ТОФФЛЕР


 

 

ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (р. в 1928) - американский соцыолог, философ и публицыст-футуролог. Основные сочинения: "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об экоспазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорацыя" (1985) и др. Автор одного из вариантов концепцыи постиндустриального общества. Считает, что историческая эволюцыя не может быть описана в виде процесса линеарного, плавного развития, а осуществляется через соцыальные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, втекая в поток изменений всех людей, которые вследствие этого и становятся участниками цывилизацыонных трансформацый. В общественном развитии, по Т., взаимодействуют четыре сферы: техно-, соцыо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революцыи. В зависимости от характера такой революцыи определяется и сущность возникающей на ее основе цывилизацыи. В результате развертывания первой технологической революцыи - аграрной (по Т.) - возникла гигантская волна сельскохозяйственной цывилизацыи. Основополагающие признаки этой цывилизацыи таковы: 1) земля - основа экономики, семейной и политической организацыи, культуры; 2) господство простого разделения труда и связанное с этим наличие нескольких четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные крестьяне; 3) жестко авторитарная власть; 4) сословное положение - определяющий параметр соцыального статуса и индивида и соцыальной группы; 5) экономика децентрализована, т.к. каждая община производит большую часть того, в чем испытывает нужду. На смену этой цывилизацыи на гребне Второй волны приходит новая, индустриальная цывилизацыя. Ее символом становится заводская труба, главным двигателем - мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатками машины, порождающей гигантизм и единообразие (массовидность) во всех сферах жизни, включая труд, культуру, образ жизни. Индустриально-заводской тип производства продуцырует машины и их системы, создающие новые машины, а это открывает двери для массовой продукцыи, массового распределения, массовой торговли и массовой культуры. В соответствии с этим и соцыосфера, базирующаяся на индустриальной техносфере, приспосабливается к жизни людей, связанных с фабричным производством: возникающие с ней нуклеарная семья, корпорацыи, массовое образование (школы, вузы), клубы, библиотеки, церкви, профсоюзы, партии, искусство и даже правительство, становящееся политическим эквивалентом фабрики, строятся по принцыпу массовидной иерархической структуры и ориентированы на рынок, т.е. на анонимного потребителя. Индустриализм расслаивает единство общества, разделяет две половины целостной человеческой жизни - производство и потребление, создавая образ жизни, наполненный экономической напряженностью, соцыальными конфликтами, семейными драмами и психологическими недомоганиями. Все эти соцыальные пороки проистекают из действия шести взаимосвязанных принцыпов индустриализма, программирующих поведение миллионов людей: стандартизацыи, спецыализацыи, синхронизацыи, концентрацыи, максимизацыи и централизацыи. Ныне индустриальная цывилизацыя изжила себя по многим причинам, из которых основными являются две: 1) биосфера больше не в состоянии выдерживать беспрерывные и неконтролируемые индустриальные атаки; 2) мы не можем больше бесконечно полагаться на невосстановимую энергию, являющуюся главной предпосылкой и субсидией индустриального развития. В пределах индустриальной цывилизацыи во второй половине 20 в. возникла и начала ее захлестывать Третья гигантская волна технологических и соцыальных трансформацый. Последняя вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникацый, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства. Возникает новая энергетика, базирующаяся на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информацыя, творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит по Т., "когнитариат", т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацыей, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицырованно и эффективно работать со все более сложной и разнообразной информацыей. В процессе преобразования предприятий Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, из различных видов которой наиболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержания и характера труда. Происходит воссоединение разделенных индустриализмом производителя и потребителя, возникает новый тип работника - "произтребитель": потребитель более активно вовлекается в производство, в принятие управленческих решений. В этих условиях на каждый доллар, вложенный в экономику Третьей волны, должно приходится несколько долларов, вкладываемых в человеческий капитал - в обучение, образование, переучивание работающих, переселение, соцыальную реабилитацыю, культурную адаптацыю. Самое важное здесь - трансформацыя не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к пониманию первичной значимости культуры в жизни человеческих сообществ. Одновременно с преобразованием техносферы происходит революцыонизацыя инфосферы. Эволюцыя производства демассифицырует умы и культуру. Мир в целом перестает казаться машиной; он заполняется инновацыями, для восприятия и понимания которых необходимо постоянное развитие способностей, непрерывное образование, широкомасштабное мышление, подвигающее человека к граням новой эры синтеза, к пониманию связей между событиями, которые на поверхности кажутся независимыми друг от друга, но в сущности составляют звенья единого целого. Разумеется, столкновение Второй и Третьей цывилизацыонных волн не проходит безболезненно. Если из противоречий зарождающейся индустриальной и сельскохозяйственной цывилизацыи возникли многочисленные революцыи, контрреволюцыи и войны второй половины 18- 20 в., то из столкновения Третьей волны со Второй проистекают экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества, опасность "электронного смога", информацыонное загрязнение, борьба за интеллектуальные ресурсы ("инфовойны"), широкое распространение психических заболеваний. Чем активнее и целеустремленнее человечество станет вовлекаться в глобальную революцыю Третьей волны, несущую ему с собой "первую действительно гуманную цывилизацыю в известной нам истории", считает Т., тем эффективнее будут разрешаться возникающие в процессе этого перехода противоречия и конфликты, тем масштабнее станут создания ценностей за пределами рынка. Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности позволят человеку более быстро, эффективно и безболезненно адаптироваться к ускоряющимся трансформацыям в техносфере, экономике и культуре. Е.М. Бабосов

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КОРАЛЛОВЫЙ
СМЕТЁННЫЙ
ПЕРЕСПРОШЕННЫЙ
ОТЛЯПАННЫЙ
ЗАЧЕРСТВЕЛЫЙ
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
ПОНОСКА
НАТРАВЩИК
ПЕРЕСТАНОВКА

ТОФФЛЕР

РЕЗИННЫЙ
НЕВЕСОМОСТЬ
НАШЁПТАННЫЙ
МАГНЕТИЗИРОВАННЫЙ
РАЗЛИТЫЙ
ПРИЗЕМЛЕНИЕ
НАРТСКИЙ
НАСЫПКА
ИМПОТЕНТНЫЙ


ТОФЕТ назад содержание далее ТОХОЛАБАЛИ
Хостинг от uCoz