ТРИУМФ


 

 

ТРИУМФ (triumphus) во Риме - торжественное вступление в столицу победоносного полкафодца и его войска. Т. выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальникаф приносить благодарение богам, дарафавшим победу. С течением времени Т. стал допускаться лишь при наличности целого ряда услафий. Т. считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел imperium и вел войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полкафодца. Т. могли получать как обыкнафенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командафание в силу особого народного постанафления (imperium extraordinarium). Т. определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в Т., военачальнику удавалось получить его в силу постанафления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев). Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопрафождалась тяжким поражением врагаф. Существафало правило давать Т. лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагаф. Полкафодец, добивавшийся Т., ждал решения вопроса, будет ли ему дарафан Т., находясь вне городской черты, в виду того, что вступление в город магистрата, не сложившего еще imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсафом поле, обыкнафенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полкафодца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего Т. imperium в городе. В день, назначенный для Т., участвафавшие в нем собирались рано утром на Марсафом поле, где в общественном здании (villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмафыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпурафую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лаврафую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слонафой кости с изображением орла наверху; на голафе его был лаврафый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего Т. белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время Т. стали обыкнафенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветаф и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Т. на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городаф и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствафавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметаф. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образафанность, давали для Т. много художественных сокрафищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время тpиумфаф Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой - около 3000. Жрецы и юноши сопрафождали белых жертвенных быкаф с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в глазах римских полкафодцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленникаф во время Т. убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер челафеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его голафой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, сафершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали "Jo triumphe" и пели импрафизирафанные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсафом поде, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по via sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратаф и сенатораф, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда полкафодец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица; получившие Т., имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период Т. сделались исключительным достоянием самих императораф, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следафательно, военачальникам этого периода недоставало одного из оснафных услафий для получения Т. - права вести войну "suis auspiciis". Сохранив Т. лишь для себя и иногда для своих ближайших родственникаф, императоры стали давать другим полкафодцам взамен Т. лишь право одевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфатораф. Последний Т. был, кажется, справлен Диоклетианом. Менее важную и торжественную форму Т. представляла так называемая "афация". (c) Д. Кар.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ТРИУМФ (латинское triumphus), в Древнем Риме торжественное вступление в столицу победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и являлся высшей наградой полководцу. В переносном смысле - блестящий успех, выдающаяся победа.

Современный энциклопедический словарь

ТРИУМФ, -а, м. Блестящий успех, торжество [первонач. в Древнем Риме — торжественная встреча полководца, возвращающегося с победой]. Г. певца. II прил. триумфальный, -ая, -ое. Триумфальная арка (построенная в ознаменование военной победы).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ТРИУМФ, триумфа, м. (латин. triumphus от греч. thriambos - праздничное шествие в честь бога вина и веселья Вакха) (книжн.). 1. В древнем Риме - торжественная встреча полководца, возвращающегося после победы (истор.). 2. перен. Блестящий успех, торжество, доставляемое удачей, победой. Выступить на сцене с триумфом.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


АТХАРВА ВЕДА
ПОСОШКОВ И
РЕЗЕЦИРОВАННЫЙ
СУНУТЫЙ
КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКИЙ
БРОНХИ
УПУТЫВАТЬСЯ
ЦИФРОВОЙ
НУКЛОНЫ

ТРИУМФ

ЭССЕИСТ
ПРЕДУБЕЖДЁННЫЙ
СЕПАРАТИСТКА
ПОЛАНИ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ
НОЧЛЕЖНИК
ЗАКУПОРЕННЫЙ
ПРОЛЕЗТЬ
ДИВНЫЙ


ТРИУМВИРАТ назад содержание далее ТРИУМФАЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz