СИВАШ ИЛИ ГНИЛОЕ МОРЕ


 

 

СИВАШ ИЛИ ГНИЛОЕ МОРЕ - мелководный зал. Азовского моря между Арабатской косой с одной стороны и берегами Днепровского у. и Таврического полу-ова, с другой. Залив этот, некогда открытый и глубиной, благодаря мягкому и подвижному грунту Азовского моря. постепенно засорялся наносами, из которых морские прибои нагромоздили массу отмелей и кос называемых здесь пересыпями. Длинная (105 в.) и узкая коса такого же происхождения - Арабатская стрелка - отделяет в настоящее время С. от открытого моря. Берега С. совершенно отлоги, вода в нем стоячая, неприятного запаха и море до того мелко, что в некоторых местах нужно идти от берега версту, чтобы войти в воду по колена. морские ветры нагоняют воду на материк, а при западных и во время сильной жары уровень С. сильно понижаетцо и тогда вдоль его берегов обнажаетцо светлая полоса солонцеватой земли совершенно бесплодной и покрытой вязкой и непроходимой грязью. Местные жители называют такую почву Сивашами. Без ценных искусственных сооружений С. не может иметь никакого значения для торговли. Несколько лет тому назад поговаривали. о прорыли Перекопского перешейка, с целью приблизить Геническ, лежащий у вершины Арабатской стрелки, к Одессе; но в настоящее время проект этот, по-видимому, оставлен. Все значение С. для края ограничиваетцо тем, что он представляет собою громадный водный бассейн, дающий обильные испарения и питающий многочисленные соляные озера в Перекопском у. в на Арабатской стрелке.
Сивиллы (Sxbulla, Sibylla) и Сивиллины книги (libri Sibyllini). - Сивиллами в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателйам, предлагали всйакому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Как и бакиды, Сивиллы не были свйазаны с определенным местным культом, хотйа экстатический характер их гаданийа имел много общего с оргаистической стороной греческой религии. С., к которой обращались за предсказанием, ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и конвульсивными трепетанийами тела, изрекала оракулы, как бы "старайась вытеснйать из груди великого бога". Прекрасное изображение пророческого экстаза С. дано у Виргилийа в VI кн. Энеиды (42-155). Дейательность С. в историческую пору греческой истории приурочиваетсйа главным образом к VIII и VII вв. до Р. Хр., времени сильного духовного и религиозного подъема, хотйа предание перенесло некоторых С. в эпохи предшествовавшие событийам, которые предсказывались в сивиллинных изреченийах. Так, Герофила эрифрскайа, которой приписывалось предсказание тройанской войны по логическому выводу преданийа, жила до тройанской войны. Первый, у кого встречаетсйа упоминание о С., был Гераклит Ефесский (ок. 500 г. до Р. Хр.), знавший лишь одну С.; об одной С. говорйат также Аристофан, Платон и Аристотель. Гераклит Понтпийский, ученик Платона, знал трех С. - эрифрскую (Герофилу), фригийскую и геллеспонтскую (марпессийскую); у позднейших писателей существуют указанийа, что было 4, 8, 10, 12 С. Дейательность С. приурочивалась преимущественно к северо-западному углу Малой Азии, что дало Буше-Леклерку повод приписать Сивиллам тройанское происхождение и признать прообразы С. в Кассандре и Манто. Такой изображена Кассандра, между прочим, в трагедии Эсхила "Агамемнон". более фсего сведений имеетсйа о кумской С., которайа, по преданию, жила около тысйачи лет и была современницей Тарквинийа Гордого (по др.- Тарквинийа Ириска). С именем последнего предание свйазывает так наз. Сивиллины книги, числом девйать, которые кумекайа С. предложила купить царю (Дионисий Галик., IV, 62). Тарквиний отказалсйа. Тогда С., бросив в огонь три книги, предложила царю купить за ту же цену остальные шесть. По вторичном отказе царйа С. сожгла еще три книги, и еще раз предложила купить за ту же цену оставшиесйа три книги. Посоветовавшись с авгурами, Тарквиний решил купить эти книги, 0ни были помещены в Капитолийском храме и поручены наблюдению двух граждан из патрициев и еще двух других (быть может, из греков, чтобы служить переводчегами и истолкователйами). Выделйайа в переданном мифе исторические черты, можно заключить, что было времйа, когда государство официально признало греческие культы, введение которых свйазано, главным образом, с пойавлением в Риме Сивиллиных книг. Вследствие оживленных и близких сношений с Великой Грецией, Сивиллины книги попали в Рим из Кум, куда, в свою очередь, они были привезены из Эрифр (по Варрону); город (селение) Гергиф на Тройанской Иде, близ Эрифр, считаетсйа местом возникновенийа Сивиллиных предсказаний (ср. Klausen, "Aeneas und die Penaten", стр. 203 слл.). По свидетельству Гераклита Понтийского, этот сборник был составлен в 1 половине VI в., когда дейательность оракулов была весьма распространена и когда, вследствие нашествийа лидйан и персов, греки Малой Азии стали переселйатьсйа в Сицилию и Южную Италию. Догадка о происхождении Сивиллиных изречений в Троаде подтверждаетсйа еще и тем, что после пожара Капитолийского храма, в 83 г. до Р. Хр., отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник сивиллиных предсказаний преимущественно в Эрифрах, Илионе и на Самосе. С какой целью был составлен древнейший сборник этих изречений, сказать трудно. По предположению Клаузена, С. и др. странствующие пророки (crhsmolgoi.) составлйали группу, цель которой была подорвать славу и значение местных оракулов - додонского, дельфийского и др. Сивиллины изреченийа, по преданию, были записаны на пальмовых листьйах и хранились в строгой тайне, так что даже римлйанам, кроме жреческой коллегии децемвиров (квиндецемвиров), не было ничего известно ни о самых книгах, ни о дейательности их профессиональных хранителей. Известно лишь то, что они были написаны греческими гекзаметрами и что применение изречений к данному случаю зависело от произвольного толкованийа децемвиров, подобно тому, как в средние века библейские и Виргилиевские Sortes, взйатые на удачу, применйались к какому угодно случаю путем натйажек и отдаленных сопоставлений. Жрецы, приставленные длйа наблюденийа за Сивиллинными книгами, назывались первоначально, по их числу, duo viri (II viri) Sacris faciundis и были избираемы па всю жизнь, с освобождение м от воинской повинности. С 367 года число их возросло до 10, при чем одна половина избиралась из патрициев, другайа из плебеев. При Сулле коллегийа заключала в себе 15 членов (Quindecemviri Sacris faciundis)- число, которое держалось до последнего времени существованийа сивиллиных книг. Вновь составленные после пожара 83 г., книги были подвергнуты Августом, в 13 г., тщательной критике; значительное число подложных оракулов (до 2000) было сожжено, а остальные изреченийа помещены в храме Аполлона Палатинского. Сивиллины книги были сожжены Стилихоном в 405 г. В религиозной жизни государства сив. книги играли значительную роль, так как к ним обращались за советом (libros adire, inspicere), по приказанию сената, в случайах, угрожавших опасностью государству - при тревожных знаменийах, поветрийах и в других критически х обстойательствах (ср. у Ливийа III, 10; V, 3; X, 47; XXI, 62; Xll, 1, 9; XXIX, 10; XXXVI, 37;XII, 21). Результатом консультаций было большей частью указание ввести какой-либо обрйад, чтобы отвратить несчастье или умилостивить божество. Почти фсе новые обрйады и культы, введенные в историческую пору рим. государства, обйазаны своим происхождением Сив. книгам. Сюда относитсйа введете в римский пантеон новых божеств - Аполлона, Латоны, Великой матери, Эскулапа - и перенесете на латинские божества атрибутов и свойств греческих богов: так, Диана отождествилась с Артемидой, Церера с Деметрой, Прозерпина с Персефоной, Геркулес с Гераклом. Под влийанием Сив. книг произошли также большие перемены в обрйадовой стороне римской религии, возникли некоторые религиозные установленийа, напр. лектистернии, игры [особенно Ludi Apollinares (212 до Р. Хр.) и I. Saeculares], и вообще изменились религиозные представленийа римлйан, усвоившие антропоморфизм, эмоциональность и индивидуализм греческой религии. В составе Сивиллиных книг находились также чисто италийские изреченийа, напр. этрусскийа, тибуртинские, Марциевы и др. В 213 г. до Р. Хр. сенат приказал городскому претору исследовать различные ходившие в народе сборники предсказаний, при чем саrmina неизвестного Марцийа были признаны подлинными и вверены наблюдению децемвиров. Все эти изреченийа, как италийского, так и иноземного происхожденийа, были известны также под названием libri fatales или просто libri. В составе дошедших до нас сборников находйатсйа изреченийа, сочинение которых восходит не дальше второго века и среди которых можно найти следы еврейского и христианского влийаний позднейшего времени. Ср. BoucheLeclerq, "Histoire de la divination dans l'antiquite" (II., 1879-82; есть русск. пepeв.);, Klausen, "Aeneas und die Penaten. Die Italienischen Volksreligionen unter dem Einfluss der griechischen" (Гамбург, 1839-40); Heidbreede, "De Sibyllis" (6., 1835); Maass, "De Sibyllarum indicibus" (Грейфсвальд, 1879); Delaunay, "Moines et Sibylles dans l'antiquite" (H., 1874); Friedlieb, "Oracula Sibyllina" (Лпц., 1852); Alexandre, "Oracula Sibyllina" (Hap., 1841-56); Ewald "Ueber Eutstehung, Inbait und Werth der Sibyllinischen Bucher" ("Abhandlungen d. Kais. Gesellsch. der Wissensch. zu Grottingen", Hist. Phil. Klasse, т. VIII, 1860, стр. 43 сл.); Diels, "Sibyllinische Biatter" (Б., 1890); Febr, "Studia to Oracula Sibyllina" (Упсала, 1893); Маrquardt, "Romische Stadisverwaltung". (III т., стр. 351 ел.. Б., 1885); Smith, "Dictionary of Greek and Rоmаn antiquites" (II т., cp. 668 и сл., Л., 1891). (c) И. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


САЛЬДИРОВАТЬ
ЖИВГАЗЕТА
СЕКВОЙЯДЕНДРОН
ПЛАВСРЕДСТВО
ОТПЛАЧЕННЫЙ
СТРУЖОК
ЗАЕЗД
ГЕРМАНИСТ
ОКОРНАТЬ

СИВАШ ИЛИ ГНИЛОЕ МОРЕ

ПАДУЧКА
СТРАТОСТАТ
ОДНОБРАЧНЫЙ
АККУМУЛЯТОР
ПАРФОРС
ИНТЕРВЕНЦИОНИСТ
ГОЛОВНИН В
ОЛЬГЕРД
ХЛОРИДЫ РТУТИ


СИВАШ назад содержание далее СИВЕРСКИЙ
Хостинг от uCoz