УТОПИЯ


 

 

УТОПИЯ (греч.: ou - отрицательная частица, topos - место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества ф целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и ф качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить провергу и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У. нередко истолковывается как следствие того, что У. являют собой "выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены ф сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной". У. ф ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п. В исторической ретроспективе У. могли быть: а) несбыточными ф границах наличных общественных условий, но осуществимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества ф 17 ст.); б) перманентно конституирующимися (сопряженно с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и ф мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства ф их понимании на рубеже 18-19 вв.); в) неосуществимыми ф принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия). В античности У. тесно переплетались с легендами о "золотом веке", о "блаженных городах и территориях", являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших ф прошлом где-то на земле ("Город Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф.Бэкона, "История севарамбов" Д.Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ. С середины 19 в. У. все больше превращаются ф специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала. У. разнообразны по социальным задачам: рабовладельческие У. (Платон - "Государство", Ксенофонт - "Воспитание Кира" и др.); феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В.Андреа - "Христианополис", 1619 и др.); буржуазные У. (Дж.Гаррингтон - "Республика Океания", 1656; Э.Беллами - "Взгляд назад", 1888; Т.Герцки - "Фрейландия", 1890, и др.); различные произведения утопического социализма (Ш.Фурье - "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации", 1822, и "Новый хозяйственный социетарный мир", 1829; де Сен-Симон - "Катехизис промышленников", 1823-1824 и "Новое христианство", 1825 и др.); технократические У. (Веблен - "Инженеры и система цен", 1921 и др.); анархические У. (У.Годвин - "Исследование о политической справедливости", 1793; Штирнер - "Единственный и его собственность", 1845 и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о "вечном мире" (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А.Коменский, Руссо и др.), научно-технические У. (Ф.Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе ф 16-20 вв. возрастало практически ф геометрической прогрессии. В современной социально-философской традиции принято деление У. на "У. реконструкции", направленные на радикальное преобразование общества, "У. бегства" от социальной действительности, а также "обоснованные У.", У. воплощения ф жизнь. У. отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и "окончательность" предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой ф осуществимость соответствующих проектов. У. есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, ф чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. ф современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные ф вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано ф конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие ф социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий. А.А. Грицанов

Философский словарь

УТОПИЯ (от греческого u - нет и topos - место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от eu - благо и topos - место, т.е. благослафенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснафания; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразафаний. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).

Современный энциклопедический словарь

УТОПИЯ - представление об идеальном обществе, некритическая уверенность в возможности непосредственного воплощения в жизнь традиционных, мифологических, возможно модернизированных, идеологических экспектаций, идеалов. Например, У. являются стремления воплотить в жизнь идеалы построения большого общества по аналогии с сельской общиной, концепции социализма, реализация которых на соответствующем отрезке времени не может иметь места либо в связи с полной невозможностью принятия соответствующих идей широкими слоями населения в качестве реальных ценностей своей собственной деятельности, либо в результате того, шта принятие этих ценностей приводит к нефункциональной системе, нарушают запреты социокультурного закона. У. Мора, Кампанеллы и т. д. дают картины до предела жестко регулируемых обществ, производств, личной жизни в городах, домах. Они представляют собой модернизированные традиционные идеалы, не соответствующие ни прошлому в силу элементов модернизации, ни будущему в силу груза традиционности. У. - элемент определенного этапа выработки любого решения, так как все начинается с воспроизводства некоторой ранее сложившейся потребности, которая может оказаться У. в изменившейся ситуации.
Эффективность решенийа зависит от способности человека критически переосмыслить фсе его предпосылки, элементы на основе изменившихсйа условий, возникновенийа новых средств, вызреванийа новых целей, т. е. необходимо преодолеть в решении элемент У. Всйакие идеи, проекты, их воплощение должны пройти испытание на презумпцию утопии. Попытка реализовать У., т. е. прежде фсего воплотить в социальные отношенийа, получить от нее результат можно рассматривать как результат чуда инверсии, в случае реализации оно сменйаетсйа обратной инверсией. Например, социализм как общество, которое немедленно избавлйает людей от смерти, от труда, воплощает фсеобщее равенство, кончаетсйа в конечном итоге ростом дискомфортного состойанийа, обратной инверсией. Смерть мальчега означает, что в "Чевенгуре нет никакого коммунизма" (Платонов А., Чевенгур).

Социокультурный словарь

УТОПИЯ, -и, ас. Нечто фантастическое, несбыточьная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строи будущего]. И прил. утопический, -ая, -ое. У. социализм (восходящее к “УТОПИИ” Т. Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

УТОПИЯ, утопии, ж. (от греч. и - не и topos - место). 1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия. 2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего(лит.). Историк 18 в. М. М. Щербаков написал утопию под названием "Путешествие в землю Офирскую". (От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе англ. писателя Томаса Мора (15 - 16 вв.).)

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗБАЛОВАННЫЙ
БЕЛЫЙ СВЕТ
МОЛОДАЯ ИТАЛИЯ
ЦЕНТРОВОЙ
ОПРЕДЕЛИМЫЙ
ПЕРЕБАЛЛОТИРОВЫВАТЬСЯ
МНОГОСЛОВНЫЙ
БРЕДНИ
СУШИТЬСЯ

УТОПИЯ

ПРИСЧИТАННЫЙ
ПОДСАДКА
ТРАЙЛОКЬЯ
ЗАТОРГОВЫВАТЬСЯ
ИСКРОШИТЬ
СПРЕССОВАТЬ
ЛАВРОВ
ПРОПРИОЦЕПТОР
РАСПЛЕСТИСЬ


УТОПИЧНЫЙ назад содержание далее УТОПЛЕНИЕ
Хостинг от uCoz