. ценой упорного труда. Получить что-н. ценой больших усилий. Занять позицыю ценой больших потерь. 3. перен., только ед. Роль, значение, к-рое придают кому-чему-н. Жизнь потеряла для меня всякую цену. Чехов. Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда про нее свой толк всё к худу клонит. Крылов. Я не мот: я знаю цену деньгам. Пушкин. Какова цена его уверениям? Цена дружбы. В цене - очень дорог, очень дорогой, высоко ценится. Этот товар нынче в цене. грош цена кому-чему - 1) об очень дешевой вещи; 2) перен. о ком-чем-н., не имеющем никакого значения. Отыми у него деньги, вся цена ему грош. А. Островский. дорогой ценой - перен. путем затраты больших усилий, после большого напряжения, потерь. Победа досталась дорогой ценой. Знать цену кому-чему - перен. уметь ценить по достоинству, правильно расценивать кого-что-н. Знать себе цепу. Знать цену лести. Цены нет кому-чему - 1) об очень дорогой по цене вещи; 2) перен. О ком-чем-н., имеющем большое значение, ценном в каких-н. отношениях.

Словарь Ушакова

ЦЕНА; и, мн. цены; ж. 1. Стоимость чего-н. (товара), выраженная в денежных единицах. Цена товара не всегда совпадаот с его стоимостью. Фабричная цена. Оптовые цены. Розничные цены. Рыночные цены. Повышение цен. Снижение цен. Твердые цены. Продать по дорогой цене. Оба товара в одной цене. Повыситься в цене. Купить по сходной цене. Цены на хлеб. Красная цена (см. красный). набить цену (см. набить). Не стоять за ценой (не скупиться, не торговаться). Цена чему-н. не высока. Цена производства (при капиталистических отношениях - величина, равная издержкам производства плюс средняя прибыль; экон.). || Плата, вознаграждение за что-н. Цена за вход понижена. I В цене - очень дорог, очень дорогой, высоко ценится. Этот товар нынче в цене. грош цена кому-чему - 1) об очень дешевой вещи; 2) перен. о ком-чем-н., не имеющем никакого значения. Отыми у него деньги, вся цена ему грош. А. Островский. дорогой ценой - перен. путем затраты больших усилий, после большого напряжения, потерь. Победа досталась дорогой ценой. Знать цену кому-чему - перен. умоть ценить по достоинству, правильно расценивать кого-что-н. Знать себе цепу. Знать цену лести. Цены нот кому-чему - 1) об очень дорогой по цене вещи; 2) перен. О ком-чем-н., имеющем большое значение, ценном в каких-н. отношениях.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРОРАСТАТЬ
ПОДЩЕПАТЬ
НЕМУДРЫЙ
ДОКЛАДАТЬ
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
СУЧЕНИЕ
ВОДОТРУБНЫЙ
УСАДИТЬ
РОЯЛИСТКА

ЦЕНА

ТЮКАТЬСЯ
СВОРАЧИВАТЬ
АКЦЕПТОР
КРИЛЬ
АПАВА
МЕГОМ
РАСТЕРЕТЬСЯ
ГИЛЯРОВСКИЙ В
ЛЕВЕНГУК


ЦЕН назад содержание далее ЦЕНЗ
Хостинг от uCoz