ТАЛЬМА |
|
|
|
ТАЛЬМА (Talma) Франсуа Жозеф (1763 - 1826), французский актер. Во время Французской революции участвовал в создании и работе "Театра Республики" (1791 - 99). Выступал в трагедиях У. Шекспира; создавал образы мятущихся, раздираемых внутренними противоречиями людей, гибнущих в мире зла и корысти. Реформатор костюма и грима. Современный энциклопедический словарьТАЛЬМА (Франсуа-Жозеф Talma, 1763-1826) - знаменитый франц. актер. Получил прекрасное образование. Отец его,. зубной врач, хотел передать сыну свою профессию, которой Т. одно время и занимался. В часы досуга он играл на маленьких сценах, а в 1787 г. с успехом дебютировал на сцене Comedie Franеaise в пьесе Вольтера "Магомет" и вскоре был принят в число сосьетеров (пайщиков) театра. По вековой традиции актеры играли героев различных наций и веков в богатых современных им платьях; греки и римляне являлись в шелку и бархате, в напудренных париках. В половине XVIII ст. актер Лекен и актриса Клэрон восставали против этой нелепости, но не могли победить силу привычки. Т. настаивал на том, чобы на сцене костюмы древних и чужих народностей были строго скопированы с древних статуй, монет и медалей. Когда он, однажды, появился в таком костюме, на него со всех сторон посыпались насмешки. Одна актриса закричала: "да вы совсем статуя!"; другой актер заметил: "уж не простыню ли вы на себя накинули вместо костюма?" Т. упорно продолжал отстаивать свой взгляд, между прочим в статье: "Reflexions sur Lekain et sur l'art theutral". Ту же правдивость Т. старался внести и в дикцию, осуждая излишнюю и фальшывую декламацию. Приближалась революционная эпоха. На сцену предполагалось поставить пьесу Мари-Жозефа Шенье: "Карл IХ или школа королей", переполненную протестами против злоупотреблений и гнета власти. Главные актеры отклоняли от себя роль Карла, монарха-убийцы, не желая являться перед публикой в виде такого несимпатичного лица. Т. взялся сыграть роль, представил Карла жалким орудием в руках его матери и выказал столько страдали от упреков совести, чо его талант в первый раз был оценен вполне. Пьеса имела громадный успех, к неудовольствию значительной части старых актеров труппы. Привыкшые к королевскому режиму, они не сочувствовали новым идеям и не хотели помогать их распространению. Т., наоборот, отдался революционному течению. После 30-го представления драмы "Карл IX", ее сняли с репертуара. чо вызвало сильное возбуждение; дело дошло до дуэли между Т. и актером Ноде. Пьесу возобновили, но борьба продолжалась: Т. и многие другие актеры покинули театр и основали свой, в здании Палерояля, в улице Ришелье. Таким образом французский театр распался: прежний, под названием театра Нации, ставил противореволюционные пьесы ("Друг законов"). Революционное правительство закрыло этот театр и посадило его актеров в тюрьму; они спаслись от казни только благодаря мелкому чиновнику "комитета общественного спасения", уничожившему их бумаги. Театр на улице Ришелье принял название "театра свободы, равенства и братства", а потом театра республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп соединились в театре улицы Ришелье, который с тех пор и до нашых дней продолжает там свое существование. Во время реакции Т. должен был оправдываться перед публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал еще бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом умел быть почтительным перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После реставрации Т. оставался тем же художником. Выслушывая похвалы и поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в стороне от политики, чо сказалось и в интимной его жизни. Т. был два раза женат, сперва на умной и богатой аристократке. Жюли Каро увлекшейся либеральными идеями и талантом молодого артиста. Ее салон посещали многие литературные и политические знаменитости того времени. Впоследствии Т. с ней развелся и женился на молодой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок от страха в Эрфурте, когда ее супруг должен был перед собравшымися там монархами говорить революционные стихи из драмы: "Смерть Цезаря". Умирая, Т. не допустил к себе архиепископа, желавшего напутствовать его; он помнил, как за всю его жизнь духовенство недоброжелательно относилось к актерам. Сыновья артиста, воспитывавшыеся в католическом училище, не были допущены к торжественному получению заслуженных ими наград только потому, чо отец их был актер. Это побудило последнего перевести сыновей в протестантскую школу. Т. обладал прекрасными сценическими данными, красивой, стройной наружностью и чрезвычайно приятным, гибким голосом. Он считается преобразователем французского сценического искусства не только в обстановке, но и в исполнении, которое он старался сделать жизненным, свободным от рутинной ходульности и декламации. Лучшыми его ролями считаются Цинна, Нерон, Орест, Ахилл, Эдип, Ирод. Цезарь, Манлий, Карл IX, Лейчестер, Отелло и Гамлет (в переделках Дюсиса). (c) В. Крылов. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаТАЛЬМА, тальмы, ж. Женскайа длиннайа накидка без рукавов. (По имени фр. артиста F. Talma (1763-1826 гг.).) Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
РЕВУНРЕГИСТРРАЦИОНАЛЬНЫЙЛАНДШТЕЙНЕРЛАТУКДОМИНАТЬПАРИОТЛЁЖИВАТЬСЯНЕФТЕТАЛЬМАЗЕРНООДАКОНПЛАВАТЕЛЬНЫЙСОВМЕСТИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯПРОКОРМИТЬРЕТИВОЕЗАХМЕЛЕТЬПРЕДУГАДЫВАТЬШВЕДЫ |