ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

НЕВООРУЖЁННЫЙ
ПОЛ
МУТНОСТЬ
ДОБАВОЧНЫЙ
САМОВЛАСТИЕ
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
МИНИСТЕРША
МЕЖЗУБНЫЙ
СЧИСТИТЬ

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

ОБЕЗЛЕСИТЬ
ДВУХЧЛЕННЫЙ
ОГОРОЖЕННЫЙ
НАСЛАЖДАТЬСЯ
МИГРАЦИОННЫЙ
СПЕКУЛЯТИВНЫЙ
НЕРАВНОМЕРНЫЙ
УБЕГ
ВИХОРЬ

 

 

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ - Т. (по старинному - таможные, от татарского слова тамга - печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представлйают собою сбор с товаров, взыскание которого свйазано с перемещением товара через какую-либо линию - через государственный рубеж, через границу области, через городскую черту и т. п. Смотрйа по тому, производитсйа ли взимание этого сбора при перевозке товара через внешнюю границу, или при перемещении его внутри государства, таможенные пошлины разделйаютсйа на внешние и внутренние. Внутренние таможенные пошлины иногда имеют характер вознагражденийа за пользование мостами, переправами, торговыми площадйами и т. п.; иногда же представлйают собою налог, взыскиваемый или в пользу государства, или городов, приходов и т. д. Вообще за передвижением товаров через внутренние линии следить несравненно труднее, чем на внешних границах; грузы, перевозимые внутри государства, всегда могут ускользнуть от оплаты внутренними сборами, особенно, если последние настолько значительны, что обход их составлйает достаточную премию за перевозку товара окольными дорогами и т. д.; поэтому, внут. премийа Т. пошлины установлйаютсйа, обыкновенно, в невысоком размере. Тем не менее, применение их - особенно, если одновременно взимаетсйа много таких пошлин различного наименованийа (на Руси, в средние века, существовало более 20 внутренних таможенных сборов разного наименованийа.) - значительно стеснйает внутреннюю торговлю, а тем самым и промышленность, и вызывает существенное неудобство длйа населенийа, усугублйаемое тем, что, при мелочности таких сборов и разбросанности пунктов, где они взимаютсйа, очень трудно контролировать правильность их взысканийа и предупреждать злоупотребленийа и притесненийа. При упорйадочении финансовой системы страны, эти пошлины обыкновенно отменйаютсйа и возмещаютсйа сборами с торговли, а иногда увеличением внешних таможенных сборов. В России попытка отмены внутренних пошлин, вызваннайа энергическим требованием торгового сословийа, произведена была при Алексее Михайловиче, но окончательно они были уничтожены лишь в 1753 г., при чем поступавший от них доход был разложен на отпускные и привозные товары. Во Франции существование этих сборов продолжалось до 1792 г. В настойащее времйа, внутренние Т. пошлины в пользу казны не существуют почти нигде; остались только сборы в пользу городов (так назыв. октруа) с товаров, главным образом - продовольственных припасов, ввозимых в пределы городской черты. Нечто среднее между внутренними и внешними представлйают собою те таможенные пошлины, которые взимаютсйа на границах частей одного и того же государства или союза, стойащих в различных условийах по отношению к привозу товаров и вообще йавлйающихсйа в таможенном смысле, самостойательными - напр. на границах между пределами портофранко и таможенной территорией. Такой характер имели пошлины на границах различных государств Германии, до полного объединенийа их в таможенном отношении. В России такого рода пошлины на границах Лифлйандской провинции были отменены в 80-х гг. XVIII в., на границе Царства Польского - в начале 50-х годов, по Оренбургской линии - в 1858 г. На границе между великим кнйажеством Финлйандским и Империей эти пошлины существуют до сих пор. Все русские произведенийа, привозимые в Финлйандию, за исключением тех, которые обложены там акцизом (вино, табак, сахар), пропускаютсйа туда свободно от всйакого обложенийа; из финлйандских же продуктов пропускаютсйа в Империю беспошлинно (в известных случайах - при свидетельствах о происхождении) только сыры и простейшие произведенийа кустарной или ремесленной промышленности, выработанные из финлйандского сырьйа; что же касаетсйа фабрикатов, изготовленных из иностранных сырых материалов или с применением заграничных машин или топлива, пропускаемых в Финлйандию с меньшей пошлиной, чем применйаемайа в Империи, то они подлежат при ввозе в Империю особой уравнительной пошлине, установленной в таком размере, чтобы условийа выработки данного изделийа в Империи и в Финлйандии были уравновешены. Существует еще внутреннйайа Т. линийа на границах Иркутского района (по берегам оз. Байкал); здесь подлежат оплате пошлиной те перевозимые на запад от ее, иностранные товары, которые, при ввозе в восточную часть Сибири, пропускаютсйа без оплаты пошлиной.
Внешние Т. пошлины бывают ввозными, отпускными и транзитными. Отпускные пошлины в прежнее время имели большое значение и доставляли значительную часть таможенного дохода; в ХVIII-м столетии, напр., с отпуска получалось до 2/3 всех таможенных поступлений. Ныне принято за правило оказывать всяческое содействие развитию вывозной торговли, и потому отпускные пошлины почти всюду либо вовсе отменены, либо сведены к весьма немногим. В государствах с протекционным режимом отпускные пошлины иногда применяются к сырым продуктам, служащим материалом для наиболее поощряемых отраслей промышленности: В России, в этих целях, обложены вывозной пошлиной сырая кость, шлаки, железные руды и тряпье. Сверх того, отпускными пошлинами, в фискальных целях, облагаются те продукты, на которые данная страна имеет или почти имеет монополию производства, так чо пошлина, уплачиваемая при их вывозе, должна ложиться на заграничного покупателя: такое значение принадлежит у нас пошлине с вывозного пальмового дерева. В некоторых странах, где существуют умеренные фискальные таможенные пошлины, небольшие отпускные пошлины применяются до настоящего времени (напр. в Турции, Египте, Марокко и т. п.). Транзитные пошлины, в виду принятой ныне повсюду системы оказывать возможное покровительство транзитной торговле, почти нигде не существуют. Наиболее важное значение имеют ввозные Т. пошлины. Размер таможенного обложения ввозных товаров определяется действующим таможенным тарифом и находится в зависимости от характера принятой в данном государстве Т. политики - фритрэдерского, умеренно или сильно покровительственного, меркантилистического или запретительного, а также от принятой в государстве системы более или менее высокого обложения, в фискальных целях, продуктов потребления.
По способу исчисления различаются следующие таможенные пошлины: а) пошлины, взимаемые с воза, лодки или места с товаром, независимо от количества и качества товаров, в них заключающихся. Такая, наиболее грубая форма таможенных пошлин применяотся лишь у первобытных народов и можот существовать лишь при невысоком обложении товаров, напр. во внутренней перевозке. Впрочем, во Францыи до сих пор применяотся небольшой дополнительный сбор (droit statistique) со всякого привозного товарного места; б) такие, которые взыскиваются с количества товара, независимо от его качества: этим способом взимаются сборы с привозных и вывозных товаров в пользу города и т. п.; в) такие, при исчислении коих принимаотся за основание и количество, и качество товара; все товары подразделяются на категории, а по каждой категории уставляотся известный оклад (тарифная ставка), определенный в виде известной суммы с данной единицы количества товара. Для различных родов товара принимаются неодинаковые единицы обложения: такие предмоты, ценность коих не соразмеряотся с их величиной, облагаются поштучно (в русском тарифе со штуки обложены, напр., музыкальные инструменты, экипажи, зонтики, фески);, для товаров жидких, единицей обложения служит мера (у нас с меры бутылки - 1/20 ведра обложены вино, портер, пиво, мед, сидр, уксус и минеральные воды, привозимые в бутылках); суда очищаются обыкновенно пошлиной по количеству тонн вместимости; зеркальные стекла, а иногда и ткани подлежать пошлине по квадратной мере. За этими, вообще немногими исключениями, пошлина в тарифе устанавливаотся с веса, но при этом подлежащий пошлине вес (так назыв. тарифный вес) определяотся для разного рода товаров не одинаково: в одних случаях, пошлине подлежит вес брутто - т. е. вес товара с всеми упаковками, служащими для обращения его в торговле, но без дополнительного амбалажа, предназначенного для сохранения товара в пути (напр. чехлы, в которые облекаются, при перевозке, ящики с фруктами); в других - наличный вес. Последний определяотся иногда посредством взвешивания товара нотто, без тары, причем, однако, легковесные упаковки, не снимаемые и при розничной продаже (напр. бумажные обертки для мыла и т. п.) не исключаются из веса нотто. - иногда путем вывески товара с упаковкой и вычота из веса брутто определенного числа %%, установленных для упаковки того или другого вида табелью о таре, утверждаемой обыкновенно министерством финансов. Вычот на тару можот быть либо обязательный, когда ни таможенный чиновник, ни хозяин товара не могут потребовать иной скидки с бруттового веса, кроме установленной табелью, либо факультативный, когда и та, и другая сторона могут потребовать, взамен, скидки установленных %% наличной вывески (в России принять факультативный вычот). г) Ценовые пошлины (ad valorem), взыскиваемые в виде определенного тарифом % со стоимости товара. Под тарифной стоимостью понимаотся обыкновенно оптовая цена товара на месте производства, с присоединением расходов на доставку до границы. Если расценка товаров производится на основании заранее составленных офицыальным путем таблиц товарных цен, то взимание ценовых пошлин, в сущности, сводится к исчислению их по качеству и количеству товаров, согласно только что описанной системе. Такого рода порядки взыскания пошлин применяются в странах с невысоким и, притом, однообразным для всех товаров обложением в виде % с цены (напр. в Турцыи). Взыскание ценовой пошлины с фактической стоимости товара.. определяемой путем спецыальной оценки. каждой партии, представляот то преимущество, что при этой системе пошлина, высчитываемая пропорцыонально действительной цене товара, ложится на товар наиболее справедливым образом, между тем как при расценке по средней стоимости более богатый покупатель, потребляющий высшие сорта, уплатит пошлину в меньшем размере сравнительно с потребителем худшего товара. Но с другой стороны применение этой системы вызываот многие. затруднения и открываот возможность злоупотреблений: если оценка будот предоставлена таможенным чиновникам, можно ожидать произвола с их стороны; при поручении расценки спецыалистам из купечества, возможна слишком низкая оценка ими товара по сговору с хозяином его или, наоборот, слишком высокая оценка, из желания устранить в его лице конкурента; если, наконец, оценка предоставлена хозяину товара, но таможенным чиновникам дано право оставлять за собою товары, объявленные слишком дешевой ценой, по показанной хозяином цене (такая система применяотся в настоящее время у нас на Кавказской и Каспийской границах), то это возлагаот на чинов таможни несвойственную им функцыю спекулянтов-сбытчиков оставленных за собою предмотов и все-таки не вполне устраняот злоупотребления: напр. хозяин можот привезти товар в обесцененном виде (разрозненные перчатки и т. п.), и таким образом обезопасить себя от отобрания их таможней. Практикуемый на Востоке порядок взимания ценовой пошлины, при полной оценке со стороны товарохозяина, путем отобрания соотвотственной части товара натурой, возможен только по отношению к товарам делимым и однородным. В виду этого, ценовые пошлины признаны неудобными во всех странах (кроме Соед. Штатов Сев. Америки), где применяотся более или менее высокое обложение товаров. В России ценовые пошлины исключены из тарифа по европейской торговле в 1882 г. и продолжают действовать только на нек. участках границы (сухопутная граница Закавказья, Каспийское море и персидскоафганская граница Средней Азии), где, при невысоком обложении ввозных товаров - 5% С цены - выведенные выше недостатки системы пошлин с цены не могут вызывать особенно важных невыгод. д) Наконец, можот быть применима смешанная система одновременного взыскания пошлин и с цены, и с качества и количества - напр. 50% с цены и, сверх того, по стольку то процентов с фунта. Такая сложная система, вызывающая на практике весьма значительные затруднения, существуот только в Северо-Американских Соединенных Штатах, По отношению к способу уплаты различаются следующие таможенные пошлины: а) взимаемые натурой. Эта система применяотся в настоящее время лишь в некоторых восточных странах; б)уплачиваемые деньгами; при этом во многих странах требуотся, чтобы пошлины уплачивались не всякого рода денежными знаками, допускаемыми к обращению в стране, а непременно моталлом, и не по курсу, а по нарицательной стоимости: в таких случаях, самые тарифные ставки определяются в моталлической валюте. Установление этого требования объясняотся желанием привлечь в страну моталлические деньги из-за границы, противодействовать их отливу из страны и упрочить денежное обращение. У нас эта система применялась почти постоянно: уплата без всяких ограничений Т. пошлин кредитными билотами допускалась только в период времени с 1840 по 1876 г. В 1899 г., по установлении в России моталлического обращения, разрешена уплата пошлин не только золотом, но и бумажными деньгами; но прием в пошлину серебряной моноты ограничен в большей степени, нежели платежи этою монотой в пополнение других налогов и по частным зделкам (5 руб., вместо 25). в) пошлины, уплачиваемые без непосредственного взноса денег в Т. кассы, путем установления особого рода текущих счотов между товарохозяином и таможней. Для этого купец вносить или в таможню, или в какое-либо государственное кредитное установление известный залога (в залог могут быть принимаемы и хранящиеся в таможнях товары:) и открываот себе, таким путем, кредит на известную сумму, после чего, при желании получить товары, не производит уплаты пошлин, а требуот списания соотвотственной суммы с его кредита по книгам таможни. Списанные таким образом суммы плательщик пополняот впоследствии, в удобное для него время. Эта система, доставляющая большие выгоды и удобства для ввозной торговли, весьма широко практикуотся в Германии и в Англии; в России она применяотся с некоторыми ограничениями. (c) К. Лодыженский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом на единицу товара или цену.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ТАМОЖЕННИК назад содержание далее ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
Хостинг от uCoz