СОЗНАНИЕ


 

 

СОЗНАНИЕ (Consciousness; Bewusstheit) — функция или деятельность, поддерживающая взаимоотношение психических содержаний с эго.
«Сознание для меня не тождественно с психическим — ибо психическое представляется мне целокупностью всех психических содержаний, из которых не все они непременно связаны с эго, т. е. связаны с ним в такой степени, что приобретают свойство сознания. Есть множество психических комплексов, из которых далеко не все по необходимости связаны с эго» (ПТ, пар. 807).

Словарь аналитической психологии

СОЗНАНИЕ (сознательное) - форма отражиния объективной действительности в психике человека - высший уровень отражиния психического и саморегуляцыи; обычно считаотся присущим только человеку как существу общественно-историческому. Характерно тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
Эмпирически выступает как непрерывно менйающайасйа совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую дейательность - мозаика состойаний, играющайа более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида.
Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется:
1) активностью;
2) интенциональностью, т.е. направленностью на предмет: сознание всегда - сознание чего-либо;
3) способностью к рефлексии, самонаблюдению - осознание самого сознания;
4) мотивационно-ценностным характером;
5) различной степенью (уровнями) ясности.
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно - оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего - структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер.
Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями.
Первая трудность состоит в том, что все психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются - в том числе бессознательное, кое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно - в виде искажиний сознания. По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря ему перед индивидом предстают, с некоей степенью ясности, различные явления, составляющие содержание конкретных функций психологических. Поэтому сознание рассматривалось:
1) либо как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось метафорически - «свет сознания», «поле сознания» и прочее; в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении сознания не могло быть и речи;
2) либо отождествлялось с некоей функцией психической, чаще всего - со вниманием или мышлением; в этом случае изучение сознания подменялось изучением соответственной функции. Все это порождало мнение, что сознание для психологии научной - фикция.
Вторайа трудность вытекает из первой; сознание, как и отдельные функции психические, не локализуетсйа во внешнем пространстве; но, в отличие от функций психических, сознание - из-за его «бескачественности» - не удаетсйа «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознанийа, по которым оно могло бы изучатьсйа известными методами.
Важна длйа конструктивного анализа сознанийа восходйащайа к Канту идейа о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознанийа, накладывающихсйа на непрерывно менйающийсйа поток информации сенсорной и определенным образом организующих его.
Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического (исторического). Деятельность предметная и ее атрибут - общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре:
1) социальным происхождением и строением - это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками;
2) разделенностью между двумя субъектами;
3) направленностью на объект.
Структура деятельности совместной порождает структуру сознания, определяя соотведственно следующие его основные свойства:
1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и символическими структурами;
2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм;
3) предметность.
Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные А. Н. Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию - «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания - смыслы и языковые значения.
Первое, что обнаруживается при взгляде на «поле сознания», - это необыкновенное разнообразие его содержаний.
Поле сознания неоднородно еще и в том смысле, что в нем отчотливо выделяотся центральная область, особенно ясная и отчотливая, - «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее - область, содержания коей неотчотливы, смутны, нерасчлененны, - «периферия сознания».
Содержание сознания в обеих областях находятся в непрерывном движении. Выделяются два вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. При размышлениях периоды устойчивых состояний перемежаются переходами - изменчивыми состояниями, часто неуловимыми. Переходные моменты весьма трудно уловить самонаблюдением: при попытках остановить их исчезает само движение, а если пытаться о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. Движение сознания и его непрерывное изменение отражается в понятии потока сознания.
Сознание таит многие любопытные особенности и неведомые глубины, куда иногда удается заглянуть «с края прапасти». Так, в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях:
1) с одной стороны, он должен быть частью объективного мира, где его Я вынуждено приспосабливаться к внешней реальности; это - уровень сознания экстравертированного, функций перцептивных и принятия решений;
2) с другой стороны, он погружается в субъективный мир состояний измененных сознания, из коего исключена связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное Свое, где, по мнению некоторых, реализуется состояние «океанического союза со Вселенной».
Согласно З. Фрейду, сознание - одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания - роль органа чувств для восприятия психических качеств, преимущественно - для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия, могущих проистекать лишь изнутри психики.

Словарь практического психолога

СОЗНАНИЕ - традиционно - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит - в контексте субъект-объектной оппозиции (см. Бинаризм) понятию Бытия как субъективное - объективному. В рамках материалистической традиции (см. Отражение) понятие "С." характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. С. представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование С. выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность С. Идеальное характеризует сущностное содержание С. как субъективной реальности. Определение С. в психологии связывается со способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самоотчету и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надиндивидуальной форме ("Я" и "Сверх-Я"). Социология изучает С. как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и общества в целом. Социология раскрывает роль С. в организации общественного бытия человека, в исторической динамике его цивилизационного и культурного развития. В истории философии можно выделить различные традиции анализа С. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндиийской философии - брахман (безличное духовное начало). Ценность человеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям. В философии Нового времени формируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С. предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта С. - субстанция особого рода. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады - неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в С. индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснению С. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры. Сложная многоуровневая природа С., значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С. были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной, личностной и надиндивидуальной форм С. (Кант, Гегель). Диалектико-материалистическая традиция анализа С. не признавала его субстанциональности и рассматривала С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления С. в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня С. и описание последнего в его сущностной "чистоте" и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр). Фиксирование жизни С. осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика). Вопрос о существовании внеземных форм С., разума, о возможности приобщения С. человека к семантике космических полей философия в настоящее время оставляет открытым. Е.В. Петушкова

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЫКРАДЕННЫЙ
ГРОТЕСКНЫЙ
РАСКОЛЫХАТЬСЯ
КРЕПДЕШИНОВЫЙ
БОБРИКОМ
ПРЕОБРАЗОВАТЬ
КУМ
БИГ
НАПИЧКАТЬСЯ

СОЗНАНИЕ

МУШКА
ПРОСПЕКТ
СКОМПРОМЕТИРОВАТЬ
УСОЖЕННЫЙ
УРОЧИЩЕ
СКРИПКА
ПРОСТАВЛЕННЫЙ
СОЛОВЕЙ
РАССУДИТЕЛЬНЫЙ


СОЗНАВАТЬСЯ назад содержание далее СОЗНАНИЕ НОРМАТИВНОЕ
Хостинг от uCoz