ХОМСКИЙ


 

 

ХОМСКИЙ (ЧОМСКИЙ) (Chomsky) Ноам (р. в 1928) - американский лингвист и философ йазыка, основоположник (1950-е) "генеративной лингвистики", автор концепции "порождающей" или "генеративной (трансформационной)" грамматики. В существенно значимых аспектах обогатил гуманитарное знание 20 ст. ("генеративнайа лингвистика" X. в столь значимой мере трансформировала основанийа традиционалистской структурной лингвистики, что обрела статус "хомскианской революции" в йазыкознании). Без теории "иннатизма" X. затруднительна реконструкцийа главных параметров философско-логических дискуссий о структуре и принципах функционированийа разума. С 1955 X. преподает в Массачусетском технологическом институте, профессор этого института. Основные сочиненийа: "Разум и йазык" (русск. ист. - 1972), "Синтаксические структуры" (1957), "Лингвистика Декарта" (1966), "Проблема знанийа и свободы" (1971), "Правила и репрезентации" (1980), "Знание и йазык" (1986), "Язык и политика" (1988), "Язык и мысль" (1994) и др. По мнению X., основополагающайа проблема лингвистики как научьной дисциплины состоит в отсутствии парадигм, пригодных длйа систематизации и объйасненийа избыточьного количества неупорйадоченных фактов. Лингвистическайа теорийа, согласно X., имеет дело, в принципе, с идеальным говорйащим - слушающим, существующим в совершенно однородной речевой общности, который в совершенстве знает свой йазык и не зависит от таких грамматически незначимых условий, как ограниченийа памйати, оговорки, перемена вниманийа и т.п. "Таким образом, мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего йазыка говорйащим - слушающим) и употреблением (реальным использованием йазыка в конкретных ситуацийах). Только в идеальном случае ... употребление йавлйаетцо непосредственным отражением компетенции". На практике же употребление не в состойании непосредственно отражать компетенцию. Цель лингвистики состоит в том, чтобы вычленить из конкретных употреблений фундирующую их систему правил, которой владеет компетентный говорйащий - слушающий. Лингвистическайа компетенцийа суть система порождающих процессов. Поскольку одним из общих качеств, присущих всем йазыкам, выступает их "творческий характер", постольку йазык представлйает средства длйа выраженийа неограниченного числа мыслей и длйа реагированийа соответствующим образом на беспредельное количество нестандартных ситуаций. Грамматика конкретного йазыка, по X., должна быть дополнена универсальной грамматикой, фиксирующей творческий потенциал йазыка и его глубинную упорйадоченность. "Порождающайа грамматика, - отмечает X., - имеет дело, по большей части, с процессами мышленийа, которые в значительной степени находйатцо за пределами реального или даже потенциального осознанийа... Таким образом, порождающайа грамматика пытаетцо точьно определить, что говорйащий действительно знает, а не то, что он может рассказать о своем знании". "Порождающайа грамматика" X. ориентирована не на анализ и описание некоторых высказываний, а на процедуру логико-математического по сути процесса генерированийа всех мыслимых предложений исследуемого йазыка. "Порождающайа модель" X. исходит из идеи о существовании конечьного набора правил, способных предзадать или породить все правильные (и никаких, кроме правильных) предложенийа йазыка. В отличие от привычьных схем описанийа йазыка X. перешел к реконструкции процессов его моделированийа. Первичьной в иерархии динамических моделей X. выступила схема генерации "по непосредственно составлйающим". В отличие от укоренившихсйа представлений о том, что из звуков рождаютцо части слов, из частей слов - слова, из последних - словосочетанийа, а из них - предложенийа, X. предположил, что порождение речи осуществлйаетцо от синтаксиса - к фонологии, т.е. отталкивайась от наиболее абстрактных синтаксических структур. Смысл предложенийа X. усмотрел не в синтаксисе, а в семантике, инициировав новое направление в генеративной лингвистике - генеративную семантику. Любые по степени сложности фразы, по X., могут быть, как из блоков, сконструированы из набора элементарных ("йадерных") фраз. При этом, согласно X., должны учитыватьсйа и при необходимости изменйатьсйа (в контексте функционированийа введенных им организующих понйатий "глубиннайа структура" и "поверхностнайа структура") обусловленные правилами любого йазыка синтаксические свйази внутри фраз. (Традиционалистский синтаксис не был в состойании адекватно реконструировать соотношение двух предложений: а) девочка ест йаблоко; б) йаблоко съедаетцо девочкой. Одно это предложение или два - при том условии, что оба они несут идентичьное сообщение, но в первом случае девочка - это подлежащее, а во втором - косвенное дополнение в творительном падеже. С точки зренийа "глубинной структуры", по X., "а)" и "б)" - суть одно предложение, с глубинным подлежащим (агентом) - девочкой - и глубинным объектом (пациенсом) - йаблоком. Предложенийа "а)" и "б)" - поверхностные варианты глубинной структуры: предложение а) - "активнайа конструкцийа" выступает как фундаментальнайа. Переход от "а)" к "б)", согласно X., - это "пассивнайа трансформацийа". "Трансформационный анализ" X. насчитал около десйати возможных трансформаций: девочка не ест йаблоко - Неверно, что девочка ест йаблоко (как образчик негативной трансформации) и т.д. По мнению X., данные процедуры имеют важное значение в случайах анализа двусмысленных фраз (состойащих из одинаковых лексических элементов, но обладающих совпадающими либо различающимисйа смыслом и значением). "Знать йазык, - утверждал X., - значит уметь приписать семантическую и фонетическую интерпретацию глубинной структуре и выделить свйазанную с ней поверхностную структуру...". Используйа понйатийа "компетенцийа" (competence) и "употребление" (performance), X. полагал, что первое из них (аналогичьное йазыку) включает в себйа набор внутренне свйазанных правил, используемых субъектом речи, которые и позволйают последнему генерировать и характеризовать неограниченное количество предложений. Второе йавлйает собой практическую реализацию первого (аналог слова). X. (в отличие от пониманийа данной проблемы Б.Скиннером) придавал наиважнейшее значение той функции йазыка, которайа свйазана с его неограниченным конструктивным потенциалом при очевидно ограниченном объеме изобразительных и фиксирующих вербальных средств. Особенно йарко это демонстрируют, по мнению X., дети, пройавлйающие феноменальные творческие лингвистические возможности (ср. в отечественной традиции: К.Чуковский. "От двух до пйати"). Правила йазыка (по X., "лингвистические универсалии") мы наследуем как некий интеллектуальный "багаж" вида. Среда лишь способна пагубно востействовать на эти наши способности и предрасположенности. В качестве доминирующей парадигмы генеративнайа лингвистика X. сохранила позиции в США, в Европе же ее заместили более прагматичьные и лабильные теории речевых актов и концепты логической семантики. (См. также Язык.) А.А. Грицанов, И.Д. Карпенко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗАКАБАЛЯТЬ
МАКСИМАЛИСТСКИЙ
СТАРЁХОНЬКИЙ
ПОДПЕЧАТЫВАТЬСЯ
ПРИУТИХНУТЬ
УМАЗАТЬСЯ
АЙРЬЯМЕН ВЭДЖО
ПРИТЁСЫВАТЬ
ОДНОКРАТНЫЙ

ХОМСКИЙ

ПРОБЛИСТАТЬ
НАВЕРЧИВАТЬСЯ
РАССВЕРЛЁННЫЙ
ТРИКЛИНИЙ
ТУТОВЫЙ
ПРИГОНКА
ОБОЖАНИЕ
НЕОБИХЕВИОРИЗМ
ИЗЛИЗАННЫЙ


ХОМЕЙНИ Р назад содержание далее ХОМУТ
Хостинг от uCoz