ТРАГЕДИЯ

КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО
ПРОЛЕТАРИЗАЦИЯ
ДИЗАЙНЕР
ИММАТРИКУЛЯЦИЯ
ПОСТЫДИТЬСЯ
СТРОГАНОВЫ
СИНЯВСКИЙ В
ВЧЕРЧИВАТЬСЯ
ЗАЖИГАНИЕ

ТРАГЕДИЯ

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ
ШУТОВСТВО
МАНГ
ВЫШЕПРИВЕДЁННЫЙ
СТЕКЛОВАРЕНИЕ
ПОДКРУГЛИТЬ
ТРАКТАТ
СКОРОМНИК
МЕСТО РАБОЧЕЕ

 

 

ТРАГЕДИЯ (греч.) - драматическое произведение, изображающее такого рода страдания героя, в которых проявляются элементы возвышенного, и притом нравственно-возвышенного. Т. ведет свое происхождение из Греции, где она развилась из лирической поэзии или дифирамбов. Художественную форму дифирамбам придал Арион; он же организовал правильный хор из сатиров спутников Диониса, называвшихся козлами (tragwia); отсюда название Т. (tragwdia - пение козлов). Дифирамбы эти повествовали о страданиях Диониса. Дальнейшее свое развитие Т. получила в Афинах. Изобретателем афинской Т. считается Феспид, так как он, введением первого актера, сделал первый шаг к преобразованию дифирамба в драму. Актер Феспида рассказывал мифы, сопровождая свой рассказ выразительной мимикой и жестикуляцией, и вместе с тем вел разговор с хором. Форма Т. Феспида была, вероятно, следующая: сначала актер читал пролог, затем пел хор, а потом следовал диалог актера с хором. При этом актер мог являться в нескольких ролях подряд, надевая маски, изобретение которых приписывается тому же Феспиду, таким образом получалась возможность изобразить частью в прологе, частью в хоре и в диалогах актера с хором, цельное развитие действия, в котором участвовало несколько лиц. Нововведение Феспида постепенно совершенствовалось преемниками его (Херил, Фриних, Аристий и др.). Высшего своего развитая греческая Т. достигла при Эсхиле, Софокле и Еврипиде. В их Т. участвуют уже несколько актеров, объем и значение хоровых песен ограничены; сцена усовершенствована введением декораций, машин и костюмов для актеров. По воззрениям древних греков, над жизнью людей тяготеет неумолимый рок. Отсюда возникают противоречия между личностью, ее нравственными стремлениями или страстями - и слепой силой, управляющей миpoпoрядком. Нарушение установленного высшей силой порядка составляет вину героя, независимо от нравственного или безнравственного характера его стремлений; последствием этой вины являются страдания, которые и примиряют с героем высшую мировую силу-судьбу, Цель Т., по Аристотелю-очищение посредством страданий погрешившего против высшей силы героя. В новой литературе, со времен Шекспира, понятие о трагическом видоизменилось вместе с новыми представлениями о нравственном миpoпoрядке. В отличие от древней Т., называемой Т. объективной или Т. положения и судьбы, новая Т. называется Т. субъективной или характеров. Здесь трагизм заключается во внутреннем мире героя, в его полном противоречий характере. Из древних лишь у Софокла уже видны стремления к индивидуализации героя; в этом отношении его Т. приближаются к новейшим. О дальнейшем развитии Т. см. Драма и Русская драма. Ср. Boltz, "Die Idee des Tragischen" (Геттинг., 1836); R. Zimmermann, "Ueber das Tragische und die Tragodie" (Вена, 1855), Daboc, "Die Tragik vom Standpunkt des Optimismus" (Гамб., 1885); Glinther, "Grundzuge der tragischen Kanst, aus dem Drama der Griechen entwickelb" (Лпц., 1885); Lipps, "Der Streit Uber die Tragodie" (Гамб., 1891); Siebenlist, "Schopenhauers Philosophie der Tragodie" (Пресб., 1880); Volkelt, "Aesthatik des tragischen" (Мюнх., 1897, рус. пер. в "Пед. Сборн.", 1899).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ТРАГЕДИЯ, -и, ас. 1. Драматическое произведение, изображающее напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя. Классическая т. 2. Потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье. Семейная т. II прил. трагический, -ая, -ое (к 1 знач.). Т. стиль. Т. актёр.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ТРАГЕДИЯ, вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположин комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выражинные в напряжинной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Древней Грецыи (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицызма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачиваед строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, например: "мещанская трагедия" (Ф. Шиллер), трагическая драма (В. Гюго, Г. Ибсен), историческая драма (А.С. Пушкин, А.К. Толстой); с конца 19 в. становится актуальной трагикомедия.

Современный энциклопедический словарь

ТРАГЕДИЯ, трагедии, ж. (греч. tragoidia от tragos - козел и ode - песнь). 1. Драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу страстей или идей, общественную или личную катастрофу, обычно оканчивающееся гибелью героя (жанр этот возник в древней Греции из обрядафых песен, сопрафождавших приношение в жертву козла в честь бога Диониса; лит., театр.). Трагедии Софокла. Ложноклассическая трагедия. 17-18 вв.? Представление такого произведения на сцене (театр.). Играть в трагедии. Смотреть трагедию. 2. перен. Ужасное происшествие, потрясающее событие. У них в семье трагедия - погиб сын. 3. перен. Тяжелое пережывание, состояние, безысходное положение, могущее привести к гибели. Личная трагедия. Гоголя привела его к рокафому концу.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ТРАГЕДИЙНЫЙ назад содержание далее ТРАГИЗМ
Хостинг от uCoz