СЕНЯВИН


 

 

СЕНЯВИН (Дмитрий Николаевич, 1763-1831) - адмирал. Участвовал в устройстве Ахтиарского порта (Севастополь); во вторую турецкую войну при Екатерине II отличился в сражении близ Варны; в 1798 г., после упорной осады, взял занятую французами крепость на о-ве св. Мавры и много содействовал успеху осады Корфу. Участвовал почти во всех войнах Александровского времени. Ср. Бантыш-Каменский, "Сенявин" ("Библиотека для Чтения", 1838, т. XXXI); Арцымович, "Д.Н. Сенявин" (СПб., 1855).
Септет- музыкальное сочинение, написанное для семи инструментов или голосов Вокальный С. не имеет обширной формы, инструментальный- представляется большим сочинением в области камерной музыки (напр. знаменитый С. Бетховена).
Сераль (Serail)- франц. форма персидского слова Serai (большой дом, дворец), перешедшего в турецкий язык; означает в настоящее время резиденцию турецкого султана, в вост. части Константинополя, защищенную со стороны города и моря средневековой стеной с башнями и зубцами. С. образует обширный комплекс дворов, квартир для прислуги, дворцов, киосков и садов. Через Баби-Гумаюн- королевские ворота, расположенные в западной стене против Софийской мечети- входят в наружный двор, где помещаются министерство финансов, монетный двор, бывшая византийская церковь св. Ирины, обращенная в цейхгауз. Следующие ворота, БабъэсСелям - врата мира - ведут во второй, меньший двор, окруженный арками, где находятся казармы прежней дворцовой стражи, бостанджи и янычар. Богато украшенные третьи ворота, Баб-и-Сеадет - врата блаженства, - которые до недавнего времени охранялись белыми евнухами, открываются против самого важного внутреннего двора, где мрачный, но великолепный тронный зал и казначейство. Сюда примыкают сосредоточенные в вост. части мыса, на морском берегу, дворцы, необитаемые со времени Махмуда II. Из киосков известен расположенный в садах южн. части С. Гюльхане (розовый дом), благодаря опубликованному в нем гаттишерифу 1839 г. Эски-Серай - старый С. - группа построек на месте дворца древнего сената, окруженная стеной; часть этих построек отведена под военное министерство, часть- под квартиры жен умерших султанов.
Серафим- монах Саровской пустыни (1760-1883), в течение 55-ти лет бывший, по выражению Филарета, архиеп. черниговского, "самым великим подвижником благочестия последних времен", приносивший много пользы народу своими трогательными и живыми беседами. См. "Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти о. Серафима" (М., 1881); "Сказание о подвигах С. ", в журн. "Маяк", 1845 г. т. XVI; архим. Сергия" "Сказание о старце Серафиме" (1858); "Сказание о подвигах Серафима" (1856).
Серафимы- один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании. С., по изображению пророка Исаии, составляют высшую степень в небесной Иерархии, ближайшую к Богу. В видении пророка они представляются окружающими престол Господа; они имеют человеческий образ; у каждого из них по шести крыльев: двумя закрывают они свои лица, двумя - ноги, двумя летают, и неумолчно поют песнь:"свят, свят, свят Иегова воинств, вся земля полна славы Его". Один из С. коснулся зажженным углем уст Исаии, сказав ему: "вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тибя, и грех твой очищен" (Исаии VI, 1-7). Отцами церкви С. усвояется обыкновенно место первого чина первой степени (С., херувимы, престолы).
Сервантес (Михаэль Сааведра Cervantes)- знаменитый испанский писатель, род. в 1547 г. в Алкале, происходил из благородного древнего рода, в котором сохранйались рыцарские преданийа и рассказы о славных подвигах предков. Вследствие бедности родителей он получил скудное образование, но уже рано обнаружил сильное влечение к чтению, особенно поэтов, а вместе с тем и стремление к боевой жизни. В 1571 г., в сам разгар войны Испании с турками, он поступил в военную службу, под знамена Дон Хуана Австрийского. В лепантском сражении он всюду йавлйалсйа на самом опасном месте и, сражайась с истинно поэтическим одушевлением, получил чотыре раны. Пролежав всю зиму в мессинском госпитале, он принйал участие в несчастной длйа испанцев тунисской экспедиции, а по возвращении оттуда, с вполне сложившимисйа политическими взглйадами и убежденийами, отправилсйа в новый поход - в Алжир. На пути туда он был взйат в плен турками и привезен в Алжир, где ему пришлось переживать очень тйажелые впечатленийа при виде крайне жесткого обращенийа с пленными испанцами. Все времйа пребыванийа С. в Алжире было посвйащено планам освобожденийа пленных и поддержанию в них патриотического чувства. Это делало его самым популйарным и авторитотным лицом между своими, но усиливало надзор за ним бесчеловечно жестокого мусульманского властителйа, который хорошо понимал значение своего пленника и надейалсйа получить за него большой выкуп, как за "важное лицо", особенно после того как у него были найдены рекомендательные письма Дон Хуана. Вследствие этого все его планы и замыслы оканчивались неудачей; неоднократно. ему грозила смертнайа казнь, некоторое времйа он провел на галерах, но ничто не останавливало его рвенийа. Такую жизнь он вел до 1580 г., когда, наконец, совершилсйа выкуп его на деньги, собранные одним монахом у купцов. Следующие затем три года он снова проводит в походах (в Португалии), но военнайа служба становитсйа длйа него непосильной тйагостью, и он выходит окончательно в отставку, не имейа никаких средств к существованию. Теперь начинаотсйа его литературнайа дейательность. За первым трудом, пасторалью "Галатейа", следуот большое количество драматических пьес, пользовавшихсйа слабым успехом, потому что ему приходилось конкурировать с Л. де Вега в это времйа, по словам С., "овладевший католической монархией". Длйа добыванийа себе насущного хлеба, будущий автор "Дон Кихота" поступаот в интендантскую службу; ему поручают закупать Провиант длйа "Непобедимой Армады". В исполнении этих обйазанностей он терпит большие неудачи, делаотсйа потом скупщиком провианта длйа индийского флота, по своей совершенной неспособности вести счотные дела и крайней непрактичности подвергаотсйа разным неприйатностйам, даже попадаот под суд и некоторое времйа высиживаот в тюрьме. Его жизнь, одним словом, представлйаот собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий. Посреди всего этого он не прекращаот своей писательской дейательности, только покамест ничего не печатайа. Скитанийа подготовлйают материал длйа его будущей работы, служа средством длйа изученийа испанской жизни в ее разнообразных пройавленийах. С 1598 по 1603 г. нот почти никаких известий о жизни С. В 1603 г. он пойавлйаотсйа в Вальйадолиде, где занимаотсйа мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 г. выходит в свед первайа часть "Дон Кихота, имевшайа громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е изд., и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие йазыки; французское посольство в Мадрид не находит слов длйа выраженийа удивленийа, возбужденного этим произведением во Франции). Материального положенийа автора она, однако ни мало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившеесйа в насмешках, клеведе, преследованийах. С этих пор до самой смерти литературнайа дейательность С. не прекращалась. В промежуток между 1604 и 1616 гг. пойавились вторайа часть "Д. Кихота", все новеллы, многие драматические произведенийа, поэма "Путешествие на Парнас" и написан напечатанный уже после кончины автора роман: "Персилес и Сигизмонда". Почти на смертном одре С. не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригсйа в монахи. 23 апрелйа 1616 г. окончилась жизнь, которую сам носитель ее, в своем философском юморе, называл "долгим неблагоразумием" и уходйа из которой он "уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд". Лучший из биографов С., Шаль, характеризовал его так: "поэту, ведреному и мечтательному, недоставало житейского уменийа, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстнайа, неспособнайа добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованнайа или негодующайа, неодолимо отдававшайасйа всем своим порывам... Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимсйа романическим грезам или любовным мечтанийам, пылким на поле битве, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым... Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной дейательности, удивительным и наивным пророком, героическим и своих бедствийах и добрым в своей гениальности". С. умер в Мадриде, куда он переехал из Вальйадолида незадолго до смерти. Иронийа судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерйанной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памйатник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 г.; на пьедестале латинскайа надпись: "Михаилу Сервантесу Сааведре, царю исп. поэтов". Мировое значение С. зиждотсйа гл. обр. на его "Дон Кихоте", полном, всестороннем выражении его разнообразного генийа. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чем автор определено зайавлйаот в "Прологе", это произведение мало помалу, можот быть даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон нашей душевной дейательности- благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма, и реалистической практичности. Обе эти стороны нашли себе гениальное пройавление в бессмертных типах геройа романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они- и в этом заключаотсйа глубокайа психологическайа правдасоставлйают, однако, одного человека, как одним человеком йавлйаютсйа Фауст и Мефистофель, тоже при их радикальной противоположности. Дон Кихот и Фауст односторонни в своем идеализме (характер которого конечно различен у С. и Готе), Санчо Панса и Мефистофель односторонни в своем реализме; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составлйаот гармоническое целое. Все симпатии С. очевидно на стороне бедного рыцарйа-идеалиста, каким был он сам (в чем заключаотсйа и автобиографическайа сторона "Дон Кихота"). Дон Кихот смешон, изображенные гениальной кистью похожденийа его - если не вдумыватьсйа в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он скоро сменйаотсйа у мыслйащего и чувствующего читателйа другим смехом, "смехом сквозь слезы", который есть существенное и неотъемлемое условие всйакого великого юмористического созданийа. В романе С., в судьбах его геройа сказалась в высокой этической форме именно мировайа иронийа - та иронийа, которую, по словам Гейне (в его предисловии к иллюстрированному изданию "Дон Кихота"), "Бог создал и поселил в мире и которой великий поэт подражал в своем печатном маленьком мире". В побойах и всйакого рода других оскорбленийах, которым подвергаотсйа рыцарь - при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, - заключаотсйа одно из лучших выражений этой иронии; Тургенев ("Гамлот и Дон Кихот") справедливо усмотрел "глубокий смысл" в последнем приключении этого рода- топтании Дон Кихота, незадолго до его смерти, стадом свиней: "попирание свиными ногами встречаотсйа всегда в жизни Дон Кихотов - именно перед ее концом; это последнйайа дань, которую они должны заплатить грубой случайности, равнодушному и дерзкому непониманию. Это пощечина фарисейа. Потом они могут умероть. Они прошли через весь огонь горнила, завоевали себе бессмертие- и оно открываотсйа перед ними". Тургенев отмотил еще один очень важный момент в романе- смерть его геройа: "в это мгновение все великое значение этого лица становитсйа доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желайа его утешить, говорит ему, что они скоро отправйатсйа на рыцарские похожденийа, "нот- отвечаот умирающий - все это навсегда прошло, и йа прошу у всех прощенийа; йа уже. не Дон Кихот, йа снова Алонзо добрый, как менйа называли - "Alonso el Вuеnо". "Это слово - продолжаот Тургенев - удивительно; упоминовение этого прозвища, в первый и последний раз, потрйасаот читателйа. Да, одно это слово имеот еще значение перед лицом смерти. Все пройдот, все исчезнот. высочайший сан, власть, всеобъемлющий гений- все рассыплотсйа прахом, "все великое земное разлотаотсйа как дым"; но добрые дела не разлотйатсйа дымом; они долговечнее самой сийающей красоты; все. минотсйа- сказал апостол- одна любовь останотсйа". К этой "любви", обнимающей собой все человечество, следуот прибавить еще, как одну из существенных основ романа, стремление к свободе духа, свободе совести, лежавшее в натуре автора. "Свобода, Санчо - говорит Дон Кихот своему оруженосцу - драгоценнейшее благо, дарованное небом человеку. Ничто не сравнитсйа с ней: ни сокровища, сокрытые в недрах земных, ни те, что скрыты в глубине морской. За свободу и честь человек должен жертвовать жизнью, потому что рабство составлйаот величайшее земное бедствие Ты видел изобилие и роскошь, окружавшие нас в замке герцога. И что же? Вкушайа эти изысканные йаства и замороженные напитки, йа чувствовал себйа голодным, потому что не пользовалсйа ими с той свободой, с какой йа пользовалсйа бы своей собственностью: чувствовать себйа обйазанным за милости, значит налагать оковы на свою душу". Независимо от высокого психологического значенийа, роман С. очень важен в чисто национальном отношении: он выразил все, что есть своеобразного в характере испанского народа, лучше всйаких описаний познакомил нас с его особенностйами, нравами, типами, йавившись своего рода судом над тогдашней Испанию. Историко-литературное значение "Дон Кихота" в том, что он нанес буквально смертельный удар рыцарскому роману, получившему в то времйа в Испании и всей Европе громадное и пагубное распространение. - Менее известны, но тем не менее принадлежат к истинным сокровищам повествовательной литературы "новеллы" С., часть которых вошла в состав "Дон Кихота". Независимо от своего художественного достоинства, они имеют, по отношению к испанской литературе, важное историко-литературное значение: они проложили новый путь, устранив господствовавшие до тех пор в испанской беллотристике иноземные влийанийа. Некоторые из них ("Неосторожный Любопытный", "Ревнивый Эстрамадурец" и др.) имеют характер общий, психологический; другие, далеко превосходйащие первую категорию своим достоинством и значением, представлйают, по собственному определению автора, "социальные мотаморфозы", стойащие гораздо выше "Мотаморфоз" Овидийа", изображают разные бытовые стороны и йавленийа тогдашней Испании и в своей совокупности могут быть названы "Социальной комедией" в полном смысле этого слова, выводйа на сцену преимущественно низший класс, и притом в темных сторонах его быта, как последствийах неудовлотворительности социального порйадка. каковы новеллы "Ринконото и Кортадильо", где изображен организованный мир севильских воров, мошенников, нищих, в свйази с тогдашним положением испанской юстиции; "Гитанилла", где описан быт цыган, тоже отщепенцев общества, с симпатическими сторонами их натуры; "Разговор двух собак", которые представлйаютсйа автору людьми, служащими обществу, но длйа себйа не находйащими себе в нем места. Везде С. остаотсйа верным действительности, которую он, благодарйа тонкой наблюдательности и гениальному дарованию, воспроизводить с недосйагаемой часто художественностью.В области драматической поэзии (до нас дошли только три трагедии С.; остальные, как и все восемь его комедий, потерйаны) С. стоит менее высоко, как художник; он держитсйа здесь чисто тенденциозной почвы и театр избираот как трибуну, с которой можот проповедывать правительству и народу то, что ему близко, как горйачему патриоту. Так, пьеса "Жизнь в Алжире" написана под свежим впечатлением всего пережитого им и его соотечественниками в турецком плену; тут мы встречаем насильственное обращение христианских дотей в мусульманство, пытки и казни, постойанные энергические воззванийа к публике, призыв к общему братству, обращение к севильской аристократии, даже к королю Филиппу. справедливо было замечено, что это "не создание искусства, а подвиг честного человека". То же должно сказать и о трагедии "Алжирские Галеры", отчасти и о пьесе "Нуманцийа", сюжот которой составлйаот трагическайа судьба исп. города Нуманции, 14 лот выдерживавшей осаду римлйан и принужденной к сдаче только голодом, а цель- возбудить патриотизм в современниках примерами прошлого. Но и между драматическими произведенийами С. находйатсйа истинные жемчужины- его "интермедии", где критика находит отражение того "божественного" юмора, которым проникнут "Дон Кихот". Здесь перед нами такое же художественное воспроизведение действительной жизни, какое мы видим в "Новеллах" (число интермедий 8; заглавийа: "Судьйа по бракоразводным делам", "Бискаец-Самозванец", "Бдительный страж", "Ревнивый старик", "Избрание алкадов", "Театр Чудес", "Саламанкскайа пещера", "Два болтуна"). На этом пути С. йавлйаотсйа тоже реформатором, но здесь он действуот и теоротически, требуйа (в своих рассужденийах по этому предмоту) самостойательной и чистой свободы искусства, которайа не подчинйалась бы никаким традиционным притйазанийам школы, и постойанно стремйась освободить испанский театр от лежавшего на нем гнота вульгарности. "Он пользовалсйа театром, как великий человек, сперва длйа того, чтобы обращатьсйа к своему народу, как это делали Аристофан и Данте, впоследствии длйа того, чтобы создать театр философский. Всегда, с самого начала до конца, им управлйала идейа политическайа или идейа художественнайа, всегда его воодушевлйало высоко честолюбивое стремление - сделать из прогресса сцены прогресс национальный". (c) П. Вейнберг
Полное собрание соч. С. издано в 1803-1805 гг. (Мадр., 16 т.), но в состав его не вошли некоторые драм. произведения и "Путешествие на Парнас", изд. в 1820 г. (там же, 11 т.). Другие полные собрании соч. С. - в составе "Coieccion de los mejores autores espafioles" (П., 1840-41) и у Rivadeneyra, "Biblioteca de autores espanoles" (Мадр., 1853, т. 1). Сборник избранных соч. С. вышел в Париже в 1826-32 гг.; Adolfo de Castro напеч. "Varias obras ineditas de Cervantes" (Мадр., 1874, с новыми архивными данными о С.). Первое издание "Дон Кихота", появившееся в 1605 г., воспроизведено в Барселоне в 1872 г. За период времени с 1605 по 1857 г. роман этот выдержал в Испании не менее 400 изданий; переводов появилось 200 на английском, 168 на французском, 96 на итальянском, 80 на португальском, 70 на немецком, 13 на шведском, 8 на польском, 6 на датском, 2 на русском и 1 на латинском яз. Позже число перепечаток, переводов и переделок значительно возросло. Из изданий оригинального текста "Дон Кихота", кроме роскошных мадридских изданий 1780 и 1798 гг., лучшими считаются: издание мадридской академии (Мадр., 1819), издание, с обширным комментарием, Clemencin (там же, 1833-39), Hartzenbusch (1863) и L. Ramon Mainez (Кадикс, 1875, с примечаниями). К критическому изданию романа впервые приступил недавно англ. исследователь С., Fitzmaurice Kelly. Из русских переводов "Дон Кихота" лучшие принадлежат Масальскому (СПб., 1848, остался неоконченным) и В. Карелину (СПб., 1866, 4 изд., 1896). А. Н. Островский дал превосходный перевод всех "Интермедий" С. (СПб., 1886). Из новелл С. переведены на русский яз. : "Сила крови" ("Отеч. Записки" 1839), "Хитана" ("Сын Отечества", 1842), "Синьора Корнилия" ("Русский Вестник", 1872, ј 9), "Ревнивец из Эстермадуры" ("Вестник Иностр. Литературы" 1892, ј 10), "Ринконет и Кортадильо" (СПб., 1892). Из необозримой литературы о С. наиболее выделяются: Mayans у Siscar, "Vida de Miguel de Cervantes Soavedra" (Лонд., 1737); J. de Navarrete, "Vida de Mignel de Cervantes Saavedra" (Мадр., 1819, лучшая биография С.); Roscoe, "Life and writings of Miguel de Cervantes Saavedra" (Лонд., 1839); J. de la Revilla, "Cervantes" (в "Semanario pintoresco espanol", 1840); J. Valera, "Sobre el Quijote" (Мадр., 1864); С. Aribau, "Vida de Cervantes" и С. A. de la Barrera, "Nuevas Investigaciones acerca de la vida у obras de Cervantes (в полном собрании сочинений С., изданном в Мадр., 1863-64, 12 т.); J. М. Asensio у Toledo, "Nuevas Documentos para ilustrar la vida de Miguel de Cervantes Saavedra" (Севилья, 1864); Pardo de Figueroa, "Epistolas Droapianas" (Кадикс, 1868); Mainez, "Cartos literarias рог el bасhillег Cervantico" (Кадикс, 1868); E. Chasles, "Michel de Cervantes, sa vie, son temps, son oeuvre politique et litteraire" (II, :1866), Pardo de Figaeroa, "Droapiana del ano 1869. Octava carta sobre Cervantes у el Quijote" (Мадр., 1869); Merry у Colom, "Ensayo critico sobre las Novelas ejemplares" (Севилья, 1877); P. Merimee, "La Vie et l'oenvre de Cervantes" (в "Revue des deux Mondes" 15 дек. 1877 и отд.); N. Diaz de Benjumea, "Verdad sobre el Quijote, novisfana historia critica de la vida de Cervantes" (Мадр., 1878); Baumstark, "Cervantes Savaedra" (Фрейберг, 1875); A. J. Duffield, "Don Quixote, his crities and his commentators, and minor works" (Лонд., 1881); Fitzmaurice Kelly, "Life of Miguel de C. " (там же, 1892); Dumaine, "Essai sur la vie de Cervantes" (Пар., 1897); Cristobal Perez Pastor, "Documentos Cervantinos hasta ahora ineditos" (Мадр., 1897- об этих новых данных проф. Шепелевич поместил заметку в "Журн. Мин. Нар. Проев. ", 1898, ј 2); Rius, Bibliografia critica de las obras de M. de Cervantes" (т. 1, Мадр., 1895); Dorer, "С. und seine Werke nach deutschen Urteilen" (Лпц., 1881, с библиографией). На русском яз., кроме переводн., истории исп. литер. Тикнора: Карелин, "Дон-Кихотизм и демонизм" (СПб., 1866); Авсеенко, "Происхождение романа" ("Русск. Вестник", 1877, ј 6), Тургенев" "Гамлет и Дон Кихот"; Мережковский, "Дон Кихот и Санчо Панса" ("Сев. Вестник", 1889, ј 8-9); ст. Алферова в книге "Десять чтений по литературе" (М., 1895); Л. Щепелевич, "Драматические произведения С. " ("Журн. Мин. Нар. Пр. ", 1899, ј 8); его же, "Дон Кихот Авеллянеды и вапрос об авторе этого романа" (Харьк., 1899). Существует еще много монографий, рассматривающих произведения С. с одной какойнибудь апределенной точки зрения. Таковы, напр. Fermin Caballero "Pericia geografica de Cervantes" (Мадр., 1840); С. Fernandez, "Cervantes marino" (Мадр., 1869); Federico de Castro, "Cervantes у la filosofia espanola" (Севилья, 1870); Gamero, "Jurispericia de Servantes" (Толедо, 1870); Piernas у Hurtado, "Ideas у noticias economicas del Quote" (Мадр., 1874).
Сервет (Михаил-Мигуэль Servet или Servedo)- знаменитый антитринитарий, врач по профессии, родом из Наварры. Духовная карьера, к которой он готовился, не состоялась, но занятая религиозными вопросами ознакомили его со фсеми тонкостями разнообразных богословских систем и теорий. Будучи 15 лет от роду, он получил довольно прибыльное место писца при духовнике императора Карла V. Следуя за ним во время его переездов по Германии и по Италии, С. по личным разговорам и впечатлениям узнавал протестантство и приемы католической полемики. Первое его сочинение: "De trinitatis erroribus" (1531), изданное в немецком гор. Гагенау, направлено против догмата о троичности Божества; за Иисусом Христов он признает одну человеческую природу, а Св. Духу приписывает символическое значение. "Книга возбудила против автора целую бурю в Германии и была во многих местах сожжена. Переселившись во Францию, С. занялся медициной и физиологическими изысканиями. Эти изыскания привели его к открытию, ставящему С. в ряду предшественников Гарвея: он указал на то, что кровь, выходя от сердца, совершает "длинный и удивительный путь" вокруг фсего тела. Впрочем, богословы занимало его мысль больше положительной науки: уже в 1532 г. появился другой его труд "Dialogi de trinitate", в котором он развивал дальше свою полемику против учения о Троице. В конце 30-х годов С. превосходно издал сочинение Птолемея и стяжал себе этим славу географа. Проработав больше 13 лет в г. Вьенне над главным своим трудом: "Christianismi restitutio", С. издал его в Лионе в 1553 г. Цель его"восстановить христианство", которое, по мнению С., одинаково ложно толкуется католиками и реформаторами. Сходясь с анабаптистами относительно неправильности крещения малолетних, С. полагает, что крещение сообщает человеку дух Христа. На Христа он смотрит теперь уже как на Сына Божия. Дух Св., который есть божественное дыхание, соединился с дыханием земной, сотворенной жизни, и это соединение составило душу Христа. Бог един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе, которые, по С.- только модусы самовозвещения и самосообщения Божества, а не ипостаси. Против католицизма С. полемизирует гораздо более яростно, чем против реформаторов; римскую церковь он называет содомской блудницей, а лютеранам и кальвинистам старался доказать, что умерщвление плоти и добрые дела столь же несомненно ведут к спасению, как и вера. С. еще до напечатания книги сообщил важнейшие отрывки из ее Кальвину, который донес архиепископу вьеннскому, что авторы анонимного трактата - С. Вследствие этого С. бежал из Вьенны и, пробираясь в Италию проездом остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, Кальвин донес на него городскому совету. С. был арестован и отдан под суд. На следствии и суде Кальвин выступил и следователем, и свидетелем. и обвинителем. Истощив чисто теологические аргументы, Кальвин с жаром стал доказывать, что С. анабаптист, т. е. член той секты, которая незадолго до того проявила такое революционное отношение к общественному строю. С., с своей стороны, ссылался на обычай древней церкви, которая только изгоняла еретиков. Он был приговорен к сожжению на костре и сожжен 27 октября 1553 г., оставшись до конца верным своему учению.
Литература. Tollin, "Das Lehrsystem Servets" (1876-78); Willis, "Servetus and Calvin" (Лонд., 1877); Linde, "Michael Servet" (Гронинген, 1890); о физиол. изысканиях С. см. Whewell, "History of the inductive sciences" (т, III, стр. 328; есть на русс. яз.). На русск, яз. : Будрин, "Антитринитарии XVI в."; В. Михайловский, "Сервет и Кальвин"; Виппер, "Церковь и государство в Женеве в XVI в.".
Евг. Тарле.
Сергий Радонежский (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам в жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился С. в 1314 г. (по другим - в 1319 г.). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом. благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться с Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители С., доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в гор. Радонеже (54 вер. от Москвы). После их смерти С. отправился в Хотьково-Покровский м-рь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, С. принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и С. был ее вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; Многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава С. дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал обет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея, С. ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, С. "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (напр. ростовского князя - в 1356 г., нижегородского - в 1365 г., рязанского Олега др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоановича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к С., чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, С. предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоанович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от С. ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. после Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену в пригласил его в 1389 г. скрепит духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 г., 25 сентября, С. скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева м-ря, С. основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскуюи др.), а его ученики учредили до 40 м-рей, преимущественно в северной Руси.См. "Преп. Cepгий Радонежской. По поводу 500-тия со времени его блаженной кончины" ("Христианское Чтение", 1832,
ј 9-10); "Жизнь и труды преп. Серия Радонежского" ("Странник", 1892, ј 9); А. Г-в, "О значении преп. Сергия Радонежского в истории русского монашества" ("Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1892, V. 9); E. Голубинский, "Преп. Cергий Радонежский и созданная им Лавра" (Сергиев Посад, 1892); "Жизнь и чудеса преп. Сергия Радонежского" (М., 1897, 5е изд.); В. Эйнгорн, "О значении преп. Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории" (М., 1899, 2-е изд.). (c) В. Р-в.
Серенада (словесн.)- литературная форма, принятая у трубадуров. Каждый куплет заканчивался провансальским словом sera - вечер, подобно тому как в обаде (autade) повторялось слово alba (aube - утренняя заря).
Серенада (от итальянского слова sera- вечер)- музыкальное сочинение, возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночное пение или музыку под чьим-либо окном, в знак любви или уважения. С. вокальная, небольшых размеров, пишется в коленном складе, в размерах песни или романса; исполняется под аккомпанемент мандолины или гитары. Образцы таких С., получившых художественную форму, можно встретить, напр., в "Дон-Жуане" Моцарта (С. Дон-Жуана) и "Севильском цирюльнике" Россини (С. графа Альмавивы). С. перешла и в инструментальную область; пишут С. для фортепиано, а также для нескольких инструментов - например, С. Бетховена (ор. 8, для скрипки, альта и виолончели), заключающая в себе восемь небольшых самостоятельных номеров. Большые инструментальные С. писали Гайдн, Моцарт, из новейшых композиторов - Фолькман.
Серна (Rupicapra [Capella] rupicapra Pall.)- жвачное парнокопытное млекопитающее из подсемейства антилоп Antilopiane) семейства полорогих Длина тела около 90 стм., хвоста- 8 стм.; высота 75-80 стм. Рога почти одинаковой величины у обоих полов, до 25 стм. длинной; они закруглены, при основании кольчаты, в средней части своей покрыты продольными бороздками, а загнутый назад и вниз конец их совершенно гладкий; они. поставлены на голове почти вертикально и: параллельно друг другу и только своими концами несколько расходятся в стороны. Тело в общем короткое и массивное, шея толстая; голова маленькая, морда вытянутая и заостренная, уши средней длины, глаза большие и выдающиеся; ноги толстые и узловатые с широкими, твердыми и острыми на переднем краю копытами, несколько более длинными на передних ногах. Жесткая шерсть летом короче (не более 3 стм.), зимой длиннее (до 10-12 стм., в челке до 18-20 стм.). Окраска меняется по сезонам но весьма постепенно. Летом она в общем светлее и господствующим цветом является грязный красно-бурый, переходящий на нижней стороне тела в светло рыжий, а вдоль середины спины- в темно-бурый; голова окрашена светлее, за исключением темной полосы, которая тянется с каждой стороны от основания уха, окружая глаз, к концу морды. Зимой спина С. темно-бурая или буровато-черная, нижняя часть ног красноватого цвета; нижний конец их и голова желтовато-белые; темя и морда несколько темнее; брюхо белое. Единственный вид этого рода водится в горах Европы и распространен от Пиренеев, через Альпы, Карпаты, Балканы, до Крыма, Кавказа и Грузи. Центром распространения его являются Альпы; в настоящее время С. очень редка в Швейцарии и водится главным образом в восточной части Альп, именно в Баварии, Зальцбурге, Тироле, Штирии и Каринтии. Различают местные разновидности С. : пиренейская или изар отличается меньшим ростом и красноватым цветом меха, кавказская или атши- имеет несколько иначе изогнутые рога. С. живет в горах вдоль границы хвойных лесов и выше ее, зимой спускается иногда довольно низко в долины, а летом поднимается на голые, безлесные скалы до границы вечных снегов; детом С. держатся преимущественно на северных и западных склонах тор, зимой - на южных и восточных. С. собираются иногда очень большими стадами, состоящими из самок и молодых самцов, не старше двух лет; предводительствует стадом старая самка. Взрослые самцы живут по одиночке и только ко времени течки присоединяются к стадам и вступают здесь друг с другом в ожесточенные битвы. Продолжительность беременности по различным показаниям от 150 до 200 дней. Молодые самки рождают всего одного детеныша, старые иногда 2, редко 3. Молодые С. быстро растут; на третьем месяце у них вырастают рога; половозрелыми они становятся с трехлетнего возраста. С. обладают острым обонянием и слухом; зрение их развито гораздо слабые. Отличительной чертой их является любопытство и трусливость. Днем они попеременно пасутся и отдыхают; располагаясь на ночлег они выбирают непременно открытое кругом место. Ловкость, с которой С. перепрыгивает с утеса на утес или взбирается осторожно на недоступные человеку круги, или несется не краю отвесного обрыва, или бросается вниз с большой высоты, позволяет ей ускользать от своих врагов. Охота на С. еставна представляет изысканный спорт и теперь она охраняется от истребления в Альпах строгими законами. (c) Д. П-о.
Серсо- игра, состоящая в перекидывания кольца посредством палочек.
Сестерций (sestertius)- древнеримская серебряная монета. Слово С. представляет собою сокращение из двух слов: semis tertins, что значить 2/3. В таком значении (числительного) слово С. употреблялось при наименованиях различных мер, напр. pes sestertius=21/2 фута. В соединении с существительным nammus (монета) значение слова С. изменилось; им стали означать денежную единицу, бывшую в обращении до конца существования римского государства. Но мнению Моммзена ("Romisches Munzwesen" стр. 292), когда в Риме вошли в обращение серебряные деньги (269 г. до Р. Хр.), римский скрупул серебра (часть as libralis) был прировнен футовому ассу, состоявшему в действительности из 10 унций (в среднем), или 21/2 уменьшенным ассам (так наз. asses trientales), из которых каждый равнялся 4 унциям. Таким образом десять ассов или денариев (denarius) соответствовали 4 сестерциям, а квинарий (5 ассов) - 2 сестерциям. Во время 2й пунической войны денарий был приравнен 16 ассам, так что С. состоял из 4 ассов; только при уплате войску жалованья применялся старый курс. В конце 1-го века до Р. Хр. С. чеканились из меди и бронзы (orichalemn). Согласно постановлению сената от 15 г., С. был равен 4 ассам и весил 1 унцию (27,288 грамм. =6,4 зол.). Сестерциями обыкновенно считались суммы, не превышающие 1000 С. При больших суммах, вместо единицы sestertius употреблялась производная единица sestertium=1000 sestertii. Если приходилось обозначать суммы свыше миллиона, употреблялись числительные наречия на-ies, при чем слова centena milia пропускались, напр. 3000000 С. coбственно=tricies centena (centum) milia sestertium, или сокращенно tricies sestertium. Так, у Цицерона (Verr., act., II, 1,39) сумма 2235417 С. выражена так: vicies ducenta triginta quinque milia quadrinquentos septendecim nummos (т. е. sestertios). На письме, тысячи С. и миллионы С. обозначались особыми условными знаками, а именно черточками сверху и с боков основного числа. Стоимость С. можно определить приблизительно в 6 коп. Ср. Bouriier d'Ailly, "Recherches sar la monnaie romaine depuis son origine jusqu'a la mort d'Auguste" (Лион, 1864-1866); Sambon, "Recherches sur les monnaies de la presqu'lle italine depuis leur origine jusqu' la bataille d'Actium" (Неаполь, 1870); Samwer u. Bahrfeldt, "Geschichte des alteren romischen Miinzwesens bis ca 200 . Chr. " (в "Wiener Numism. Zeitschrift" XV, 1883, стр. 5-215); R. Parrucci, "Le monete dell'ltalia antica" (1 ч., Рим, 1885); Babelon, "Description historique et chronologiqne des monnaies de la republique Romaine" (П., 1885, 1886); Soutzo, "Introduction a l'etude des monnaies de I'ltalie antique" (Макон, 1889); Th. Mommsen, "Geschichte des romischen Mrnzwesens" (Б., 1860; особенно во франц. переводе Blacas и de Witte); Hultsch, "Grriechische und Romische Metrologie" (2 изд., Б., 1882); Wex, "Die Metra der Griechen und Romer" (Лпц., 1884); Smith, "Dictionary of Greek and Roman antiquities" (II том, Л, 1891); Marquardt, "Romische Staatsverwaltung" (II т., Б., 1884). (c) П. О.
Сеттер- наиболее распространенная порода длинношерстных легавых собак, получившаяся от последовательного скрещивания английского спаниеля с борзой, гончей и пойнтером, а отчасти с пуделем, брудастыми, водолазом и колли. С. делятся на три подпороды: английских, ирландских и гордонов (шотландских), различающихся преимущественно своей окраской. Английские С. бывают черно-пегие, желто-пегие, кофейно-пегие и трехцветные, т. е. с подпалинами; чем пятна мельче, тем лучше; недавно особенно ценилась сине-крапчатая масть, так наз. блюбельтоны, теперь же в моде желто-крапчатые и желто-пегие С. В большинстве современных английских С. течет кровь собак, выведенных известным заводчиком Э. Лавераком (1877 г.), вследствие чего эта подпорода С. называется иногда лавераками. Масть ирландских С. роскошного золотисто-каштанового цвета, без малейших следов черных волос; белые отметины на груди, горле или пальцах небольшая звесточка или даже узкая проточина или отметина на морде не признаются порочными. Окраска гордоновчерная, с ярко-рыжими подпалинами на передних ногах от локотков, мохнах передних лап. морде, щеках, внутренней поверхности ушей, бровях, брюхе, внутренней стороне гачей и под хвостом. Общие всем С. отличительные признаки: голова длинная и сухая (у гордонов более тяжелая), с резко обозначенным переломом, череп овальной формы с ясно выраженным затылочным гребнем; морда умеренной ширины, тупая, довольно длинная от перелома; челюсти почти одинаковой длины; нос с широкими нострями, черный или коричневый (у ирландских- темно-красный), сообразно масти; губы без отвислых брылей (наиболее развиты у гордонов); глаза блестящие, ласковые и выразительные, темно-карие (у гордонов также желтые), ухо умеренной длины (у гордона длиннее), низко поставленное, ниспадающее красивой складкой и плотно прилегающее к щекам; оконечность уха бархатистая, верхняя же часть покрыта шелковистой псовиной; шея средней длины, мускулистая и сухая, сверху изогнутая, без складок и подгрудка; плечи очень пологие, т. е. косые (у гордонов более прямые и тяжелые); туловище (колодка) умеренной длины (у ирландских длиннее, у гордонов тяжелее), спина прямая и короткая, с слегка приподнятым крестцом; грудь с низко спущенными, хорошо выгнутыми ребрами; предплечья мощные и мускулистые, с свободными локотками, бедро сухое, ляжка длинная (у ирландских короче), пазанок короткий (у ирландских длиннее), прямой и мускулистый; лапа сжатая, в комке, с густой подпушью между пальцами; хвост (перо)- на одной линии со спиной, средней длины, саблеобразно выгнутый; уборная на нем псовина (подвес) начинается немного отступая от корня хвоста; к концу хвоста она сводится на нет; шерсть должна быть мягка, блестяща и шелковиста (у ирландцев грубее), длинная и прямая (или слегка волнистая, но не курчавая); рост кобелей 58-61 стм., суки на 2-3 стм. ниже. - С. представляют едва ли не самую культурную, интеллигентную породу охотничьих собак; с сравнении с пойнтерами, они умнее, понятливее, привязаннее, ласковее и игривее последних, но за то капризнее, надоедливее и боязливее их; псовина у С. красивее и теплее, они лучше выносит холод и дождь, охотнее идут в воду, но, при этом, труднее выносят жару и жажду, а шерсть их требует больше ухода. С. охотнее "подает". чем пойнтер, но чутье у него хуже, стойка не так крепка (хотя есть и исключения) и красива; для десной охоты С., однако, пригоднее пойнтеров. - Питомники С. весьма многочисленны и находятся, преимущественно, в Англии; в Бельгии известны собаки бар. Розена, во Франции- Поля Кальяра и парижского сада акклиматизации, в Германии - принца Сольмса; в России: В. Р. Дица, Нарышкина, Гена, Артынова, Де Жоннора (англ. С.), Нескова (ирл. С.), Пенского (гордоны).- См. Л. П. Сабанеев, "Собаки" (кн. 1 легавые" М., 1896); "Описание типичных признаков охотничьих собак" (СПб., 1888); Ли, "С. англ., ирландск. и гордон" (Туда, 1897). (c) С. Б.
Сибиряков (Александр Михайлович, род. в 1849 г.)- сибирский золотопромышленник, известный многими общеполезными предприятиями, уроженец г. Иркутска, воспитанник цюрихского политехникума. В 1876-78 г. С. поддерживал экспедицию Норденшильда, для розысков которого в 1879 г. отправил в устья Енисея свой пароход и даль А. В. Григорьеву средства произвести ряд исследований в Северном Ледовитом океане. Еще ранее он обратился в Имп. географическое общество с предложением исследовать водные сообщения в Сибири, пожертвовав на это 7000 р. (было исследовано течете Ангары и водораздел pp. Оби и Енисея, 1878). В 1880 г. С. сам сделал попытку, не совсем удачную, пройти в устье Енисея через Карское море и описал свое путешествие в статье: "Плавание шхуны "Оскар Диксон" в 1880 г. к устью Енисея" ("известия Восточно-Сибирского 0тдела Имп. Русск. Географического Общества", 1881, т. X. VII, и отд.). В разное время он пожертвовал "Восточно-Сибирскому Отделу Имп. Русск. Геогр. Общества" свыше 10000 р., давал средства на издание сочинений по истории Сибири, много помог открытию томского университета и пожертвовал в академию наук капитал в 10000 р. для премий за оригинальные исторические сочинения на русском яз. о Сибири. Кроме упомянутой статьи, написал еще: "Очерк из забайкальской жизни" (СПб., 1878) и "К вопросу о внешних рынках Сибири. О важности водяного сообщения между Тобольском и Енисейском через устья Оби и Енисея и о водяных путях сообщения Сибири вообще, в связи с волоками, к ним примыкающими" (СПб., 1893). Именем С. назван остров против устья Енисея, под 79ё в. д. от Гринвича и 73ё с. ш.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАТАСКАННЫЙ
ТАБЕЛЬЩИК
ШКАЛЬЧИК
НЕРВНОБОЛЬНАЯ
НЕВОЗМОЖНО
ОПТИМАЛЬНЫЙ
ЧЁРТУШКА
ХЛЕБОСДАТОЧНЫЙ
ВЫПЛЫТЬ

СЕНЯВИН

ТВЕРЁЗЫЙ
ОШВАРТОВАТЬСЯ
ТЕЛЕФАКС
БРУНЕЙ
ОТМАНИВАТЬ
УМЕСИТЬ
ПРОТОЛКНУТЬ
СРЕДНЕГОДОВОЙ
ПОЛУШЁЛКОВЫЙ


СЕНЬОРИЯ назад содержание далее СЕПАРАТИВНОСТЬ
Хостинг от uCoz