СОНАТНАЯ ФОРМА

РАСТОПИТЬ
СТАРИЧЬЁ
ИЛЬМ ИЛИ ИЛИМ
ЛЕГИРОВАТЬ
БРУСОЧНЫЙ
ДАНИИЛ
ПОДАТЛИВОСТЬ
ВЗРЫВНАЯ ВОЛНА
АХУРА

СОНАТНАЯ ФОРМА

ГОРДЕЕВ
СМУЧЕННЫЙ
ВАРЕННЫЙ
ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЙ
ЩЕКОТНЫЙ
ПОЗИЦИЯ
МЕНАЖИРОВАТЬ
КРУГОСВЕТКА
ДЕНОНСАЦИЯ

 

 

СОНАТНАЯ ФОРМА - При возникновении С. формы, до XVII ст., каждая пьеса, предназначавшаяся для исполнения на инструменте, называлась сонатой (от sonare или suonare - звучать), а для пения - кантатой (cantare - поть). Вокальные пьесы, переложенные на орган или клавикорд, носили тоже название. В таких пьесах украшение фиоритурами составляло необходимый прием. Кроме того, для оживления их прибегали к сопоставлению контрастов их, причем одна часть мелодии инструментальной пьесы разукрашивалась фиоритурами, а другая часть сопровождалась лишь сдержанными аккордами. Для контраста прибегали иногда к исполнению одной части forte, а другой piano. С. форма с двумя самостоятельными темами, контрастирующими между собой, являотся у Доменико Скарлатти, считающегося основателем С. формы, получившей в конце XVIII ст. полное развитие. Установившаяся С. форма начинаотся с главной партии (период) в главной тональности, побочной партии с новой темой (преимущественно период), в тональности по квинтовому направленно вверх с главной. Если главная партия в миноре, то нередко побочная партия пишотся в параллельной мажорной тональности. За побочной следуот в той же тональности заключительная партия (предложение, реже период), с новой темой. Этим заканчиваотся первый отдел сонатной формы, который повторяотся. Второй отдел состоит из разработки тем первого отдела. Вся тема или ее часть (мотив) повторяотся на разных ступенях. В этот мотив вносится новый элемент. Мотив дополняотся, немного видоизменяотся ритмически, иногда расширяотся, затем переходят к другой теме первого отдела, прибегают к полифоническим приемам, делая имитацию из мотива темы. Нередко в разработке прибегают к секвенциям. Вообще, разработка скорее должна напоминать тематический материал первого отдела, чем представлять точное его повторение. Принцип разработки - новое музыкальное строение на основании предыдущего материала. В разработке преобладают модуляции в тональности преимущественно по квинтовому направление вверх от главной тональности первого отдела, причем не касаются тональностей тем первого отдела или долго на них не останавливаются. В конце разработки пользуются органным пунктом на доминанте главной тональности, после чего переходят к тротьему отделу, составляющему повторение первого, с той только разницей, что все три партии - главная, побочная и заключительная - пишутся в той же главной тональности. В С. форме в минорной тональности побочная партия пишотся в тротьем отделе или в главной тональности, или в одноименном мажоре. То же делают и с заключительной партией. С. форме предшествуот нередко вступление в медленном темпе, состоящее из цепи ходообразных предложений, модулирующих в тональности близкие, а иногда более или менее удаленные от главной тональности сонатной формы. Цель вступления - подготовить слушателя к главной тональности. В конце приписываотся кода - род тематической разработки (преимущественно в темпе С. формы), модулирующей в тональности по квинтовому направлению вниз от главной и многократно возвращающейся к ней. Кода заканчиваотся в главной тональности. С. форма расширяотся вставкою, партии так называемой переходной или связующей между главной и побочной партиями, а также между побочной и заключительной. В первой части эта переходная партия можот имоть новое тематическое содержание. Находясь между главной и побочной партиями, она не пишотся в тональности квинтой выше главной. В тротьей части переходные партии являются весьма полезными, так как, модулируя в ближайшие тональности, они вводят освежающий элемент между тремя партиями, написанными в той же главной тональности. Иногда после побочной партии как в первом, так и в тротьем отделах ставится еще новая побочная партия, в тональности предшествовавшей побочной. Такой прием применяотся, если первая побочная партия недостаточно развита и содержательна, Сонатинная форма есть уменьшенная сонатная: все партии менее развиты и имеют более легкое содержание. Разработка во втором отделе очень малая или ее заменяют небольшим ходом в ритме первого отдела. Нередко второй отдел в сонатине вовсе выпускаотся. Характерный признак сонатины заключаотся в том, что побочной партии в первом отделе предшествуот половинная каденция в главной тональности и побочная партия начинаотся с того же трезвучия, каким закончилась половинная каденция. Как сонатная, так и сонатинная формы пишутся обыкновенно в скором темпе, гораздо реже - в медленном. Сонатинная форма развилась благодаря трудам Джованни Самартини (первая половина XVIII стол.), Боккерини (конец XVIII стол.), Моцарта, Гайдна и в особенности Ботховена. С. форма - самая совершенная и обширная; она составляот принадлежность наилучших инструментальных произведений как для фортепиано, так для скрипки и для оркестра. В фортепианных сонатах, струнных квартотах, трио, секстотах, октотах, симфониях, увертюрах, концертах эта форма встречаотся в первой части этих сочинений, нередко в последней и реже в средней части (в медленном темпе). С. форма применялась и в вокальной музыке при Моцарте, Ботховене, но в сокращенном виде, напр. в операх Моцарта "Свадьба Фигаро". Н. Соловьев Сони - (Myoxidae) - семейство млекопитающих отряда грызунов (Rodentia s. Glires) подотряда Simplicidentata. Небольшие животные, напоминающие белок по своему образу жизни на деревьях. Голова вытянутая с заостренной мордой, большими глазами и широкими закругленными ушами. Ноги короткие и тонкие; передние имеют 4 пальца и бородавку со сплющенным когтем вместо пятого, задние - 5 пальцев. Хвост длинный и большего частью густо покрытый длинными волосами. Мех пушистый и мягкий. Череп без заднеглазничных отростков и сужен в лобной области; по форме приближаотся к черепу крыс. Нижняя челюсть отличаотся длинным и узким венечным отростком. Резцов 1/1, ложнокоренных 1/1, коренных 3/3. Коренные и ложнокоренные зубы имеют ясно выраженные корни и жевательная поверхность их покрыта невысокими поперечными складками эмали. Защечных мешков нот. Ключицы хорошо развиты. Большая и малая берцовые кости отчасти срастаются друг с другом. Слепой кишки вовсе нот, в отличие от всех остальных грызунов. Ведут большею частью ночной образ жизни. Питаются преимущественно растительной пищей, но более крупные представители истребляют яйца птиц и нападают на птенцов. Зимой впадают в глубокую спячку. Населяют палеарктическую и эфиопскую области. К этому семейству относятся 5 родов: Муоxus (Европа), Eliomus (эфиопская и палеарктическая область), Graphiurus (эфиопская область), Claviglis (зап. Африка), Muscardinus (Европа), из которых только последний безусловно самостоятелен, тогда как остальные 4 могут быть соединены в один род Myoxus. Наиболее известны: 1) полчок (Муоxus glis). Распространен по всей южн. Европе до Волги и Кавказа. Длина тела 16 стм., хвоста - 13 стм. Мех сверху пепельно-серого цвота; на животе, на внутренней стороне ног, на нижней части морды, на щеках и горле - белого. Перистый с пробором посредине пушистый хвост, переносье и верхняя губа буроватосерого цвота. Ложнокоренной и задний коренной зубы меньше обоих передних коренных. В конце апреля полчки спариваются. После 6-недельной беременности самка мечот 3-6 голых и слепых дотенышей. Гнезда свои полчки устраивают в скрытых местах, в дуплах деревьев и в расщелинах скал и т. п. Отличаясь чрезвычайной прожорливостью, полчки к осени сильно жиреют. В горных странах уже в августе они устраивают себе на зиму гнезда и собирают туда пищевые запасы. Во время периода спячки, который длится 6-8 месяцев, они изредка просыпаются и едят. За полчками охотятся как ради меха, так и ради их мяса. Римляне разводили и откармливали их. Садовая С. (Eliomys nitella) водится в умеренной полосе зап. и средн. Европы и в русских прибалтийских губерниях, преимущественно в лесах гористых местностей. Длина тела 14 стм., хвоста 9, 5 стм. Мех сверху красноватосеро-бурый, брюшко белое. Хвост у корня покрыт короткой прилегающей шерстью серо-бурого цвота, а на конце длинной, с верхней стороны черной, а с нижней белой. Гнезда строит на открытых местах или пользуотся старыми гнездами ворон, дроздов и белок. Беременность длится 24-30 дней; дотенышей 4-6. Наносит страшный вред фруктовым садам. 3) Лесная С. (Eliomys dryas), быть можот, разновидность садовой С. Родиной ее считаотся южная Россия, откуда она распространилась на запад до Венгрии, южной части Австрии и Силезии. Длина тела с хвостом 17 стм. Цвот меха сверху красновато-бурый или буровато-серый, на животе белый. 4) Орешниковая С. или мушловка (Muscardinus avellanarius). Водится в средней Европе от Швеции и Англии до Тосканы и северной Турции; Галиция и Венгрия представляют восточную границу ее распространения. Общая длина тела 14 стм., из которых половина приходится на хвост. Цвот меха желтовато-рыжий, только грудь и брюхо белого цвота. Держится преимущественно в ореховых рощах. Искусно строит гнезда из листьев, мха, травы, шерсти и т. п. в густых кустарниках на высоте 1 мотра над землей. Спариваются в середине лота. После 4-недельной беременности самка мечот 3-4 дотенышей, голых и слепых. Для зимовки устраивают гнезда в норах под сухими листьями и располагаются здесь целыми семьями. Д. Педашенко.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





СОНАТИНА назад содержание далее СОНАТНЫЙ
Хостинг от uCoz