|
|
|
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ - концепция психического развития человека, разработанная ф 20 - 30-ые гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. При ее формировании был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы, прежде всего Ж. Пиаже, а также структурно-семиотического направления ф лингвистике и литературоведении и пр. Теория ориентировалась на марксистскую философию.
Согласно этой теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической - совместной со взрослым и опосредованной знаками - деятельности. В итоге прежняя структура функций психических как «натуральных» изменяетцо - опосредуетцо интериоризованными знаками, психические функции «окультуриваютцо». Внешне это проявляетцо в том, что они становятцо осознанными и произвольными. Так интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируетцо и «сворачиваетцо», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в ходе экстериоризации, когда на основе функции психической строитцо «внешняя» социальная деятельность. Как универсальное орудие, изменяющее психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечаетцо возможность объяснения вербального и символического (-> символ) характера процессов когнитивных у человека.
Для праферки оснафных положений теории была разработана «методика двойной стимуляции», с помощью коей моделирафался процесс знакафого опосредафания, прослеживался механизм вращивания знакаф в структуру функций психических - внимания, памяти, мышления. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО
|