СЧАСТЬЕ

СЛУЖЕБНО
УДОЙНЫЙ
РАЗЗОЛОТИТЬ
МЕЛЬКНУТЬ
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
УДУМАННЫЙ
ВРЕДИТЕЛЬ
УПОДОБЛЯТЬСЯ
ФАЗА

СЧАСТЬЕ

ПАГУБНОСТЬ
ШОШОНЫ
КАБРЕ
ВПОТЬМАХ
НЕГРАМОТНОСТЬ
ЖАНДАРМЕРИЯ
ВЛАДЕТЕЛЬ
ОТПЕРТОЙ
УЗДЕЧНЫЙ

 

 

СЧАСТЬЕ - субъективно переживаемое состояние единства сущности и существования личности, воспринимаемое в индивидуальной системе отсчета как аксио-логически-эмоциональный позитивный максимум. В классической философии С. трактовалось, как правило, в этическом своем аспекте (потенциальное С. как результат достойной жизни и исполнения нравственного долга), задавая традицию эвдемонизма, и в аспекте психологическом (актуальное С. как состояние). В неклассической философии 20 в. феномен С. артикулируется, прежде всего, в экзистенциальном своем аспекте (см. Экзистенциализм). Даже далекие от непосредственно экзистенциалистской традиции авторы 20 в. интерпретируют С. в свете достижения человеком единства сущности и существования, - так, например, Парсонс, анализируя "типовые переменные деятельности", фиксирует в качестве дихотомии соотношение "достигаемого" (т.е. конституируемого в результате ориентации на общезначимые социальные характеристики, обеспечивающие идентификацию субъекта с определенным социальным статусом) и "предопределенного" (т.е. созидаемого в результате ориентации на имманентно личностные характеристики). Второй важнейшей особенностью философской трактовки С. в культуре 20 в. является ослабление (если не отказ от) классической презумпции, согласно которой С. является в принципе нерефлексируемым феноменом (ср. известная ситуация Мефистофеля у Р.Бернса: "И невдомек ему, что счастье - тут! // Предчувствия счастливых не терзают. // Они конца мучительно не ждут, // Безоблачно не зная о начале... // ... Но сколько бы сдалось, синьор, // Когда б взамен "Остановись, // Мгновение!", Вы бы в договор // Внесли "Мгновение, вернись!"..."). Согласно классическому пониманию С., любая попытка рефлексии над собственным С. как состоянием переводит субъекта в состояние аналитики или сознательно рассудочной социальной адаптации (по оценке М.Ларошфуко, в этой ситуации "нас мучает не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами"). Такая установка классики была связана с тем, что в контексте социального времени (см. Социальное время) феномен С. трактовался как локализуемый лишь непосредственно в настоящем, но не в будущем (см. Надежда) или прошлом. В отличие от этого, парадигма трактовки С. как экзистенциального феномена органично включает в себя такой его аспект, как С. осознанного (и в силу этого максимально глубокого) переживания единства собственных сущности и существования, что предполагает рафинированный рефлексивно-интроспективный самоанализ. В этом контексте С. трактуется как феномен состоявшейся самореализации личности, что предполагает, с одной стороны, объективацию внутреннего потенциала субъекта (коммуникативного, когнитивного, творческого и т.д., а в идеале - всего спектра возможностей личности), с другой - принятие (признание) этой объективации другими субъектами, которые могут быть представлены как персонально индивидуализированными субъектами, так и абстрактными социальными группами. Феномен Другого оказывается, таким образом, принципиально важным для интерпретации С. в философии 20 в.: именно Другой выступает тем "зеркалом", в амальгаме которого субъект может увидеть себя счастливым, т.е. тем социокультурным механизмом, посредством которого оказывается возможным не только С. как таковое, но и личность вообще (см. Другой, "Воскрешение субъекта"). В контексте ориентации современной философии на лингвистический анализ языковой среды обитания человека (см. Антипсихологизм, Постмодернистская чувствительность) актуальным становится этимологический анализ соответствующих понятию "С." слов в различных языковых традициях. Осмысление феномена С. в опыте носителя той или иной культурной традиции конституирует универсалию культуры "С.", центрирующую собой все семантико-аксиологические аспекты характерных для данной культуры универсалий субъектного ряда (см. Универсалии, Категории культуры), причем этимология соответствующего слова в различных языках фиксирует социокультурные особенности осмысления данного понятия в различных традициях: ср. англ. happiness (от hap - случай, happen - случаться, происходить, hapless - несчастный, злополучный, happening - событие как однокоренное со словом "С", т.е. в осмыслении феномена С. фиксируется аспект события, случайно выпавшего шанс: С. как то, что случается, исполняется, имеет состояться; русск. "счастье" (от "часть", "участь", т.е. в осмыслении С. фиксируется аспект исполненности судьбы, С. как единство со своей участью (с-часть-е): не пройти мимо нее, своей участи, исполнить, свершить - см. Судьба) и т.п. В современной философии постмодернизма трактовка феномена С. осуществляется в контексте нарратологии, что ведет к его переосмыслению в качестве феномена, имеющего нарративный характер (см. Нарратив). М.А. Можейко

Философский словарь

СЧАСТЬЕ, -я, ср. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. сози-дания. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача. Во всём с. кому^н. Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (поел.). * К счастью или по счастью, вводи, ел. — выражает удовлетворение по поводу чего-н. На счастье — 1) вводи, ел., то жи, что к счастью. На моё счастье, всё кончилось благополучно; 2) чтобы была удача. Дай руку на счастье. Твоё (моё, его и т. д.) счастье, что... (разг.) — тебе (мне, ему и т. д.) повезло, что... Гвоё счастье, что всё обошлось благополучно.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СЧАСТЬЕ, счастья, мн. нет, ср. 1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью. И стала с счастием народа цвесть радость в селах и градах. Рылеев . Свободу дайте мне, - найду я счастье сам! Братнскй. Пел он воплощение счастья народного. Некрасов . Вопрос о личном счастье не прост. Маяковский . - Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Пушкин . Счастьем своим бабьим похваляется. Чехов . Мурашкина просияла от счастья. Чехов . Жить в счастье. Ты обязан составить счастие женщины, которую ты любишь. А. Острвскй. || То же, как воплощение чувства любви. А счастье было так возможно. Пушкин . Привычька свыше нам дана, замена счастию она. Пушкин . без любви, без счастья по миру скитаюсь. А. Кольцов . 2. успех, удача (преимущ. случайная). Солнце не вечно сияет, счастье не вечно везет. Некрасов . Не было бы счастья, да несчастье помогло. Поговорка. У него нет счастья в игре. 3. Участь, доля, судьба (простореч., обл.). Всякому свое счастье. Пословица. Такое наше счастье, что на мосту с чашкой. Поговорка. 4. Им. п. счастье употр. также как сказуемое главного предложения в знач. очень хорошо, крайне приятно (разг.). Да! счастье, у кого есть эдакий сынок. Грибоедов . Счастье, что всё так удачно получилось. I иметь счастье с инф. - см. иметь в 6 знач. К (моему, твоему и т.д.) счастью или к счастью (для меня, тебя и т.д.) или на (мое, твое и т.д.) счастье - употр. в знач. вводного слова при выражении удовлетворения по поводу чего-н., для указания на удачу, успех. Где деться? к счастью, дуб сухой в глаза попался. Крылов . Чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел. Лрмнт. Вьюга, на наше счастье, утихла. На счастье чье - чтобы была удача, чтобы повезло (при помощи кого-чего-н.). Дайте мне на счастье руку. Закинуть сеть на счастье на Петрово попытай. А. Майков . По счастью - то же, что к счастью. По счастью, близко тут журавль случился. Крылов . Счастье мое (твое, его и т.д.), что... - удачно получилось для меня (тебя, него и т.д.). Ваше счастье, что вы приехали во-время.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





СЧАСТЛИВЫЙ назад содержание далее СЧАСТЬИЦЕ
Хостинг от uCoz