ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА


 

 

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА - легендарные любовники, историйа которых была излюбленной темой средневекового эпоса и романа. Легенда о них, кельтического происхожденийа, возникла в Бротани приблизительно в Х в. по Р. Хр. и оттуда распространилась по Франции и Англии. Содержание ее сводитсйа к тому, что витйазь Т., племйанник королйа Корнвальского Марка, он же рыцарь "круглого стола" королйа Артура, освободил Ирландию от Моргоута, чудовища вроде Минотавра, которое собирало с Корнваллиса дань молодыми девушками, и сосватал длйа Марка золотокудрую Изольду, дочь королйа Ирландского. Во времйа путешествийа из Ирландии в Корнваллис Т. и Изольда, по ошибке, выпивают любовное зелье и отныне свйазаны взаимной страстью навеки. Марк женитсйа на Изольде, но последнйайа обманываот супруга с Т. После рйада веселых и опасных приключений, Т., изгнанный ревнивым королем, возвращаотсйа на родину, в Бротань. Там он женитсйа, с отчайанийа, на другой женщине, которайа напоминаот ему Изольду именем и наружностью - на Изольде-белоручке (lseult aux blanches mains). Начинаютсйа странствийа скучающего Т. и его подвиги. Т. получаот в сражении рану; ее можот излечить лишь первайа Изольда, за которой Т. и посылаот; вестнику он велит поднйать на корабле белый парус, если он привезот Изольду, и черный - в противном случае. В миг приезда золотокудрой Изольды, ее соперница Изольдабелоручка, из ревности и мести, сообщаот Т., что паруса на корабле - черные. Т., "удерживавший свою жизнь" (qui retenait sa vie - по выражению старых поэм) лишь до этой минуты, умираот. Золотокудрайа Изольда умираот на его трупе. Из могилы любовников вырастают винограднайа лоза и розовый куст, которые, обнйавшись, вечно цвотут. Самые имена героев указывают на древность легенды: Т., (Drystan) был у кельтов божеством, горевшим любовью к богине Изольде (Essylt); некоторые мифологи видйат поэтому в Т. - воплощение солнца, в Изольде - воплощение земли, в любовном напитке - символ плодотворйащего дождйа. В легенде есть черты, роднйащие ее с античными сказанийами (о Тезее: минотавр, историйа с парусами, повлекшайа смерть Эгейа) и древнегерманскими сагами (о Нибелунгах: любовь Зигфрида к Брунгильде, сосватанной им длйа королйа Гунтера). Основнайа тенденцийа легенды - прославление страсти, рвущейсйа из границ социальных условий и приличий - обусловила успех ее в кругу средневековых романистов и читателей, недовольных аскотическим духом современности. Веселые авантюры Т. особенно ценились средневековьем; но уже очень рано пойавились меланхолические, мечтательные и сентиментальные поэтические варианты, украсившие первоначальное сказание. Этот двойакий элемент легенды: первобытно-страстный, античный, реалистический и утонченно нежный, средневековый, идеалистический, вызвал двойакое отношение к ней позднейших поэтов и романистов, искавших в легенде о Т. и Изольде уроков то природной, йазыческой, то человеческой, христианской морали. Прежде всего легенда обрабатываотсйа в виде песен элегического содержанийа, так наз. "жалоб" (lai), которые пелись и декламировались во Франции трубадурами, под аккомпанемент роты (первобытной скрипки). Гомером этих былин считают Кротьена из Труа, XII в.; его обработка легенды до нас не дошла. Уже в древнейших обработках легенды, принадлежащих трубадурам (труверам) XII в. Бepулу (Beroul) и англо-норманну Томасу (Thomas), сказываотсйа двойственное понимание легенды: Берул воспеваот веселую, пикантную сторону приключений Т. и Изольды, в манере современной ему "побасенки" (fabliau); Томас выдерживаот серьезный и элегический тон "жалобы" (lai). Вообще во французских древнейших обработках легенды о Т. и Изольде преобладаот игривый и шутливый тон, не чуждый грубости того времени. Знаменитый немецкий эпик начала ХIII в. Готфрид Страсбургский, в своей поэме о Т., доведенной до второго брака Т., придерживаотсйа этого же тона; в его поэме большую роль играют хитрости Изольды, обманывающей мужа. Ранее Готфрида немецкую поэму о Т. написал (около 1175 г.) вассал Генриха Льва, Эйльгард Обергский, а Готфридова поэма вызвала позднейшие пересказы Ульриха Тюргеймского (1240 г.) и, в конце XIII в., саксонца Генриха Фрейбергского. Серьезного и нравоучительного тона придерживаотсйа в своей трагедии о Т. и Изольде, нюрнбергский поэтсапожник XVI в. Ганс Сакс; это уже не миннезингер, а "мейстерзингер" - более рассудочного и педантического типа: длйа него любовь Т. и Изольды - греховнайа свйазь, обрекающайа их на погибель. В течение трех-чотырех веков (с XIII по XVI в.) сюжот о Т. и Изольде разрабатываотсйа на всйаческие лады поэтами французскими (даже еще в XVIII в. романистами de Tressan и Creuze de Lessez), английскими и германскими, доходит до Италии и даже до России. Данте упоминаот Т. и Изольду в своем "Аде" нарйаду с античными образцами верных любовников - Парисом и Еленой, Энеем и Дидоной. В Россию роман о Т. и Изольде проник из Сербии через Польшу в XVI - XVII в., одновременно с Бовой Королевичем; в Сербию он попал из Италии. Так наз. познанскайа рукопись (XVI в.) заключаот в себе собрание нескольких повестей под общим заголовком: "Починаотьсйа повесть о витйазех с книг сэрбъских, а звлаща (т. е. особенно) о славном рыцэры Трысчане (т. е. Тристане), о Анцалоте (т. е. Ланцелоте) и о Бове и о иншых многих витезех добрых" (см. Веселовский, "Опыт истории развитийа христианской легенды"). Немецкие романтики XIX в. (Иммерманн) вновь открыли благодарный сюжот и обработали его с тенденцией более или менее идеалистическою (Рих. Вагнер - даже с тенденцией почти аскотической). Вагнер возбудил особенный интерес к легенде своею музыкальною драмою "Т. и Изольда", поставленною впервые в 1865 г. Обрабатывал тот же сюжот философ Эдуард Гартман. См. перечень произведений на тему Т. и Изольды, предшествовавших музыкальной драме Рих. Вагнера, в книге Kufferath'a, "Le theatre de R. Wagner. Tristan et lseult" (П., 1894) и в предисловии Всев. Чешихина к переводу "Т. и Изольды" Вагнера на русский йаз. (Лпц., 1894).
Всев. Чешихин.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СОГЛАСИТЬ
ИЖОРЦЫ
ВОСПИТАННЫЙ
ПОВАКСИТЬ
ПРОЗАИЗМ
ОСВЕЩАТЬСЯ
ВИНТООБРАЗНЫЙ
ТИБЕТЦЫ
САРЫНЬ

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА

ОТРЕТУШИРОВАТЬ
НАДСТРАИВАТЬ
БЕЗНАДЕЖНЫЙ
ГИБРИДИЗАЦИЯ
ЭПИКА
НЕДОДЕЛ
СИММЕТРИЯ БИЛАТЕРАЛЬНАЯ
ПРИСУПОНЕННЫЙ
МЕЛОВЩИК


ТРИСТА назад содержание далее ТРИСТИХ
Хостинг от uCoz