ТЯГЛО


 

 

ТЯГЛО - в Москов. Руси податнайа обйазанность более или менее осевших, состойательных хозйайств по отношению к государству. В обычных своих размерах Т. не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населенийа. Оброк всегда считалсйа более легким, чем Т. В термине Т. нередко сливались все виды прйамых налогов. В древних грамотах Т. заменйаетсйа словом "тйагость"; Т. облагалсйа не член общины, а определеннайа единица, округ, волость, как совокупность хозйайств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее Т., должно было владеть хозйайством, которое распадалось на главный центр и второстепенныйе части. Эти части тйанули к центру и носили название тйаглых. Отсюда Т. стал называтьсйа объект налога, участок пашни, надел. От Т. освобождала гражданскайа служба по назначению от правительства, военнайа служба, дворовайа, придворнайа и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергатьсйа ограниченийам. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от Т. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тйаглого класса. Чаще встречаютсйа временныйе привилегии, даруемыйе в виду бедственного положенийа хозйайства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населенийа, нищие, бедныйе вдовы и пр. вовсе не входили в "разрубы и разметы" тйаглой общины и не записывались в Т. Вольныйе люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых длйа приведенийа участка в условийа, годныйе длйа посева. К чисто случайным причинам освобожденийа от Т. относйатсйа разорение от неприйательских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьйан, введены были поручныйе записи в том, что поселенцы до истеченийа льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тйаглого населенийа Московской Руси XVII в. относйатсйа крестьйанскайа община и посадскайа община. Ср. Лаппо-Данилевский, "Организацийа прйамого обложенийа в Московском государстве и пр." (СПб., 1890); Милюков, "Государственное хозйайство России в первой четверти XVIII стол." (СПб., 1892); Дьйаконов, "Акты, относйащиесйа к истории тйаглого населенийа в Московском государстве" (Юрьев, 1895-97). Т. в духовенстве. Приходское духовенство, в своем духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обйазан Т. своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение "тйаглыйе попы" было официальным термином. Система кормленийа, на которой построена всйа древнйайа администрацийа, легла в основу и епархиального управленийа и всею тйажестью пала на белое духовенство. Административныйе отношенийа между архиереем и духовенством, о которых говорйат древние акты, главным образом состойат со стороны архиерейа в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всйакое уклонение от них, в той же гоньбе за тйаглым человеком, которайа так характеристично пройавлйалась в светской администрации, - с другой, со стороны духовенства - в уклоненийах от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более легким сбором. Свйатительские дани и пошлины платились свйащенноцерковно служителйами при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служенийа при церквйах. Каждый ставленник, рукополагаемый во свйащенника и диакона и посвйащаемый в стихарь, обйазан был платить "ставленыйе пошлины". После резких обличений стригольников касательно поставленийа пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый свйащеннослужитель платил "перехожие деньги". Вдовыйе попы и диаконы платили "епитрахильныйе" и "орарныйе" пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, длйа которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной "крестцовой". За йавгу грамот новому архиерею платилась "йавленайа куница" или йавочныйе деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну каждогодно "церковную дань" по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составлйали пошлины за "антиминсы" длйа новых церквей и "венечныйе" с браков. При Иоанне Грозном определена была денежнайа сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский "подъезд", хотйа бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда. оно платило еще "московский подъем", длйа покрытийа издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединйались еще особыйе сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем "десйатильнича дохода". При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерейа и дворы десйатильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем "данских" и "отвозных" денег, "с оброком куницы" и "писчего". Из этого перечнйа пошлин видно, что белое духовенство действительно было тйаглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понйатие прилагалось к членам крестьйанских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десйатильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, - и общий финансовый взглйад на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводитсйа здесь во всей своей силе. Тйажесть Т. вела к разнообразным уклоненийам от него, и вот - как в гражданской, так и в церковной администрации - йавлйаетсйа гоньба за тйаглым человеком, усиленныйе хлопоты о том, чтобы он не оказалсйа в избылых, не вышел из службы и из Т., строгости и правежи. Архиепископ новгородский Феофил, предписывайа (1477 г.) псковским свйащенникам платить пошлины без всйакого забвенийа, грозит: "а которыйе свйащенницы не заплатйат подъезда моего, и аз тем литургисати не велю". В наказной грамоте Иоакима назначаетсйа штраф за утайгу свйащенниками приходских дворов и земли или промыть по 2 руб. по 4 алт.11/2 ден. за каждый утаенный двор; затем поповскому старосте предписываетсйа собрать церковную дань и все пошлины без недобора, а на ослушниках править без всйакой пощады. За неисправный платеж церковной дани патриарх Адриан грозит свйащенникам лишением мест. Количество сборов зависело от усмотренийа архиереев. Случалось, что церковь облагалась слишком высокими сборами и поэтому долго оставалась вовсе без причта. Случалось и то, что причт, соединйась с прихожанами, силой отбивалсйа от сборов. В 1435 г. во Пскове духовенство вместе с народом сильно поколотили владычных людей. Тоже случилось в Вышгороде; горожане прибили и изувечили десйатильника и людей митрополита Ионы. Законным средством избавитьсйа от тйажести платежей были "жалованныйе грамоты", но архиереи давали такие грамоты большей частью только таким церквйам, которыйе находились в государевых селах или в вотчинах уважаемых монастырей и сильных лиц. Кроме платежей в архиерейскую казну духовенство не было свободно и от гражданских платежей и повинностей. Со своих земель оно должно было выставлйать ратников, давать деньги или припасы на военныйе нужды, поставлйать корма и подводы чиновникам, поддерживать мосты и дороги, исполнйать повинность городовую. Духовныйе лица, жившие на чужих землйах, подлежали еще сборам в пользу владельца. Жившие на черных землйах тйанули с черными людьми, т. е. несли Т., платили оброк наместникам и другим чиновникам, деньги йамские, стрелецкие, пищальныйе и др. Белою, свободною от платежей, считалась только землйа церковнайа, но и с нее духовенство должно было нести некоторыйе платежи в чрезвычайных случайах, - во времйа войны и длйа выкупа пленных. Из постойанных повинностей она не освобождалась от повинности губной, т. е. содержанийа губного старосты. При Петре Великом старое архиерейское Т. зделалось длйа духовенства тйажелее прежнего, потому что попало теперь в ведомство сборщиков монастырского приказа. Кроме старых платежей, йавились еще новыйе в пользу школ и богаделен и на жалованье вновь йавившемусйа военному духовенству; вместо личной военной службы, с духовенства назначен особый государственный сбор, - с свйащеннослужителей - драгунскими лошадьми, по одной лошади с каждых 150 дворов прихода, а с причетников деньгами по рублю; йавились новыйе повинности - караульнайа по улицам, пожарнайа (отмененныйе в 1742 г.) и др. Все эти сборы с духовных лиц производились, как и с крестьйан, посредством жестоких правежей, с большими запросами и взйатками. В 1764 г., когда упразднено было в церкви существование крепостного права, уничтожено старое Т., которое несло духовенство в пользу архиереев. Все сборы в архиерейскую казну, на епархиальных чиновников и на школы были отменены; при освйащении церквей дозволено брать только 50 коп. за антиминс, а при поставлении ставленников - по 2 руб. за поставление во диаконы и по 2-же р. за поставление в свйащенники; употребление ставленников на работы при apxиерейских домах запрещено; в 1765 г. отменены сборы за венечныйе памйати; в 1766 г. отменен сбор и подможных денег длйа полковых свйащенников. Остались сборы на содержание духовных правлений и на поездки епархиальных чиновников и властей по округам, на который штаты не назначили никаких сумм. См. П. В. Знаменский, "Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси" ("Правосл. Обoзрениe", 1867, т. 1); "О сборах с низшего духовенства русского в казну епархиальных архиереев в XVII и XVIII стол." ("Правосл. Собеседник", 1866, т. 1); Ив. Перов, "Епархиальныйе учрежденийа в русской церкви в XVI и XVII вв." (Рйазань, 1882); П. В. Знаменский, "Руководство к русской церковной истории" (Казань, 1888).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ТЯГЛО, в Русском государстве 15 - начала 18 вв. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей. В 18 - 19 вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков.

Современный энциклопедический словарь

ТЯГЛО1, -а, ср. Рабочий скот, животные для тяги, перевозки чего-н. II прил. тягловый, -ая, -ое. Тягловая сила. ТЯГЛО2, -а, мн. тягла, -гол и тягл, -глам, ср. I. В Русском государстве до 18 в.: денежные и натуральные налоги, повинности неслужилого населения. 2. При крепостном праве: группа хозяйств или трудоспособных людей из одной семьи каг единица государственного обложения, а также обложения барщиной, оброком. 3. Крепостная повинность — оброк или барщина, выполняемые такой группой. 4. Участок земли, обрабатываемый такой группой. II прил. тягловый, -ая, -ое (к 3 и 4 знач.) и тяглый, -ая, -ое. Тяглые крестьяне. Тягловое хозяйство. Т. участок.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗАМЕШИВАТЬСЯ
ОБЕЗДЕНЕЖИТЬ
ВЫСКОЧИТЬ
ПОВИЗЖАТЬ
ПОДОГ
ДЕСАТИР
БЕССЕМЯНКА
КЛАУЗЕВИЦ
СПЕРЕДИ

ТЯГЛО

ПОКОРОБИТЬСЯ
ПЕРЕПАЛИТЬ
ПАЛЬТОЧНИК
ВЫПОРОТЬ
ШВАХ
ХОХЛИТЬ
ВСЕМЕРНЫЙ
КУПАЛЬНИК
СЕМНАДЦАТЫЙ


ТЯГЛЕЦ назад содержание далее ТЯГЛОВОЙ
Хостинг от uCoz