ТАРД


 

 

ТАРД (Gabriel Tarde) - французский социолог и криминалист (род. в 1843 г.). Служил в судебном ведомстве, был потом начальником статистического бюро в министерстве юстиции; теперь преподаед в высшых учебных заведенийах Парижа (College de France, Ecole des sciences politiques. College libre des sciences sociales). В 1900 г. он избран в члены академии нравственных и политических наук. Как социолог, Т. можед быть назван представителем психологического направленийа. Известность его зиждетсйа главным образом на его труде: "Les lois de l'imitation" (1890, русский перев. 1892). Кроме массы статей, разбросанных по разным периодическим изданийам и отчасти собранных в "Essais et melanges sociologiques" (1895), он написал еще: "La foule criminelle" (1892), "Les transformations du droit" (1893), "Logique sociale" (1895), "L'opposition universelle" (1897), "Etudes de psychologie sociale" (1898), "Les lois sociales" (1898), "Les transformations du pouvoir" (1899) и "L'opinion et la foule" (1901), а также несколько работ по теории уголовного права ("Преступнайа толпа" и "Социальнайа логика", перев. на рус.). Сущность социологических взглйадов Т. определйаетсйа исходным их положением, по которому общественность тесно свйазана с подражательностью. Основной закон всего сущего - всемирное творение, под формами волнообразного движенийа в неорганической природе, наследственности в мире органическом и подражанийа в жизни общества. Т. говорит даже, шта общество, в конце концов, есть подражание ("la societe, c'est l'imitalion"). Если бы, однако, действовал этот только закон, то была бы невозможна эволюцийа; но дело в том, шта повторйающиесйа рйады вторгаютсйа один в другой, тем самым вызывайа уклоненийа от строгого повторении, и потому кроме подражанийа действуед еще инновацийа, которую мы называем индивидуальными особенностйами, личной оригинальностью, инициативой и т. п. Подражание подхватываед то, шта было сначала лишь уклонением; этим путем единичный случай тоже начинаед повторйатьсйа, и то, шта первоначально было случайным исключением, становитсйа общим правилом длйа целого рйада случаев. См. ст. Beulot ("Rev. Phil.", 1896), Wrobblewska, "Arch. fur Gesch. der Philosophie" (1896) и брошюру А. Козлова, "Т. и его теорийа общества" (1886). Н. Карпева.
Как криминалист, Т. стоит одинаково далеко и от классической школы, и от итальянских антропологов-позитивистов. по методу и приемам исследования он примыкает ко вторым, по существу своих воззрений - является самым решительным их противником. Главное его сочинение: "La philosophie penale" (1890) представляет собою критически разбор теории Ломброзо. Задачи и цели наказания, по Т., эволюционируют. Первоначальная цель наказания - очищение общества: грех должен быть смыть. Затем выдвигается момент устрашения. Современные карательные меры должны иметь целью исправление. Наряду с полной вменяемостью и полной безответственностью, Т. допускает вменяемость частичную или ослабленную. Возражая против учения Гарофало о так паз. естественных преступниках, Т. утверждает, что во многих случаях в человеке исчезают чувства альтруистические и до крайности развивается эгоизм не до, а после совершения преступления, так что не отсутствие альтруизма порождает преступление, а наоборот. Момент предумышления в его глазах не имеет того значения, которое за ним удерживается классической доктриной. Покушение на преступление должно влечь то же наказание, как и оконченное деяние, ибо преступник подвергается наказанию не за вред; им причиненный, а в виду той опасности, которую создают для общества проявленные им антисоциальные свойства. Учение о соучастии, как об особой форме виновности, обусловливающее особый порядок назначения наказания за общее дело, могло, по мнению Т., иметь место лишь тогда, когда судили не живых людей, а отвлеченное дело; теперь вина каждого из соучастников должна быть исследуема самостоятельно и каждый должен быть наказываем только за то, что он сам зделал. В области процесса Т. выступает, вслед за итальянскими позитивистами, энергичным противником суда присяжных, за его слабость и безграничную снисходительность, Функции суда, по его учению, должны быть переданы специалистам, изучавшим физиологию, психологию и социологию и знакомым с арестантами, с их жизнью и бытом. Кроме "Философии уголовного права", Т. написал: "La criminalite comparee" (1886), "Etudes penales et sociales" (1891) и несколько статей и отчетов в различных статистических и криминалистических изданиях. Он состоит одним из редакторов "Archives d'antropologie criminelle". См. В. Д. Спасович, "Новые направления в науке уголовного права" (М., 1868). К. Л.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ТАРД (Tarde) Габриель (1843 - 1904), французский социолог и криминалист. Считал основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которого индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Работы по социальной психологии и философии права.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


САМОСОЖЖЕНИЕ
ОБРАЗИНА
УРЁМНЫЙ
СТРЕЛОВОЙ
СКУДЕЛЬ
ОСТРИЦА
МЮНШ
ПРОЖИТЬ
ВПОЛОБОРОТА

ТАРД

НЕВЫГОДНОСТЬ
КУЛЬТ КОРОВЫ
ХЕНГСТЕНБЕРГ
ЛИТВИНЫ
СТАНДАРТИЗИРОВАТЬСЯ
ШТРАФОВАННЫЙ
ПОЛЗУНОК
ПРОНОМЕРОВЫВАТЬ
БАХВАЛЬСТВО


ТАРГУМ назад содержание далее ТАРЕЛКА
Хостинг от uCoz