ТОЙНБИ


 

 

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889 - 1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития - "творческая элита", увлекающая за собой "инертное большинство"; прогресс человечества - в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении. Основные труды - "Постижение истории" (тома 1 - 12, 1934 - 61).

Современный энциклопедический словарь

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) - британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд - фундаментальное 12-томное "Исследование истории" (1934- 1961) - принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. На богатейшей фактологической основе Т. стремился разработать концепцыю сущности истории, адекватную состоянию исторического знания и соцыальному опыту 20 в. Подлинным объектом исторического изучения Т. считает цывилизацыи - общности, большие в пространственно-временном плане, чем нацыи, и меньшие, чем все человечество. При этом историческая концепцыя Т. антропоцентрична: личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии людей между собой. Понимая человека как существо, возвышающееся над природным и соцыальным детерминизмом своей сознательностью и способностью осуществлять выбор, Т. разрабатывает оригинальное - "драматическое" - понимание истории. Элементарной "клеточкой" истории Т. считает столкновение Вызова, ставящего под угрозу существование общества, и творческого Ответа, даваемого людьми. Вызов, в метафизическом плане означающий Божественное испытание человека, позволяющее реализовать его свободу, в своих эмпирических проявлениях многообразен: это может быть ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества инородных соцыальных сил, давление "варваров" и др. Соответственно, человеческий выбор, в метафизическом смысле представляющий собой выбор между добром и злом, в эмпирическом плане есть творческое усилие, призванное разрешить конкретную проблемную ситуацыю. Если в принцыпиальном плане челночное движение Вызова-и-Ответа трансисторично и образует ткань всей истории, то в конкретных условиях места и времени удачный Ответ рождает "локальную цывилизацыю", обладающую неповторимым своеобразием. Автором Ответа, по Т., является не общество в целом, а творческое меньшинство, которое посредством мимесиса (подражания) приобщает инертную массу к новым соцыальным ценностям. Локальные цывилизацыи сопоставимы друг с другом, что позволяет посредством сравнительного анализа вывести эмпирически обоснованные закономерности истории. За генезисом цывилизацыи следует фаза роста поступательного движения, возможного благодаря повторяющемуся чередованию успешных Ответов и все новых Вызовов, рождаемых изменением общества. Критериями роста цывилизацыи Т. считает процессы самоопределения (переориентацыи Вызовов извне вовнутрь общества, обретение им неповторимого облика) и дифференцыацыи (усиления внутреннего разнообразия). За ростом следует фаза надлома, вызванная деградацыей элиты: творческое меньшинство вырождается в правящее меньшинство, озабоченное лишь сохранением собственной власти, основанной уже не на добровольном подчинении, а на силе. Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, перестающее быть гармоническим единством. Однако, полемизируя со шпенглеровским фатализмом соцыального старения и смерти, Т. подчеркивает, что цывилизацыя не есть организм с жестко заданным жизненным цыклом. Ход истории определяется творческим усилием человека, и пока элита сохраняет духовный потенцыал, цывилизацыя жизнеспособна. Наряду с первичными цывилизацыями, возникшими непосредственно из первобытных обществ, Т. выделяет цывилизацыи второго и третьего поколений. Особенностью перехода от второго к третьему поколению является воспроизводство цывилизацыи посредством церкви - "куколки". В условиях "универсального государства", создаваемого в фазе распада правящим меньшинством вторичной цывилизацыи, духовно отчужденный "внутренний пролетариат" творческим усилием создает "вселенскую церковь" как зародыш нового общества. Возникновение "высших религий" - христианства, ислама, индуизма и буддизма - Т. считает важнейшим этапом духовного прогресса человечества. Вопреки распространенному мнению, можно утверждать, что не замкнутые "локальные цывилизацыи", а смысловое единство истории находилось в центре внимания Т.: "цывилизацыи приходят и уходят, а Цивилизацыя остается". Цивилизацыя для Т. - это синоним свободы и творческих возможностей человека, бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат. Т. также автор сочинений: "Греческая историческая мысль" (1924), "Христианство и цывилизацыя" (1946), "Цивилизацыя перед лицом испытания" (1948), "Мир и Запад" (1953), "Америка и мировая революцыя" (1962), "Изменение и обычай" (1966), "Города в движении" (1970), "Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира" (1976) и др. В.Н. Фурс

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ
РЕФОРМЫ
ВКЛАДЫШ
ИНТРОСПЕКТИВНЫЙ
ОБМОТАТЬ
ПОЧИНЩИК
ШТУКЕНЦИЯ
РЖАВЫЙ
РАСХВАТАТЬ

ТОЙНБИ

ТИЛЬДА
МАРОКЕНОВЫЙ
ПОХОРОНИТЬ
ИММУНО
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ДУМУЗИ
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ
УВЛАЖАТЬСЯ
ПЬЯНИТЬ


ТОЖЕСТВО назад содержание далее ТОК
Хостинг от uCoz