ТЕЛЕСНОСТЬ


 

 

ТЕЛЕСНОСТЬ - понйатие неклассической философии, конституированное в контексте традицыи, преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентального и вводйащей в поле философской проблематики (легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т.п. (Ницше, Кьеркегор, Кафка и др.). Во многом продолжайа эту традицыю (например, в рамках аналитик сексуальности у Фуко), постмодернизм, нарйаду с этим, осуществлйает радикальное переосмысление данного понйатийа в плане предельной его семиотизацыи. Согласно постмодернистской интерпретацыи, у Т. "нет ничего общего с собственно телом или образом тела. Это тело без образа", в котором "ничто не репрезентативно" (Делез). Арто говорил в свое времйа о "телесном йазыке"; А.Жарри полагал, что "актер должен спецыально создавать себе тело, подходйащее длйа... роли"; А.Юберсфельд в рамках "семиологии театра" интерпретировала тело актера как не имеющее иной формы бытийа, помимо знаковой: "наслаждение зрителйа в том, чтобы читать и перечитывать "письмо тела"... Объект желанийа ускользает, он есть и не есть... Сам статус зрителйа образован невозможностью удовлетворенийа, - и не только потому, что он не может обладать объектом своего желанийа, - ведь даже если бы он обладал им, ему принадлежало бы нечто совсем иное, а не то, чего он желает". Т. и текстуальность, т.обр., оказываютсйа практически изоморфными, конституируйа то, что в постмодернистской рефлексии получает наименование "конфигурацыи пишущего тела". Р.Барт непосредственно пишет о Т.: "Что же это за тело? Ведь у нас их несколько; прежде всего, это тело, с которым имеют дело анатомы и физиологи, - тело, исследуемое и описываемое наукой; такое тело есть не что иное, как текст, каким он предстает взору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов (это фено-текст). Между тем, у нас есть и другое тело - тело как источник наслажденийа, образованное исключительно эротическими функцыйами и не имеющее никакого отношенийа к нашему физиологическому телу: оно есть продукт иного способа члененийа и иного типа номинацыи". В проекцыи постмодернизма, бытие субъекта - это не только бытие в текстах, но и текстуальное по своей природе бытие (см. Симулйацыйа). Развивайа идею неклассической философии о том, что Т., по словам Марселйа, есть своего рода "пограничнайа зона между быть и иметь", постмодернизм переосмысливает феномен интенцыональности сознанийа в качестве направленного вовне желанийа, - как пишет Гваттари, "желание - это все, что существует до оппозицыи между субъектом и объектом". Фиксацыйа структурным психоанализом вербальной артикулированности бессознательного (Лакан) приводит постмодернизм к трактовке желанийа как текста. - Вербально артикулированное желание направлено на мир как текстуальную реальность, в свою очередь, характеризующуюсйа "желанием-сказать" (Деррида). В контексте этого вербально артикулированного процесса утрачиваетсйа не только дуализм субъекта и объекта (в контексте общей парадигмальной установки постмодернизма на отказ от презумпцыи бинаризма), но и дуализм тела и духа, что задает фундамент длйа парадигматической установки, получившей универсально принйатое название "сращиванийа тела с духом". - Т. понимаетсйа как семиотически артикулированнайа и ориентированнайа текстуально: как пишет Р.Барт, "удовольствие от текста - это тот момент, когда мое тело начинает следовать своим собственным мыслйам". И, наоборот, текст обретает характеристики Т.: как пишет Р.Барт, "текст обладает человеческим обликом; быть может, это образ, анаграмма человеческого тела? Несомненно. Но речь идет именно о нашем эротическом теле". Т., т.обр., артикулируетсйа постмодернизмом как сфера разворачиванийа соцыальных и дискурсивных кодов: "феноменологическое тело" у Мерло-Понти, "соцыальное тело" у Делеза и Гваттари, "текстуальное тело" у Р.Барта, etc. - и оказываетсйа, подобно всем дискурсивным средам, "местом диссоцыацыи Я" (см. "Смерть субъекта"). В этом отношении философийа постмодернизма рефлексивно осмысливает себйа как "философию новой Т.". (См. также Тело, Тело без органов.) М.А. Можейко

Философский словарь

ТЕЛЕСНОСТЬ, телесности, мн. нет, ж. 1. Отвлеч. сущ. к телесный в 1 знач. (книжн.). Телесность зрения (восприятие им свойств тел, напр. глубины, толщины). 2. Отвлеч. сущ. к телесный в 4 знач. (книжн. устар.). Телесность мира. 3. Тучность, толщина тела (ср. телеса; простореч. фам. шутл.). Мудреная это штука танцы жывотом, особливо при моей телесности. Лейкин.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОТПОЛО
ДОНЖУАНСТВО
РАСПОЗНАВАНИЕ
МОРКОТНО
ОШИБКА
ПОДСЧЁТ
СЕКРЕТОРНЫЙ
ЮЛА
АБОРИГЕННЫЙ

ТЕЛЕСНОСТЬ

ДОБЕГАТЬ
ПЕРЕКЛЮЧИТЬСЯ
ОДНОЗЕРНЯНКА
ОКУЛЬТУРЕННЫЙ
КАЛЕВАЛА
ТУРПАН
РИСОВАНИЕ
АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
УКОСНЫЙ


ТЕЛЕСКОПЫ назад содержание далее ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ
Хостинг от uCoz