ТИР


 

 

ТИР (от семит. "Цорь"=скалистый о-в - знаменитый финикийский город, один из крупных торговых центров в истории. Основание его возводилось к богам. По легенде, Усоос приплыл на бревне к острову, водрузил два ментра и оросил их кровью жертвенных животных. По другому преданию, о-в плавал по волнам; на нем были две скалы и между ними маслина, на которой сидел орел; он должен был остановиться, когда кто-либо приплывет к нему и принесет в жертву орла. Это сделал первый мореплаватель Усоос, и о-в был прикреплен ко дну. Геродоту говорили местные жрецы, что город их основан XXIII в. тому назад, т. е. в половине XXVIII ст. до Р. Хр. Древнейшее упоминание Т. - в телль-эльаморнской переписке. Князь Т. Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против Сидона и Амореев; его заперли на о-ве, у него нет ни воды, ни дров. В папирусе Anastasi I (XIV в.) Т. упоминается как большой "город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем песком". Древнейшее поселение находилось действительно на о-ве; на материке были только предместья и кладбища; имя материкового Палетира ("древний Т.") основано на недоразумении. Воды на о-ве не было; она была проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда ее доставляли на кораблях в город (остатки водопровода сохранились до сих пор между Телль-Машуком и Рас-эль-Аин); во время осады приходилось собирать дождевую воду в цистерны. О-в имел две гавани - Сидонскую на С и Египетскую на ЮВ; последняя теперь засыпана песком и часть о-ва размыта морем. На первое место среди финикийских городов Т. выдвинулся в XII веке после разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную роль. Почти все колонии финикян в западной половине Средиземного моря (Гадес, Утика, Карфаген и мн. др.) восходят к Т.; они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм. Утика, пытавшаяся восстать против Т., была усмирена царем Хирамом I (969-36), известным как устроитель и украситель города и мудрый политик (дружба с Соломоном). После него были смуты, пока не вступил на престол узурпатор Иттобал I, брат Иезавели, шурин Ахава Израильского. При нем Ассурназирпал ассирийский дошел в своем походе до Нар-эль-Кельба (876); Т. откупился от него дарами. Иттобал основал Ботрис, для защиты от ассириян, и послал колонию в Ливийскую Авзу. При его внуке Маттоне I Салманассар II получил дары (842) от Т., а при следующем царе Пигмалионе был поход Рамман-Нирари (804 и 801), которому Т. также подносил дары. Тиглатпалассару III Т. уплатил 150 талантов; в анналах его упоминаются цари Т. Хирам II и Маттон II (738, 734). После них сидел Элулай или Пюй (728-692), подчинивший отпавших киттийцев и выдержавший победоносно пятилетнюю осаду Салманассара IV. Саргон хвалится, что подчинил Т., но Синахерибу не удалось справиться с Элулаем, который примкнул к коалиции Тахарки и Езекии. При Ассаргаддоне царь Тира Ваал сначала подчинился Ассирии, потом примкнул к Египту, был осажден, но, по-видимому, не покорен, хотя на сенджирлийском барельефе Ассаргаддон и изобразил его вместе с Тахаркой на веревке у ног своих (берлин. музей). Ассурбанипалу Ваал должен был подчиниться и дать ему в гарем свою дочь и в заложники - сына. Постоянные осады и войны ослабили город. Этим воспользовались рабы и произвели бунт, жертвой которого пала знать; царем был выбран Абдастарт (греч. Стратон). При Навуходоносоре Т. был на стороне Египта и Иудеи. Вавилонский царь безуспешно осаждал его 13 лет (с 587 г.), при царе Иттобале II. Однако, изнемогшие граждане решили заключить мир. Царь переселился в Вавилон; на его место посажен был Ваал II (до 564), после которого в Т. был опять переворот: царская власть заменилась "судьями" (шофет). Вскоре, однако, противная партия выпросила из Вавилона царя Хирама III (552532), при котором вавилонское владычество заменилось персидским. Это владычество Т. сносил спокойно и поставлял царям большой флот. Отказ пустить в город Александра Вел. для принесения жертвы Мелькарту повлек за собой семимесячную осаду, с насыпкой перешейка от берега к о-ву. Тиране защищались отчаянно и не без успеха; плотина едва ли много помогла бы Александру, если бы ему не удалось составить большой флот из враждебных Т. финикийских городов. 8000 граждан погибло; царь Азимильк и вельможи:, спасшиеся в храме, были пощажены, 30000 чел. продано в рабство, но город не был разрушен и еще 17 лет спустя держался 15 месяцев против Антигона, будучи под властью Птолемеев. Во время эллинизма Т. был одним из центров образованности (историки Менандр, Дий, Порфирий). В иудейскую войну был против евреев. Христианство появилось в Т. рано; здесь жил неделю Ап. Павел (Деян. XXI, 3); город скоро сделался епископией (св. Дорофей и др.). В период гонений некоторые из тирских христиан потерпели мученическую кончину; при одном Диоклетиане пострадало здесь 156 мучеников. В Т. умер Ориген; гробницу его показывали еще в VI в. В Абессинию проповедь христианства занесена была тирянами. В ветхозаветные времена тиряне помогали евреям построить храм Соломонов. В новозаветные времена первый замечательный храм при Константине Вел. построен был тирским епископом Павлином и торжественно освящен в 314 г. Евсевий Кесарийский подробно описывает другой тирский храм, на ЮВ города, освященный им в 335 г., при чем в Т. состоялся собор по делу Афанасия Александрийского. В средние века Т. был одним из главн. городов Востока и играл большую роль, считаясь неприступным. Только благодаря раздорам среди магометан удалось Балдуину II покорить его, при содействии венецианского флота (1124 г.); основана была франкская епархия (Вильгельм, еп. тирский, историк). Город был богатый и промышленный (стеклянные изделия). Осада Саладина была безуспешна. В 1190 г. здесь был погребен Фридрих Барбаросса. Разрушен Т. мусульманами в 1291 г. С этих пор город пришел в упадок, не смотря на усилия Фахреддина поднять его. В настоящее время стоящий на месте Т. Сур - хорошенький городок, не имеющий значения, так как торговля перешла к Бейруту. Вывоз из Хаурана табака, хлопчатой бумаги и жерновов. Резиденция каймакама. Жителей 6000 (2700 мусульман, 2500 католиков); большинство православных совращено в унию и получило униатского архиепископа. Школы и учреждения миссий разных монашеских орденов и протестантских сект. В 1837 г. Т. сильно пострадал от землетрясения. Город расположен на С бывшего о-ва, теперь соединенного с берегом.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ТИР, -а, м. Специально оборудованное помещение или место для стрельбы по мишеням. Стрелковый т.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ТИР, город-государство в Финикии (современный Сур в Ливане). Основан в 4-м тысячелетии до нашей эры. Наивысший подъем в начале 1-го тысячелетия до нашей эры. Археологический музей. Сохранились остатки улицы эллинистического времени с фрагментами колонн, фундаменты форума, базилики и здания городского соведа. Включен в список Всемирного наследия.

Современный энциклопедический словарь

ТИР, тира, м. (фр. tir). Помещение для стрельбы в целью Стрелковый тир.

Словарь Ушакова

ТИР, тира, мн. нет, м. (гол. teer) (мор.). Состав из жидкой смолы, вареной с гарпиусом, употр. для смазывания стоячего такелажа и рангоута на кораблях.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


БЕЗДЕЛЬЕ
СВЕВАТЬ
ДЕСЯТИКРАТНЫЙ
УЗЫ
ПЕРЕВАЛЕННЫЙ
ЭСТОЛЬ
ХАТХА ЙОГА
ОТЖИВИТЬ
ИЗЛЁТ

ТИР

НОТНЫЙ
БУХГАЛТЕРСКИЙ
САТИНИРОВАННЫЙ
НЕЖНЫЙ
СПРАВА
НАЛОКОТНИК
ПЕРЕГЛУШЁННЫЙ
ЦУГУНДЕР
ФТОР


ТИПЧИК назад содержание далее ТИРАДА
Хостинг от uCoz