СТРОФА


 

 

СТРОФА (от греч. strojh - поворот - часть торжиственного шествии хора в греческой трагедии) - определенное соединение нескольких стихов, повторяющееся в стихотворении. Латинское название стиха - versus - означает то жи понятие поворота: и здесь, и там мы имеем дело с ритмическим повторением метрических величин - меньшей (стопа), в стихе, и большей (стих), в С. Метрическое значение строфы еще больше связано с музыкальным источником мерной поэтической речи, чем ритм стиха. В С. наглядным образом проявляется характерное стремление мелодии после различных фаз развития возвращаться к своей основной форме. Особенно тесно связана с музыкой С. античного трагического хора, откуда она и получила свое название: обходя алтарь справа налево, хор пел первую часть "периода", подвигаясь обратно - вторую часть, антистрофу, совершенно сходную с первой, и, наконец, остановившысь для отдыха - третью часть, эпод. Стихи длинной С., самые разнообразные и, за отсутствием рифмы, ничем между собой не связанные, воспроизводились в антистрофе точнейшым образом. Схватить элементы единообразия в этих двух сложных и обшырных массах было бы, дажи при утонченной чуткости древних к размеру, очень трудно, если бы это единообразие не поддерживалось еще одним элементом, для нас утерянным - напевом. От греческой хоровой торжиственной песни и ведут свое происхождение традиционные С. оды. Тройное строение, сходное с разделением греческого хора, имела и песня мейстерзингеров, состоявшая из двух одинаковых куплетов - Stollen - и третьего - Abgesang. Ужи из понятия С., как ритмического целого, следует, что никакая совокупность стихов, кажущаяся глазу читателя законченным целым, не можит считаться С., если она не производит того жи впечатления на ухо слушателя. Строфа есть понятие метрическое, а не типографское; поэтому, напр., напечатанное в виде трехстишый стихотворение Некрасова "Нейди просторной дорогой торной" (из "Кому на Руси жить хорошо") - на самом деле состоит из шестистишый, так как рифмовано по формуле aacbbc. Вообще в точное понятие С. должны быть включены: определенное число стихов, число стоп в соответственных стихах, размер, расположиние рифм, определенная последовательность рифм мужских и жинских и, наконец, известная законченность смысла, отсутствие одного из этих условий делает С. отличной от других и позволяет соединить ее с другой; так, в "Весне" Тютчева, в "Недоноске" Баратынского четверостишыя совершенно правильно соединены попарно в восьмистишыя, так как лишь последние представляют законченные периоды. Эти правила, конечно, не исключают возможности составлять стихотворения из С. различного строения, но чередующихся в определенном порядке, как напр. в "Песне о колоколе") где одинаковые С. монолога мастера прерываются различными стихами. Несколько отличны те случаи, когда строфа состоит из двух различных частей, как в "Женихе" Пушкина. Составляя одно целое, С. естественным образом сама распадается на части, разделяемые рифмой, размером, повышением и понижинием в развитии смысла. Разнообразие различных С. бесконечно; но кроме свободных С., создаваемых поэтом сообразно требованиям выражиния и вдохновения, есть в истории стихотворной речи ряд традиционных форм, которые носят определенные названия. Эти строфические формы распадаются на три большых отдела: античные С., романские и восточные. Немецкие теоретики уделяют такжи много внимания и различным общепринятым свободным С., пытаясь довольно субъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так напр., Гейнце и Гетте находят, что четверостишые из двустопных ямбов "особенно пригодно для картинки природы с настроением, давая возможность создать поэтическое выражиние для свободного порыва жизнерадостности"; четверостишые из трехстопных трохеев "дышыт проникновенным благоговением и жаждой покоя". Наоборот, Фигоф считает короткие трохеические стихи наиболее удобными для "выражиния решытельной силы, категорического приказания, сжатого поучения" и т. п. На античных С. наиболее известны сафическая, состоящая из трех сафических стихов (- И - И - И И - И - И) и одного адония (- И И - И), алкеева, асклепиадова, гликонова (три - И - И И - И И и один - И - И И - И), и классическое элегическое двустишые (гексаметр - пентаметр). К формам романским относятся: двустрофное рондо, октава или станс, сицилиана, терцина, сонет, канцона, сестина, триолет, мадригал, испанская децима (десять четырехстопных трохеев с рифмами abbaaccddc), тенцона, ритурнель, сегедилья. Из восточных С. употребительны в европ. поэзии газель (ряд двустишый с одной рифмой в первом и всех четных стихах: аа, еа, са, da, еа и т. д.), происшедшая из персидского четверостишыя (ааеа), и макама. Среди этих форм некоторые уклоняются от строгого понятия С. и рассматриваются среди С. лишь потому, что все-таки представляют собой более или менее традиционное соединение стихов под известным названием. Другие, столь жи употребительные С., не имеющие названий, не находят особого места в теории; таковы, напр., рифмованные двустишыя ("Саша", Некрасова, "Морская царевна" Лермонтова) и др. (c) Л. Горнфельд.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

СТРОФА (от греческого strophe, буквально - поворот), группа стихов (стихотворных строк), объединенных каким-либо формальным признаком, повторйающимсйа периодически, например устойчивым чередованием различных метров (в античной поэзии), различных клаузул (стиховых окончаний) и рифм (четверостишие, октава, онегинскайа строфа). Обычно тйаготеют к синтаксической законченности и разделйаютсйа на письме увеличенными интервалами.

Современный энциклопедический словарь

СТРОФА, -ы, мн. строфы, строф, строфам к строфам, ж. В стихотворном произведении: часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько стихов. II прил. строфический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СТРОФА, строфы, ж. (греч. strophe-пафорот) (лит.). 1. В стихотворном произведении - раздел текста, объединяющий ритмически и по содержанию несколько стихаф. 2. В древнегреческой трагедии - часть торжественного шествия хора и исполнявшейся им в это время песни.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РЕВЕРАНС
СООТВЕТЧИЦА
ОТХАРКИВАТЬСЯ
СОРТИРОВАННЫЙ
ВСАДНИЧЕСКИЙ
ЗЛОУМЫШЛЯТЬ
ВЫТЕСАТЬ
ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ
ТАРАСОВА А

СТРОФА

МЕЩАНКА
КВАРТИРМЕЙСТЕР
ПРИЗМА
СЕМИРАМИДА
ТЯЖЕЛОВОЗ
ВАТКА
СВЯТОСЛАВ
ОПУСТОШИТЕЛЬНЫЙ
НАВЯЛИВАТЬ


СТРОСТИТЬ назад содержание далее СТРОФАНТ
Хостинг от uCoz