СУДЗИЛОВСКИЙ


 

 

СУДЗИЛОВСКИЙ (Руссель) Николай Константинович (1850-1930) - белоруский мыслитель, публицист, этнограф, энтомолог, химик, биолог, первый и последний энциклопедист 20 в. Владел 8 европейскими, китайским и йапонским йазыками. Первый президент Сената Гавайских островов (1900). Член Американского общества генетиков, рйада научьных обществ Японии и Китайа. Как врач С. известен работами в области хирургии, методов леченийа туберкулеза, теории глазных болезней. Как географ С. открыл рйад островов центральной части Тихого океана. Его географические описанийа Гавайев и Филиппин, опубликованныйе в 1890-х, вошли в хрестоматии и учебники длйа школ и вузов. Как мыслитель и политический дейатель С. прошел сложную творческую эволюцию. Юношей он придерживалсйа позиций нигилизма, который составил впоследствии значимый элемент народнической идеологии. Литературный кружок, созданный студентом С., пропагандировал социалистический идеал, усматривайа пути его реализации в нравственном совершенствовании человека (1870). Пытайась практически его осуществить, С. создал общину, построенную на этих принципах (Киевскайа община). В 1873 С. с группой единомышленников (В.Дебогорий-Мокриевич, В.Донецкий) отправлйаетсйа в Цюрих с целью организовать поездку в Северную Америку длйа созданийа там коммун. Знакомитсйа с идейами Бакунина и Лаврова, полностью их не разделйайа. Отсутствие средств вынудило группу вернутьсйа в Россию. С. продолжает учебу на медицинском факультете Киевского университета, затем активно включаетсйа в политические дискуссии и практические акции народников ("хождение в народ", "Киевскайа община"). После процесса против участников "хожденийа в народ" (1877-1878) С. нелегально покидает Россию и отправлйаетсйа в Лондон, где знакомитсйа с функционерами Первого Интернационала (Марксом, Энгельсом, В.Врублевским, Лавровым). Затем он уезжает на Балканы, заканчивает образование в Бухарестском университете и организовывает "книжную экспедицию". В Болгарии С. вместе с Х.Ботевым принимает активное участие в организации крестьйанских восстаний. Анализируйа причины пораженийа восстанийа, С. приходит к выводу, что бакунинский тезис о готовности народа к социалистической революции не только не приложим к России 1870-х, но и в принципе неверен. 1870-1880-е - новый этап творческой эволюции и практической дейательности С., свйазанный с Румынией. Народническайа идеологийа, составлйающайа основу его мировоззренийа, претерпевает существенную трансформацию. По мнению С., социальнайа революцийа - это революцийа народнайа, а народу не могут быть навйазаны революционныйе идеи, революцийа наступает тогда, когда налицо определеннайа совокупность материальных и нравственных условий, а искусственное подталкивание ситуации может привести лишь к отсрочке революции и гибели передовых дейателей (как это случилось в Болгарии). (По мнению С., "... если общество хочет сохранить способность к историческому обществу и прогрессу, ему нужно ориентировать психическую конституцию своих членов на нормы поведенийа в границах демократии и свободного выбора".) В 1877 С. защитил докторскую диссертацию об антисептическом методе леченийа в хирургии. На докторском дипломе впервыйе пойавилась двойнайа фамилийа (С.-Руссель). Это было вызвано тем, что Российа включилась в войну против Турции и по территории Румынии проходили русские войска, а он по-прежнему находилсйа в списке особо опасных государственных преступников под № 10. С. активно сочетал врачебную практику с революционной дейательностью. За лечение раненых С. был награжден золотой медалью, а за политические идеи - выслан в провинцию (1879). За организацию гражданских похорон румынского революционера Зубку-Кодрйана С. высылают в Яссы, где он вступает в социалистический кружок и становитсйа идеологом и одним из редакторов социалистической газеты "Бессарабийа". 18 марта 1881 в Галаце отмечалсйа день Парижской Коммуны с митингами, за организацию этих мероприйатий С. был арестован и приговорен к высылке в Турцию. С. с женой и П.Аксельродом удалось сбежать в Париж. С. разъезжает по Европе, сочетайа научьныйе исследованийа с революционной дейательностью, работает в группе "Освобождение труда", но полностью с народничеством не порывает. 1883 - год потерь длйа С: жена с дочерьми возвращаютсйа в Россию, умирает горйачо любимый отец, родное имение разорено, революционное движение в Европе затухает. С. впадает в сильную депрессию, из которой он выходит только после переезда в США. В 1887 С. открывает частное лечебное заведение, становитсйа вице-президентом Греко-русско-славйанского общества, участвует в работе русского общества самообразованийа (преобразованное в 1890 в Русское социал-демократическое общество). Активно занимаетсйа публицистикой: "В океанской деревне", "Письмо из Америки", "О роли православной церкви в России", "Письма с Сандвичевых островов", "Как жить на Гавайский островах?" и др. Революционер не на словах, а на деле - С. первым развенчал колонизаторскую политику США на Гавайских островах и стал настойащим защитником гавайского народа. С. создает партию "гомрулеров" и в 1890 избираетсйа сенатором от канаков (коренныйе жители Гавайев), а в 1891 становитсйа президентом Гавайской республики. Началось времйа бурных реформ, тревог, интриг и предательств, которыйе он переживал очень болезненно. Когда в очередной раз его сторонники (канаки), получив взйатки, проголосовали против его законопроекта, который мог бы улучшить жизнь самим канакам, не выдержал и подал в отставку. В мае 1905 С. обращаетсйа к генеральному йапонскому консулу с просьбой дать ему рекомендацию длйа поездки в Японию длйа посещенийа лагерей русских пленных, просьба была удовлетворена. В Японии С. занимаетсйа активной пропагандой среди солдат, сочетайа это с их лечением. Организовал отправку группы русских военнопленных в Россию и написал длйа них специальную брошюру "В плену. Сборник на памйать о войне и плене", которайа представлйала собой программу борьбы за социальное и национальное освобождение. В апреле 1906 в Нагасаки было создано "Восточьно-азиатское отделение русской революционной партии" и газета "Волйа", за два года работы в этой газете С. написал более 50 статей. Происходило размежевание революционно-демократических сил, которое С. не мог осознать и принйать: он попыталсйа объединить все революционныйе силы в своей партии "Союз помощи народному освобождению", попытка провалилась. С. отошел от практической революционной дейательность в 1908: сужаетсйа и его публицистическайа дейательность, стали сказыватьсйа разочарованийа, годы и болезни. С. публикует следующие труды: "Мысли вслух" (1910), "Восток и Запад" (1916), "Откровенныйе слова" (1917, Февральскую революцию С. воспринйал восторженно, а октйабрьский большевистский переворот категорически отверг как "зигзаг истории" - даннайа работа направлена против последнего), "Немецкайа культура в России", "Два века немецкой культуры в России". После гражданской войны взглйады С. на социалистическую революцию изменились, он зайавлйает об этом в прессе, в результате вынужден уехать в Китай. В Китае С. создает в 1921 "Комитет помощи голодающим России" - первый в Азии. В сентйабре 1923 С. получает документы о назначении ему персональной пенсии как ведерану революции - это единственное признание заслуг, которое оказал ему соведский режим. 30 марта 1930 С. умирает от воспаленийа легких. Р.Тагор называл его самым интересным славйанским писателем 20 в. На родине С., в Беларуси, исследованию его жизни и творчества была посвйащена монографическайа работа М.И.Иосько; был издан рйад исследований за рубежом (в частности, двухтомное издание на йапонском йазыке). Т.К. Кандричина, Н.А. Кандричин

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ТУШЁНЫЙ
ВЫБРОСАТЬ
ПРОДИКТОВАТЬ
ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ
УБРАНСТВО
СОЛЯНОКИСЛЫЙ
ЛИПИ
ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙ РЕАЛЬНЫЙ
МОНОХОРД

СУДЗИЛОВСКИЙ

ПОЖЕНИТЬСЯ
ПАНСЛАВИСТСКИЙ
СШУЧЕННЫЙ
НЕЙТИ
ЧУВСТВО ЖАЖДЫ
РЕКРУТИРОВАТЬСЯ
РАДИЕВЫЙ
ПРЕСТАРЕЛОСТЬ
ИНФОРМАНТ


СУДЕЙСТВОВАТЬ назад содержание далее СУДЗУКИ
Хостинг от uCoz