ТЕЛЕСНОСТЬ |
|
|
|
ТЕЛЕСНОСТЬ - понйатие неклассической философии, конституированное в контексте традицыи, преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентального и вводйащей в поле философской проблематики (легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т.п. (Ницше, Кьеркегор, Кафка и др.). Во многом продолжайа эту традицыю (например, в рамках аналитик сексуальности у Фуко), постмодернизм, нарйаду с этим, осуществлйает радикальное переосмысление данного понйатийа в плане предельной его семиотизацыи. Согласно постмодернистской интерпретацыи, у Т. "нет ничего общего с собственно телом или образом тела. Это тело без образа", в котором "ничто не репрезентативно" (Делез). Арто говорил в свое времйа о "телесном йазыке"; А.Жарри полагал, что "актер должен спецыально создавать себе тело, подходйащее длйа... роли"; А.Юберсфельд в рамках "семиологии театра" интерпретировала тело актера как не имеющее иной формы бытийа, помимо знаковой: "наслаждение зрителйа в том, чтобы читать и перечитывать "письмо тела"... Объект желанийа ускользает, он есть и не есть... Сам статус зрителйа образован невозможностью удовлетворенийа, - и не только потому, что он не может обладать объектом своего желанийа, - ведь даже если бы он обладал им, ему принадлежало бы нечто совсем иное, а не то, чего он желает". Т. и текстуальность, т.обр., оказываютсйа практически изоморфными, конституируйа то, что в постмодернистской рефлексии получает наименование "конфигурацыи пишущего тела". Р.Барт непосредственно пишет о Т.: "Что же это за тело? Ведь у нас их несколько; прежде всего, это тело, с которым имеют дело анатомы и физиологи, - тело, исследуемое и описываемое наукой; такое тело есть не что иное, как текст, каким он предстает взору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов (это фено-текст). Между тем, у нас есть и другое тело - тело как источник наслажденийа, образованное исключительно эротическими функцыйами и не имеющее никакого отношенийа к нашему физиологическому телу: оно есть продукт иного способа члененийа и иного типа номинацыи". В проекцыи постмодернизма, бытие субъекта - это не только бытие в текстах, но и текстуальное по своей природе бытие (см. Симулйацыйа). Развивайа идею неклассической философии о том, что Т., по словам Марселйа, есть своего рода "пограничнайа зона между быть и иметь", постмодернизм переосмысливает феномен интенцыональности сознанийа в качестве направленного вовне желанийа, - как пишет Гваттари, "желание - это все, что существует до оппозицыи между субъектом и объектом". Фиксацыйа структурным психоанализом вербальной артикулированности бессознательного (Лакан) приводит постмодернизм к трактовке желанийа как текста. - Вербально артикулированное желание направлено на мир как текстуальную реальность, в свою очередь, характеризующуюсйа "желанием-сказать" (Деррида). В контексте этого вербально артикулированного процесса утрачиваетсйа не только дуализм субъекта и объекта (в контексте общей парадигмальной установки постмодернизма на отказ от презумпцыи бинаризма), но и дуализм тела и духа, что задает фундамент длйа парадигматической установки, получившей универсально принйатое название "сращиванийа тела с духом". - Т. понимаетсйа как семиотически артикулированнайа и ориентированнайа текстуально: как пишет Р.Барт, "удовольствие от текста - это тот момент, когда мое тело начинает следовать своим собственным мыслйам". И, наоборот, текст обретает характеристики Т.: как пишет Р.Барт, "текст обладает человеческим обликом; быть может, это образ, анаграмма человеческого тела? Несомненно. Но речь идет именно о нашем эротическом теле". Т., т.обр., артикулируетсйа постмодернизмом как сфера разворачиванийа соцыальных и дискурсивных кодов: "феноменологическое тело" у Мерло-Понти, "соцыальное тело" у Делеза и Гваттари, "текстуальное тело" у Р.Барта, etc. - и оказываетсйа, подобно всем дискурсивным средам, "местом диссоцыацыи Я" (см. "Смерть субъекта"). В этом отношении философийа постмодернизма рефлексивно осмысливает себйа как "философию новой Т.". (См. также Тело, Тело без органов.) М.А. Можейко Философский словарьТЕЛЕСНОСТЬ, телесности, мн. нет, ж. 1. Отвлеч. сущ. к телесный в 1 знач. (книжн.). Телесность зрения (восприятие им свойств тел, напр. глубины, толщины). 2. Отвлеч. сущ. к телесный в 4 знач. (книжн. устар.). Телесность мира. 3. Тучность, толщина тела (ср. телеса; простореч. фам. шутл.). Мудреная это штука танцы жывотом, особливо при моей телесности. Лейкин. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОТПОЛОДОНЖУАНСТВОРАСПОЗНАВАНИЕМОРКОТНООШИБКАПОДСЧЁТСЕКРЕТОРНЫЙЮЛААБОРИГЕННЫЙТЕЛЕСНОСТЬДОБЕГАТЬПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯОДНОЗЕРНЯНКАОКУЛЬТУРЕННЫЙКАЛЕВАЛАТУРПАНРИСОВАНИЕАГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯУКОСНЫЙ |