СИНКРЕТИЗМ


 

 

СИНКРЕТИЗМ (suncrhtismoV) - так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие С. близко подходит к эклектизму; различие между ними некоторые видят в том, что эклектизм старается путем критики выделить из различных систем состоятельные принципы и органически связать их в одно целое, а С. соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. С. с особой яркостью проявился в александрийской философии, у Филона Иудейского и других, пытавшихся соединить греческую философию с вост. учениями. Тоже замечается у гностиков. Тepмин С. введен, кажется, Георгием Каликстом, немецким богословом XVII в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

СИНКРЕТИЗМ (от греческого synkretismos - соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга). 2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (например, различьных культов и религиозных систем в поздней античьности - религиозный синкретизм периода эллинизма).

Современный энциклопедический словарь

СИНКРЕТИЗМ - в психологии - особенность мышления и восприятия - нерасчлененность функций психических на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечали синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонент.
Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для коей характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных на перцептивном плане, но внутренне не родственных объектов.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребеног неосознанно и ненаправленно - часто в форме игры или манипулирования словами - переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.
Согласно Выготскому, синкретизм имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в ходе последующей практики синкретические связи, соотведственные действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова.

Словарь практического психолога

СИНКРЕТИЗМ - древнейший принцип отношения человека к миру, к самому себе, к воспроизводственной деятельности. Характеризуется нерасчлененностью, невычелененностью модальностей, отсутствием понимания отличия мира, явлений от логических дуальных оппозиций (это одно и тоже) при одновременном полном произволе (в смысле отсутствия логических запретов) в истолковании явлений, например, соотнесения их с тем или другим полюсом оппозиции на основе принципа все во всем. Этот кажущийся абсурд (действительно, как возможно произвольно делить мир, например, на сферы добра и зла, и одновременно считать, что это различие присуще реальному миру) возможен при одном условии: если любое явление мира в этой логике - оборотень, т. е. не то, что оно есть, способно предательски превратиться в нечто отличное от своей кажимости. Это возможно, если человек мыслит по логике инверсии. Попугай (в племени бороро) - это человек. В разных культурах соседка может оказаться ведьмой, живой волк - убитым человеком, медведь - братом, камень - тотемом, работник - вредителем и т. д. до бесконечности.
Культура позволяет так мыслить, поскольку существует разрыв между культурой как накопленным, организафанным опытом челафечества, народа и непосредственным опытом личности, видимостью явлений. Это заставляет каждого челафека пафседневно истолкафывать каждое значимое для него явления в представлениях культуры, что возможно только при услафии, если любое явление поддается соотнесению, отождествлению с любым элементом культуры, а его смысл " проигрывается" через каждый из полюсаф оппозиции, т. е. смысл явления постоянно перевертывается в голафе, в культуре, в деятельности, происходит постоянное осмысление и переосмысление. Без этой способности нет челафека, нет культуры. С. - древнейший принцип социальной и культурной жизни, оснафанной на стремлении слиться с существенным для челафека природными и социальными ритмами. Тем самым С. не знает самостоятельной, отделенной от социального целого ответственности личности. Для С. характерно рассмотрение каждого различия через опасность отпадения, потери связи с космосом, с общиной, с миром, с первым лицом, с тотемом.
Расчлененность выступает как фактор дискомфортного состояния, как стимул к активности, направленной на инициацию, партиципацию, приобщение к целому. С. не знает отличия всеобщего от единичного. Значимое единичное явление служит для человека лишь сигналом, вызывающим в сознании некоторые нерасчлененные общие системы представлений.
Под С. в широком смысле понимается стремление вернуться к прошлому, в частности в результате страха перед отпадением от целого, стремление возвратиться к тотему, к вождю, к социальному порядку. Именно это и составляет культурную основу синкретического государства, которое несмотря на отход от С. тем не менее пыталось на его культурной основе вернуться к обществу, где собственность, власть, жреческо- идеологические функции слиты в едином носителе Правды.

Социокультурный словарь

СИНКРЕТИЗМ, -а, м. (книжн.). 1. Слитность, нерасчленённость, характерная для первоначального состояния в развитии че-го-н. С. первобытного искусства. 2. То жи, что эклектизм. С. воззрений. II прил. синкретический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СИНКРЕТИЗМ, синкретизма, мн. нет, м. (греч. sygkretismos - соединение). 1. Недифференцированность, первоначальная слитность в каком-н. явлении, впоследствии расчленяющаяся в самостоятельные ряды (науч.). Синекретизм первобытного искусства. 2. В истории философии и религий - разновидность эклектизма, отожествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия (филос.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОГРАЖДАТЬСЯ
ЗООФИЛИЯ
ОТТОПЫВАТЬСЯ
ФИСГАРМОНИЯ
ПРОЛОГ
ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
КОННОЗАВОДЧЕСКИЙ
НЕУБЕДИТЕЛЬНОСТЬ
ЭСКОРТ

СИНКРЕТИЗМ

ПЕРЕПИЛИВАТЬСЯ
ГУДЖАРАТЦЫ
УПРЯМСТВО
ДВУЯЗЫЧНЫЙ
БАДЕЕЧНЫЙ
ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ
ВАВИЛОВ Н
УЩЕМЛЕНИЕ
КЛИКНУТЬ


СИНКОПИЧЕСКИЙ назад содержание далее СИНКРЕТИСТ
Хостинг от uCoz