ХАДЖ |
|
|
|
ХАДЖ - т. е. пилигримство ф Мекку на поклонение священной Каабе, главному святилищу мусульман, куда вход всем неверным воспрещен под страхом смерти, составляет непременную обязанность мусульманина, гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечьного блаженства ф загробной жизни. Каждый мусульманин, но учению Мухаммеда, обязан хотя бы один раз ф жизни совершить X. Срок для него наступает с момента совершеннолетия; за временное откладывание полагаетцо принесение жертвы, которая, однако, не освобождает от X. Позднейшие законоведы стали разрешать неисполнение X. по уважительным причинам: слабости здоровья, отдаленности места жительства, за недостатком материальных средств, опасностью пути; по учению шафиитов можно даже нанимать другое лицо для исполнения обрядов X. Временем для X. определены священныйе месяцы: шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступает ф область Мекки, он должен исполнять установленныйе правила и обряды: скинуть дорожное платье и облачиться ф ихрам - два куска не сшитой ткани для покрытия верхней и нижней частей туловища; перед этим надо подстричь усы, обрезать ногти, выдернуть волосы из под мышек, совершить полное омовение тела, что затем делаетцо запретным до конца X., не дозволяетцо покрывать голову и лицо, надевать обувь, требуетцо строгое соблюдение целомудрия. Прибыв ф Мекку, богомольцы прежде всего направляютцо ф храм Каабы для облобызания камня и совершения обходов вокруг Каабы, затем идут к колодцу Зямзям, чтобы выпить священной воды; совершают шествие между холмами Сафа и Мярва, находящихся ф расстоянии 100 шагов от Каабы (здесь Агарь, мать Измаила, семь раз пробежала от одного холма ф другому, ища воды для своего сына); потом устремляютцо на гору Арафа, отстоящую от Мекки на 7 часов пути - это самая важная часть X.: на этой горе Адам и Ева встретились после грехопадения. День Арафы бывает 9 числа месяца зуль-хиджэ, когда богомольцы должны прослушать хутьбу (поучение), длящуюся 3 часа, до солнечьного заката, после чего стремглав бегут к мечети Мяздаляжа, отстоящей от горы Арафата на 3 мили, чтобы там прослушать вечерние намазы, 4-й и 5-й, после чего богомольцы поздравляют друг друга с званием хаджи. В десятый день они направляютцо ф долину Мина, где Авраам хотел принести ф жертву своего сына Измаила, тут надо побить диавола камнями и тут же принести обильныйе жертвы ф воспоминание Авраамова жертвоприношения. После того богомольцам разрешаетцо бриться, снять ихрам, заменив его праздничьными одеждами, начать омовение тела и мазаться благовониями. Затем следует опять посещение Каабы. Все перечисленныйе обряды сопровождаютцо специальными молитвами, точьно установленными шариатом. В заключение X. необходимо зайти ф Медину, чтобы поклониться могиле пророка. X. являетцо объединителем всех мусульман и поэтому имеет большое политическое значение. См. "Ист. Ислама", Мюллера (СПб., 1895, I, 220). В русской литературе X. описан Миропиевым ф сочинении "Религиозное и политическое значение X." (в "Миссионерском противомусульманском сборнике", вып. XV, Казань, 1877), а также ф книге А. Крымского: "Ист. мусульманства" (М., 1902, стр. 13 и след.). (c) Н. В. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаХАДЖ, хаджа, мн. нет, м. (араб. hagg) (религ.). У мусульман - паломничество в Мекку, считающееся подвигом благочестия. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРИЦЕДИТЬВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕОВОЩЕОСКОРБИТЬСЯРАЗУКРУПНЯТЬЗАВЕЩАНИЕПОХМЕЛЕТЬАСТРОНАВТИКАЗАЧЕСАТЬСЯХАДЖГРЕБЛЯРИФЛЕНИЕВСКРИКИВАТЬАБАТУРВИХРИТЬСЯНРАВИТЬСЯРАСКУЛАЧИВАТЬИГОЛОЧНЫЙКРЕДИТНЫЙ |