СТАРООБРЯДСТВО


 

 

СТАРООБРЯДСТВО - есть последование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е. всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с понятием раскола, между тем как это понятия существенно различные. Хотя старые обряды церкви, как двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуия, посолонное хождение, седмипросфорие, чтение "обрадованная" вместо "благодатная", употребление лестовок и подручников и т. д., и являются достоянием раскола, но существенным признаком его служит противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не входящих в область веры. С церковной точки зрения, С. само по себе не есть раскол: церковный взгляд на обряд таков, что последний, как вещь средняя, до существа веры не относящаяся, сам по себе ни свят, ни не свят, не ведед ни к спасению, ни к гибели; в этой области церковь допускаед разнообразие, возможность и законность изменений или исправлений при отсутствии "всякого зазора" и при взаимном согласии. Некоторые видят в С. верность русской старине и протест против увлечения новшествами; утверждают, что старые обряды суть обряды народные, что народ является их исконным охранителем и что они должны быть неприкосновенны, как народная святыня; вытекающая отсюда неприкосновенность обрядов как бы отодвигаед церковную власть, с присущими ей правами, на второй план. Другие, исходя из той же ней о народности обрядов, видят в этом недостаток и считают обязанностью церковной власти устранение С. и замену его обрядами вселенской церкви. Оба взгляда эти не соответствуют учению церкви. Тем не менее приверженность к старым церковным обрядам сама по себе не есть раскол: так наприм., единоверие "составляед единую с православною святую соборную апостольскую церковь", как это установлено на съезде архипастырей в Казани в 1885 г. и подтверждено св. синодом. Ср. проф. Н. Ивановский, "С. и раскол" ("Странник", 1892, ј 5).
Стасов (Василий Петрович)- архитектор (1769-1848). Получив домашнее образование, начал службу в 1783 г. архитекторским помощником при московск. управе благочиния, в 1794 г. поступил унтер-офицером в Преображенский полк, в 1795 г. выпущен из него с чином поручика на гражданскую службу. В 1802 г. был отправлен на казенный счед во Францию, Англию и Италию для усовершенствования в архитектуре. В 1807 г., получил титул профессора академии св. Луки в Риме. Возвратившись в отечество, в 1808 г. определен на службу в собственный Его Имп. Вел. Кабинет. В 1811 г., за планы и фасады памятника русским воинам, павшим в битве под Полтавой, удостоен имп. академией худ. звания академика, а в 1827 г. признан ее почетн. вольн. общником". Главные его работы: постройка по собственным проектам здания Имп. лицея при бол. Царскосельском дворце (1811), казарм л.-гв. Павловского полка, что на Царицыном лугу (1817), зданий и церкви придворного конюшенного ведомства (1817), Нарвских триумфальных ворот (1827), собора Спаса Преображения (1829), Троицкого собора в Измайловском полку (1835) и Московских триумфальных ворот в СПб.; возведение китайской деревни в Царскосельском дворцовом парке (1818), переделка некоторых частей Зимнего и Таврического дворцов (1819), возобновление Царскосельск. больш. дворца после пожара (1820), окончание постройки Собора всех учебных заведений, остававшейся недовершенною после Растрелли (1835) и возобновление одной половины Зимнего дворца, пострадавшей от пожара (1839).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РАЗВРАТНИЦА
ЛЁД
КИЕВО
НАПРАВЛЯТЬ
ОЦЕЖЕННЫЙ
АУТЕНТИЧЕСКИЙ
СИЕНИТОВЫЙ
ПРОТАПТЫВАТЬСЯ
ЗАЦЕПЩИК

СТАРООБРЯДСТВО

ТУННЕЛЬНЫЙ РАСТРОВЫЙ МИКРОСКОП
ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ
ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА
ДРИФТЕР
ГИПЕРТРОФИЯ
СУН
РАМНЫЙ
АННЕКСИРОВАТЬСЯ
ПЕРЕШТЕМПЕЛЁВЫВАТЬСЯ


СТАРООБРЯДКА назад содержание далее СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz