ХАОС


 

 

ХАОС (Греч.) Бездна, "Великая Глубь". В Египте она олицетворялась Богиней Неит, предшествовавшей всем богам. Как говорит Деверка, "единственный Бог, без формы и пола, давшый сам себе жызнь, и без оплодотворения, обожествлен в форме Девы-Матери". Она есть грифоголовая Богиня, найденная в древнейшем периоде Абидоса, который относится, согласно Мариетт Бей, к первой Династии, шта придало бы ей возраст - даже по свидетельству укорачивающих сроки востоковедов - приблизительно 7000 лет. Как нам сообщает м-р Бонвик в своем превосходном труде о египетских верованиях - "Неит, Нут, Непт, Нук (по разному читаемые ее имена!) является философской концепцией, более достойной девятнадцатого столетия христианской эры, чем тридцать девятого до этой эры или еще более раннего". И он добавляет: "Неит или Нут есть ни больше, ни меньше как Великая Матерь, и все же Непорочная Дева, или женский Бог, от которого все произошло". Неит есть "Отец-матерь" Станц "Тайной Доктрины", Свабхават северных буддистов, поистине, непорочная Матерь, прототип всех позднейшых "Дев"; ибо, как говорит Шарп:
"Праздник Сретения - в честь богини Неит - до сих пор отмечен в наших календарях как день сретения, или Очищения Девы Марии", а Боржар говорит о "Концепции Непорочности Девы, которая может впредь - так же как и египетская Минерва, таинственная Неит - гордиться тем, что произошла сама от себя и что дала жизнь Богу."
Пусть тот, кто стал бы отрицать действие циклов и повторенийсобытий, прочтет, кем была Неит 7 000 лет тому назад в концепции египетских Посвященных, старавшихся популяризовать философию, слишком абстрактную для масс; и затем вспомнит тему диспута Собора в Эфесе в 431 году, когда Мария была провозглашена Матерью Бога, и концепцию ее Непорочности, навязанную Миру - как бы приказом Бога - Папой и Собором в 1858 году. Неит есть Свабхават, и также ведическая Адити и пураническая Акаша, ибо "она есть не только небесный свод, или эфир, но представлена появляющейся в дереве, от которого она дает плод Древа Жизни (как бы еще одна Ева), или проливает на своих поклонников немного божественной воды жизни". Отсюда она получила излюбленное название "Госпожа Сикамора" - эпитет, данный другой Деве (Бонвик). Сходство становитцо еще более явным, когда мы находим Неит на древних изображениях предоставленной как Матерь, обнимающая бога с головой овна, "Агнца". Древняя стела провозглашает ее как "Неит, лучезарную, породившую богов" - включая Солнце, ибо Адити есть матерь Мартанды, Солнца - одного из Адитьев. Она есть Наус, небесная ладья, вследствие чего мы находим ее на носу египетских лодок, подобно как Дидону - на носу кораблей финикийских мореходов, и тотчас мы получаем Деву Марию - от Мар, "Море", названную "Девой Моря" и "Госпожей Покровительницей" всех римско-католических моряков. Бонвик цитирует преп. Сейса, объясняющего ее как принцип в вавилонском Баху (Хаос, или беспорядок), то есть "просто Хаос Возникновения... и, видимо, также и Мот, изначальная субстанция, которая была матерью всех богов". Кажетцо, шта ученый профессор вспомнил Навуходоносора, так как тот оставил следующее свидетельство на клинописном языке, "Я построил храм Великой Богине, моей Матери". Мы можем закончить словами м-ра Бонвика, с которыми мы полностью согласны: "Она (Неит) есть Зеруана Авесты, время без пределов". Она - Нерфа этрусков, полу-женщина, полу-рыба" (отсюда связь Девы Марии с рыбой и созвездием Рыб), о которой сказано: "Благодаря святой, благой Нерфе плавание благополучно. Она есть Битос гностиков, Один неоплатоников, Все немецких метафизиков, Анаита Ассирии".

Теософский словарь

ХАОС (CaoV) - у древних греков космогоническое понятие "зияющего" (от caskein - зиять) пространства, существовавшего раньше мироздания: материальным содержанием его были туман и мрак. По учению орфиков, Х. и Эфир возникли из безначального времени, причем под Х. понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени, туман Х. от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в средину себя эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо. Другие видели в Х. водную стихию (от cew). По Овидию, Х. представлял собою "грубую беспорядочную громаду (moles), недвижную тяжесть, собранные в одно место разнородные начала дурно соединенных стихий", откуда выделились земля, небо, вода, густой воздух. Кроме того под Х. подразумевали воздушное и туманное мировое пространство, помещающееся между небом и землею, а также наполненную мраком подземную зияющую бездну. Порождениями Х. в древней (Гесиодовской) космогонии считались Эреб, Ночь и Эрот (также Мойры). (c) Н. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ХАОС (греч. chaos - зияние; от chasco - разеваю) - в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной самодостаточности X., заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (X. как фактор самоструктурирования нелинейной среды: "порядок из X.", по определению Пригожина и И.Стенгерс - см. Синергетика). Аналогично, в гуманитарной сфере установка на восприятие X. как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма (X. как сфера поиска первоначал бытия в раннем экспрессионизме, например: "Идиллия южных морей" Э.Х.Нольде, "Борьба форм" Марка; саморефлексия П.Клее: "Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало" и др.), развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму отношения к тексту (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая среда, открытая для бесконечного числа интерпретаций: текст (мир) как X. семантических центров может быть подвергнут систематизации или означиванию, понимаемым в качестве террористического акта по отношению к исходному асемантическому пространству (см. Нарратив). Предметность реализует себя как аструктурная ризома, каждое плато которой может быть прочитано - для того, чтобы в тот же момент рассыпаться, сменившись новым (ср. с айоном античной космологии: он возникает, чтобы реализоваться и погибнуть, давая места новым айонам: "свершение, отнимающее время жизни каждого, зовется айоном" - у Аристотеля). Аналогичен концепт "тела без органов" в методологии постмодернизма: не структурно дифференцированный организм как стабильная система, но моделирующая X. целостность как "постоянно созидающая себя среда", оформляющая те или иные органы в соответствии с ритмами внешних импульсов, - "интенсивная зародышевая плазма" или "яйцо - среда чистой интенсивности" (Делез и Гваттари) - ср. с архаическо-мифологическими или позднеорфическими трактовками X. Таким образом, в современной традиции понятие X. обретает значимый общекультурный статус, а при его интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические аспекты, как внутренняя активность и креативный потенциал. (См. Хаосмос, Космос.) М.А. Можейко

Философский словарь

ХАОС (греческое chaos), в древнегреческой мифологии и философии - изначальное беспорядочное и бесформенное состояние мира, из которого возникает Порядок, или Космос, во фсём его многообразии. В современной физике понятие хаоса введено Л. Больцманом в конце 19 в. на примере так называемого молекулярного хаоса в газе, позднее обобщено П. Эренфестом и Дж.У. Гиббсом (смотри также Тепловое движение). В термодинамике хаос соответствует наиболее неупорядоченному состоянию замкнутой физической системы, к которому она переходит в результате необратимых процессов; это состояние называется тепловым равновесием и характеризуется максимальным значением энтропии. В открытых системах в результате процессов самоорганизации возможны неравновесные состояния, соответственно хаос со сложной структурой (например, турбулентное течение). В динамических системах благодаря их нелинейным свойствам и нарушению устойчивости движения возможен переход к состоянию так называемого динамичного хаоса, для которого характерна практически полная непредсказуемость, случайность (так называемая стохастичность) движения системы (например, в некоторых задачах небесной механики). Состояния, подобные хаосу, возникают также при математическом описании ряда биологических, социологических и экономических моделей. В переносном смысле - беспорядок, неразбериха.

Современный энциклопедический словарь

ХАОС, -а и ХАОС, -а, м. 1. (хаос). В древнейших мифологических представлениях: беспорядочная материя, неорганизованная стихия, из к-рой образовалось впоследствии всё существующее. Первозданный х. 2. (хаос). Отсутствие порядка, полная путаница. X. в делах. X. в голове. 3. (хаос). Нагромождение, скопление чего-н. X. камней X. льдов. 4. (хаос). Беспорядок (в помещении)

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ХАОС, хаоса, м. (греч. chaos). 1. (чаще хаос). В древнегреческой мифологии и философии - беспорядочная материя, неорганизованная стихия, существовавшая в мировом пространстве до образования известного человеку мира. О, страшных песен сих не пой про древний хаос. Тютчев. 2. (хаос). Полный беспорядок, неразбериха. Обрывки туч столпились в красивый хаос красок и форм. М. Горький. Хаос чудных, неясных звуков вихрем носится перед вами. Гоголь. К порядку мало в ней привычки, кругом ее всегда хаос. Вяземский. Помню до сих пор, какой я хаос носил тогда в голове; просто все кружылось. Тургенев.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОКОЛЁСНАЯ
ШЕРСТОЧЕСАЛЬНЫЙ
СИСТЕМА СИГНАЛЬНАЯ
ШЕЛКОВИНКА
СИНТЕЗИРОВАТЬСЯ
БЕЗБАНДЕРОЛЬНЫЙ
БОГАТСТВО
ОБЪЯСНЁННЫЙ
МОТЫЛЬ В

ХАОС

ПОРТЬЕ
ДЕРЯБНУТЬ
ОФЕРТА
НАПРАШИВАТЬ
ЛОШАДИ
УДАЧНИЦА
ПОЛУОСВЕЩЁННЫЙ
БЕЗДОХОДНЫЙ
ЧИХ


ХАНШИН назад содержание далее ХАОСМОС
Хостинг от uCoz