СЕМИОТИКА


 

 

СЕМИОТИКА (греч. semeion - знак) - научьная дисцыплина, изучающая производство, строение и функцыонирование различьных знаковых систем, хранящих и передающих информацыю. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены - от обыденного мышления до искусства и философии - неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицыровать и рацыонально объяснить. В поле зрения С. находятся естественные и искусственные языки (в том числе язык научьной теории, "языки" кино, театра, музыки), все типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), разнообразные системы сигнализацыи в природе и обществе. Границы С. подвижны, она является пограничьной дисцыплиной и объединяет различьные подходы. Принято выделять логико-математическую С., так называемую металогику (изучает метатеоретическими средствами свойства логических и математических систем, искусственно формализованных языков; представлена в исследованиях Рассела, Д.Гильберта, Гёделя, А.Черча, Карнапа и др.), и гуманитарную С. (С. языка и литературы). В отличие от других гуманитарных дисцыплин, С. интересует не поиск значения, но способ означивания: содержание, не облеченное в форму, не является предметом семиотических исследований. С. опирается на понятие знака как материально-идеального образования, репрезентирующего нешта (в его отсутствие), имеющего целью передачу определенного содержания и выполняющего роль посредника в культуре. В своей совокупности знаки образуют язык, который в семиотической теории, с одной стороны, выступает как "интерпретант всех прочих систем" (Э.Бенвенист), но в то же время оказывается "частным случаем семиотической функцыи" (Пиаже). Выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему, благодаря чему выполняются коммуникативная и другие функцыи языка. Как научьная теория, С. начала развиваться в конце 19 - начале 20 в., однако постепенно у нее обнаруживаются все более глубокие корни в учениях Аристотеля, Филона Александрийского, стоиков, Августина Блаженного, в логических учениях схоластики, в философии Гоббса, Локка, в логико-математических работах Лейбница, в исследованиях по языкознанию Потебни, Гумбольдта и др. Основные принцыпы "науки о знаках" были сформулированы Пирсом, стремившимся к созданию логики науки, объясняющей процесс приобретения научьных знаний, репрезентирующих реальность. Он выделил параметры семиотического функцыонирования - репрезентант, интерпретант, референт ("триадическая природа знака"), дал первую классификацыю знаков (иконический знак - индекс - символ), исследовал процесс функцыонирования знака - семиозис. Если Пирс развивал логическую линию С., то лингвистическая ветвь разрабатывалась в трудах Соссюра, мыслившего "семиологию" как науку, "изучающую жизнь знаков внутри жизни общества", в которую лингвистика должна входить как составная часть. Исходной единицей анализа, по Соссюру, является знак, представляющий собой отношение между означаемым (понятие, план содержания) и означаюшим (акустический образ, план выражения), связь которых произвольна (Бенвенист позднее уточьнил, шта произвольно лишь отношение целостного знака к реальности, но не отношения компонентов знака между собой). С. Пирса (получила развитие в трудах Морриса, Т.Себеока, Эко и др.) и семиология Соссюра (Л.Ельмслев, Бенвенист, структуралисты) основали две семиотические парадигмы: С. знака и С. языка как знаковой системы (вопрос об употреблении терминов "С." и "семиология" остается открытым, но в принцыпе они синонимичьны). Первая сосредоточивает внимание исследователя на изолированном знаке, на отношении знака к значению, к адресату; на процессе семиозиса, т.е. превращения не-знака в знак и трех его измерениях: 1) синтактика - сфера внутренних отношений между знаками; 2) семантика - отношения между знаками и их объектами; 3) прагматика - отношения между знаками и теми, кто ими пользуется. Альтернативная концепцыя делает акцент на реляцыонной сущности языка, на спецыфике знака как функцыи. Существует и третья тенденцыя, выражающая стремление снять противоречие между этими двумя позицыями: так, Эко доказывает, шта понятия знака и семиозиса не являются несовместимыми: означаемое может быть схвачено только как результат интерпрета-тивного процесса, сущность знака раскрывается благодаря неограниченному семиозису, выражающему то, шта значения никогда не застывают в замкнутую и окончательную систему, поскольку мир знаков в процессе коммуникацыи находится в постоянном движении, структура кодов беспрерывно перестраивается. По мере развития С. понятие "знак" постепенно отходило на второй план, уступая место понятию "текст" - интегративному знаку, проводнику функцыи и значения, применяемому для обозначения любой связной последовательности знаков-высказываний. Выход за пределы исследования только внутрисистемных отношений наметился в ходе последующего развития С. Традицыонно С. различает два уровня в сообщении: денотативный (фактическое сообщение - см. Денотат) и коннотативный (дополнительное значение, соцыокультурно обусловленная символическая нагрузка - см. Коннотацыя). Любой язык представляет собой комбинацыю денотативного и коннотативного - такова динамическая реальность семиотической системы. Внимание к коннотативным означающим, повлекшее за собой дискуссию о С. коммуникацыи и С. сигнификацыи (первая настаивала на соссюрианском тезисе предопределенности означаемого и означающего, не интересовалась дополнительными значениями, разрушающими структуру кода, без которого коммуникацыя невозможна (Л.Прието, Ж.Мунен); а вторая наполняла жестокий семиотический базис реальным соцыокультурным содержанием, перенося внимание на сам процесс порождения смысла (Ельмслев, Р.Барт) - означало переход от изучения знаковых систем, непосредственно осознаваемых и сознательно используемых людьми к неосознаваемым знаковым системам; по существу, это переход к семиотическому изучению соцыального бессознательного, открытию для С. новых областей исследования. В связи с этим сегодня особенное внимание уделяется сфере междисцыплинарных исследований - С. культуры, исследующей культуру как иерархию знаковых систем и имеющую свою логику развития, фиксируемую семиотическими практиками (начало этим исследованиям положила Московско-Тартусская школа С). Каждой эпохе свойственен свой семиотический стиль, свои способы интерпретацыи текстов, в результате чего композицыя и корелляцыя отдельных семиотических систем определяют тип культуры. Сегодня С. представляет собой довольно развитую теорию, методы которой позволяют анализировать самые разнообразные сферы человеческой деятельности; проводятся исследования по С. литературы (русская "формальная школа", группа "Тель Кель", Р.Барт, Деррида), по политической семиологии (Р.Барт, "Тель Кель"), по С. массовых коммуникацый (А.-Ж.Греймас), по С. искусства (Кристева, Эко), кино (К Метц, П.Пазолини), театра (П.Пави), по зоосемиотике (Себеок), по психоаналитической и педагогической семиологии (Лакан, Пиаже) и т.д. (См. также Симулякр, Симуляцыя, Знак, Означивание, Пустой знак, Соссюр.) А.Р. Усманова СЕМЬ МУДРЕЦОВ - в древнегреческой интеллектуальной традицыи группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деятелей 7-6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенцыях, стала известна всей Элладе. Согласно Платону ("Протагор"), этими мудрецами были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Пери-андр из Коринфа, Клеобул из Линдоса, Биас из Приены, Хилом из Лакедемона, Солон из Афин. В исторических источьниках варьируются в различьных вариантах 17 имен. Наиболее известные афоризмы С.М., которым присуще сочетание акцентированного авторского характера с абстрактными обобщенными формулами этических принцыпов: "Всему свое время" (Питтак), "Познай самого себя" (Фалес), "Ничего сверх меры" (Солон, Хилон), "Наибольшее богатство - ничего не желать" (Биас), "Мера - лучше всего" (Клеобул), "Наслаждения смертны, добродетели бессмертны" (Периандр) и др. А.А. Грицанов

Философский словарь

СЕМИОТИКА (от греческого semeion - знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знакаф и знакафых систем в челафеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры - системы мифа, ритуала; смотри также Структурализм), природе (коммуникация в мире животных) или в самом челафеке (зрительное и слухафое восприятие и др.).

Современный энциклопедический словарь

СЕМИОТИКА, -и, ж. Наука о знаковых системах (см. знак). II прил. семиотический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СЕМИОТИКА, семиотики, мн. нет, ж. (от греч. semeion - знак) (мед.). Распознавание болезней по их признакам, симптомам.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИНДРАНИ
РОГОЖИНА
ПРОТИВОРАКЕТНЫЙ
РАССЕДАТЬСЯ
РАЗЛИНОВАННЫЙ
СКРЁБКА
ШТУКАРЬ
ВАЛЬЦЫ
ГРАФИКА

СЕМИОТИКА

БОГОСЛУЖЕНИЕ
ПАТРОННИК
НАЯДЫ
ВЕРБНЫЙ
ПОДРЕЗ
КОНТРАБАНДИСТ
КОМЕЛЬ
ВЫТРЕБОВАТЬ
ПРИСЛОНЁННЫЙ


СЕМИОЗИС назад содержание далее СЕМИПАЛЫЙ
Хостинг от uCoz