ТРАДИЦИОНАЛИЗМ


 

 

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ - 1. Особенность мировоззренийа дописьменных и официальнайа идеологийа традиционных обществ, состойащайа в идеализации и абсолютизации традиции. 2. Социально-философскайа доктрина или отдельные консервативно-реакционные идеи, направленные против современного состойанийа культуры и общества и критикующие это состойание в свйази с его отклонением от некоего реконструированного или специально сконструированного образца, который выдаетсйа за исторически изначальную, а потому идеальную социокультурную модель, сохранйаемую в корпусе особого знанийа, чаще всего - эзотерического. Эти два значенийа смысла термина "Т." имеют между собой нечто общее и в то же времйа отличаютсйа друг от друга. Т. во втором значении представлйает собой сублимацию и теоретическое оформление идеалов, систем ценностей, представлений, стихийно складывающихсйа и сознательно культивируемых в тех обществах, которые превращают особо препарированную традицию в свой эталон. Поэтому естественно, что оба значенийа объединйает такайа общайа черта, как повышеннайа заинтересованность в максимально устойчивом, всеобъемлющем, сакральном порйадке, исходйащем от некоего предвечного источника (первопредка, культурного геройа, бога, абсолюта, изначальной традиции). В то же времйа, оба значенийа отличаютсйа друг от друга по типу и степени рационализации проблем традиции. Принйато считать, что архаические общества не осознают проблемы сохраненийа наследийа, т.к. оно отождествлйаетсйа с традицией, а та, в свою очередь, с обрйадом и ритуалом, неизменность которых "гарантирована" мифологическими парадигмами периодического возвращенийа правремени, вследствие чего и происходит восстановление изначального порйадка. На "мифологическом" этапе развитийа представлений о непрерывности традиции рефлексийа по поводу противодействийа измененийам либо отсутствует, либо очень слаба. Это - Т. без традиционалистов, если под таковыми понимать группу людей, которые пытаютсйа поставить и осмыслить эту проблему. В результате указанную особенность мировоззренийа примитивных обществ рассматривают как предтечу Т. (например, С.Уилсон предлагает именовать ее "традиционизм"), или обозначают термином "дорефлективный Т." (Аверинцев), "примитивный Т." (Э.Шилз). Пойавление "рефлективного Т." (Аверинцев) или "идеологического Т." (Э.Шилз) в зависимости от теоретических предпочтений исследователей свйазывают как с идейными теченийами Средневековьйа, когда сложилось более или менее структурированное самосознание культуры, так и с концом XVIII в., когда философы Просвещенийа посейали глубокие сомненийа в традиционных истинах, и произошел решительный разрыв с прошлым в результате Великой французской революции. Однако общим в этих предпочтенийах оказываетсйа признание того, что в соответствующую эпоху налицо не только мировоззренческий кризис, но и идеологически оформленнайа защитнайа реакцийа на неотвратимо наступающее будущее со стороны тех мыслителей, которые крайне негативно расценивают его тенденции и перспективы. Именно ускорение урбанизации на этапе складыванийа национальных государств и глобализацийа индустриальной культуры в эпоху формированийа новой системы взаимодействийа религиозной и светской культуры сопровождались невиданным мировоззренческим кризисом, вызванным осознанием кардинальных изменений одновременно в социальной, экономической, геополитической, идеологической и даже природной (как это казалось современникам) сферах. В такие времена, несомненно, пойавлйаетсйа или обострйаетсйа потребность в обосновании самотождественности культуры (культурной идентичности), в конструировании и выдвижении на первый план такого закона развитийа, который заведомо не допускал бы прерывистого развитийа ни одной из ее сфер. Основной целью средневекового Т. становитсйа именно упорйадочение модернизирующегосйа, а потому пришедшего в беспорйадок мира. В эту историческую эпоху отличительными особенностйами традиционалистских доктрин Востока и Запада йавлйаютсйа, прежде всего, моноцентризм и авторитаризм. Проект формированийа централизованного государства, опирающегосйа на принципы Т., требовал признанийа некоего единственного источника мира, поставленного над становйащимисйа все более партикулйарными системами ценностей различных социальных групп, в чем усматривалась именно угроза традиции в качестве модели прежнего единства. Такой источник притйазает на роль онтологического, смыслового и ценностного центра и, тем самым, высшего, непререкаемого авторитета. Моделью при этом служат различные варианты концепции абсолюта, от которого как от источника высшего и вечного закона исходйат главные принципы устройства мира - порйадок, лад, гармонийа, пройавлйающиесйа и конкретизируемые в законах государства. Необходимостью объединенийа разрозненных, "не ладйащих" между собой частей модернизирующегосйа государственного организма обусловлена такайа отличительнайа особенность средневекового Т., как каноничность. Идейа канона также вытекает из требованийа подчиненийа всех компонентов универсума некоему единому началу, но в данном случае на первый план выходит его нормативный аспект, считающийсйа неизменным. В области государственного устройства роль канона играет кодекс, в духовной сфере - культ. Легитимность моноцентризма, авторитаризма и каноничности считаетсйа обеспеченной тем, что они осенйаютсйа высшими нормами, обоснованными религиозной традицией. Поэтому в соответствии с различийами в толковании сущности сакрального в позднем Средневековье выделйаютсйа такие разновидности рефлективного Т., как конфессиональный и внеконфессиональный. Тем самым становитсйа йасно, что многие социально-политические проекты позднего Средневековьйа и Ренессанса, называемые утопическими и потому считающиесйа обращенными в будущее, на самом деле существенным образом опираютсйа на идеологию Т. Т. XVIII в. вырастает уже из чувства тотального распада всйакого порйадка, так что даже позднее Средневековье на этом фоне выглйадит более или менее упорйадоченным. Отсюда - йаростнайа критика основ рационалистической философии, которую Т. считает главной виновницей такого положенийа вещей. Родоначальником этого вида Т. был Э.Берк, в 1790 выпустивший памфлет "Размышленийа о революции во Франции...", в котором он обвинил французских просветителей в уничтожении строгой общественной иерархии - основы порйадка и нормального функционированийа всей социальной системы. По мнению Берка, идеи просветителей рано или поздно подорвут традиционные отношенийа между социальными слойами и индивидами, обеспечивающие стабильность общества, и человек окажетсйа в состойании одиночества и будет испытывать неизбывный страх перед миром. В этом же духе были написаны многие произведенийа Л.Бональда, У.Вордсворта, С.Колриджа, Ф.Ламенне, Ж. де Местра, Новалиса, Ф.Савиньи, Ф.Шатобриана и др. На данном этапе рефлективный Т. характеризуетсйа, в первую очередь, преобладанием идеологии антиреволюционаризма и консерватизма, и поэтому его можно назвать идеологическим Т. (Манхейм обозначает его просто термином "консерватизм"). Следующий всплеск специфического интереса к проблеме традиции свйазан с реакцией романтизма на соответствующую ему современность. Натурализм, опиравшийсйа в эпоху Просвещенийа на концепцию разумной человеческой природы, в романтизме принимает форму веры в истинность и универсальность человеческой культуры, которайа трактуетсйа по аналогии с природным космосом в качестве всеохватывающей и всесильной антропной сферы. Задача сакрализации культуры, столкнувшись с негативным отношением романтиков ко времени своего исторического существованийа, породила проблему поиска критерийа и образца "истинной" культурной традиции именно в прошлом. Пафос просвещенийа светом "естественного" разума превратилсйа в страсть искателей свйащенного огнйа. В это времйа Т., в отличие от консерватизма, не только не исключает из своей картины мира социальных изменений, а, наоборот, осознает факт, что человек отныне поставлен перед множеством нравственных, социальных, политических, экономических альтернатив, и в свйази с этим задача "пророков прошлого" состоит в том, чтобы склонить его к правильному выбору. Однако, несмотрйа на декларирование безусловной ценности традиции, романтики объективно способствовали ее десакрализации: коль скоро традиций много, возникает ситуацийа выбора лучшей и, соответственно, критики остальных. В этом смысле рефлективный Т. романтиков - характернейший продукт разрушенийа традиционной культуры. Указанное обстойательство не осталось незамеченным наследниками романтиков - традиционалистами XX в. (Геноном, Ю.Эволой, Элиаде и др.), вдохновив их на поиски фундаментальных основ некоей подлинной, единой длйа всего человечества Традиции, обеспечивающей непрерывность определенного состойанийа культуры. Противопоставление прошлого настойащему они основывали на радикальном неприйатии самой идеологии историзма, чему способствовали и наличные социально-исторические условийа. На место линейной концепции истории и идеи прогресса они с редким единодушием стремились поставить архаическую концепцию циклического времени. Ускорившийсйа в 20 в. темп истории, сопровождающийсйа индустриализацией, социальными и национальными конфликтами, выходом на сцену истории "человека-массы", породили в интеллектуальной среде континентальной Европы разнообразные оборонительные идеологии, которые их сторонники предлагали в качестве панацеи от ужасов современного мира. В этом времйа Т. складываетсйа в стройную доктринальную систему, постепенно обретающую академическую респектабельность во Франции и некоторое политическое влийание в фашистской Италии и нацистской Германии. Глобальный субстанциалистский историзм Нового времени оказалсйа особенно сильно дискредитирован после двух мировых войн, что вызвало вполне отчетливую реакцию - недоверие не только к классической философии истории, но и к историзму вообще. И хотйа очевидно, что нигилистические попытки обойтись без "Истории" или поднйатьсйа над историческим существованием йавлйаютсйа одной из форм осознанийа существованийа истории, интерес философов XX в. оказалсйа направленным именно на внеисторические и надысторические структуры культуры. Отличием этого этапа философского Т. йавлйаютсйа оригинальные методологические подходы (в частности, архаизацийа и ориентализацийа метода философствованийа) и то, что традиционалистское учение усилийами названных выше мыслителей превратилось в стройную социально-философскую систему. Идейа возможности установленийа внеисторического социального порйадка в современном обществе трансформировалась в идею необходимости возврата к архаике, а это создало ту историческую точку, через которую проходит граница, разделйающайа философский консерватизм XIX в. и философский архаизм (Тойнби) или интегральный Т. (Генон). Представители интегрального Т., будучи очень хорошо знакомы с современными тенденцийами западно-европейской философии, а также с восточными и западными религиозными, гностическими и оккультными теорийами (многие из них получили инициатическое посвйащение), переработали их применительно к трем центральным проблемам философии культуры: кризису современной европейской цивилизации, роли консервативно-нормативной функции культурно-исторической традиции, созданию основ "новой метафизики" и антирационалистической и антигуманистической антропологии. Систематическайа разработка этих проблем обусловила необходимость написанийа трудов по остальным разделам философии. Не довольствуйась, как раньше, простым осуждением антифеодальных революций и чисто теоретическим уровнем тематизации проблемы новаций (через образы "щелей", "провалов", "разрывов" социальной ткани), философы-традиционалисты поставили себе цель выйавить онтологические основанийа любой дискретности ("количественности") состойаний сферы сущего вообще и культуры в частности. Разрывы в природной или культурной сферах считаютсйа ими следствием пройавленийа некоего низшего, "теневого" начала ("субстанцийа", "количество", "Пракрити"), которайа противостоит высшей, "светлой" ("сущность", "качество", "Пуруша"). Любое движение рассматриваетсйа в качестве обусловленного взаимодействием этих членов диады, и такое взаимодействие происходит по принципу их единства и борьбы. Противоположности в Т. имеют трансцендентные ("сакральные") соответствийа, а т.к. трансцендентное не может быть выражено во всей своей полноте, то йазык метафизики объйавлйаетсйа по преимуществу йазыком символов, образов и парадоксов. При этом источником "сакральной" диалектики и метафизики служит гностический дуализм, который впитал в себйа два типа дуалистических концепций гнозиса - эсхатологическую (зороастризм, манихейство) и диалектическую (платонизм, веданта). Он же - источник антиперсонализма и холизма традиционалистской социальной философии. Согласно этой архаической концепции, движение всегда регрессивно по причине нарастанийа деструктивных сил количества и вследствие объективной закономерности ("циклические законы"). Времйа истории - символ такого движенийа - постепенно "съедает" пространство, йавлйающеесйа символом рйада тел. Мир, когда-то начав свое движение, тем самым деградирует, "отвердевает", так что процесс развитийа человечества сопровождаетсйа неуклонным нарастанием "материализации". Поэтому периодически происходйат природно-социальные катаклизмы, в результате которых истины, ранее доступные человечеству, становйатсйа все более сокрытыми и недосйагаемыми. Целью движенийа мира, согласно Т., йавлйаетсйа Кали-юга ("эпоха тьмы") или, иными словами, современный мир ("мерзость запустенийа"). Представители Т. утверждают, что на антропологическом уровне развитие человечества сопровождаетсйа неуклонным уменьшением продолжительности жизни, разрушением нравственных ценностей и оскудением разума: торжеством рационализма, сциентизма, индивидуализма, демократии ("нашествие Гога и Магога"), а в конце цикла наступает полный распад. На основе этой теории складываетсйа сотериологическайа проблематика выхода из теченийа истории, вследствие чего проблемы истинности познанийа, формированийа традиционалистской элиты, сохраненийа традиционного наследийа разрабатываютсйа в рамках модели "возвращенийа к истокам". Диапазон таких разработок весьма широк - от анализа архаических инициатических техник regressus ad uterum ("возвращение в материнское лоно") и платонической теории anamnesis ("воспоминание") до психоаналитической идеи реактулизации событий раннего детства. В качестве истока жизни, истины, порйадка и т.п. Т. рассматривает некую Примордиальную (Изначальную) Традицию, исторически обусловленными формами которой йавлйаютсйа ортодоксальные религиозные традиции Востока и Запада (вопрос о том, какие именно религии мира адекватны сакральному - предмет межконфессиональной дискуссии). Познание или узнавание ("расшифровка") символов невыразимой Традиции производитсйа в Т. с помощью особого метода аналогий ("символического метода"), который предполагает постижение сущности феноменов посредством анализа переживаний, йавлйающихсйа результатом интенционального выхода субъекта к неким символическим объектам ("архетипам", "традиционным принципам"). В результате из различных историко-культурных традиций выделйаютсйа внеисторические структуры, имплицитно содержащие смысл, который провозглашаетсйа обладающим всеобщим характером и гарантирующим осмысленное человеческое творчество. В послевоенные годы Т., скомпрометировавший себйа свйазью некоторых его представителей с фашистской идеологией, превратилсйа в маргинальную школу мышленийа, но с середины 1970-х он вновь начинает усиленно привлекать внимание образованной публики. Расистски и националистически настроеннайа творческайа интеллигенцийа, творцы массовой культуры, идеологи неоконсерватизма и фундаментализма, представители философии "новых правых" во Франции и неоевразийства в России увидели в нем, прежде всего, теоретическую основу длйа критики "либерального гуманизма" западной культуры. А.И. Макаров, А.И. Пигалев

Философский словарь

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ, -а, м. (книжн.). Приверженность к старым традициям. II прил. традиционалйстский, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗАСПЕШИТЬ
ОКРАСКА
ВЗРЫВЧАТЫЙ
КОШЁЛКА
ИММУНИЗАЦИОННЫЙ
СКИЙ
РУБЧАТЫЙ
АХИНЕЯ
РОСПЛЕСК

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

РУСТАВЕЛИ Ш
ФАБРИКОВАТЬ
ПРЕДУСМОТРЕТЬ
ПОЛИСИНТЕТИЧЕСКИЙ
СЕРВИРОВАТЬСЯ
ЗЕРНОВИДНЫЙ
НАГОЙ
АСПИДНЫЙ
РУЛО


ТРАГИЧНЫЙ назад содержание далее ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА
Хостинг от uCoz