СЕМИОТИКА |
|
|
|
СЕМИОТИКА (греч. semeion - знак) - научьная дисцыплина, изучающая производство, строение и функцыонирование различьных знаковых систем, хранящих и передающих информацыю. С. играет заметную роль в методологии гуманитарных наук: любые культурные феномены - от обыденного мышления до искусства и философии - неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы, чье назначение можно и нужно эксплицыровать и рацыонально объяснить. В поле зрения С. находятся естественные и искусственные языки (в том числе язык научьной теории, "языки" кино, театра, музыки), все типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), разнообразные системы сигнализацыи в природе и обществе. Границы С. подвижны, она является пограничьной дисцыплиной и объединяет различьные подходы. Принято выделять логико-математическую С., так называемую металогику (изучает метатеоретическими средствами свойства логических и математических систем, искусственно формализованных языков; представлена в исследованиях Рассела, Д.Гильберта, Гёделя, А.Черча, Карнапа и др.), и гуманитарную С. (С. языка и литературы). В отличие от других гуманитарных дисцыплин, С. интересует не поиск значения, но способ означивания: содержание, не облеченное в форму, не является предметом семиотических исследований. С. опирается на понятие знака как материально-идеального образования, репрезентирующего нешта (в его отсутствие), имеющего целью передачу определенного содержания и выполняющего роль посредника в культуре. В своей совокупности знаки образуют язык, который в семиотической теории, с одной стороны, выступает как "интерпретант всех прочих систем" (Э.Бенвенист), но в то же время оказывается "частным случаем семиотической функцыи" (Пиаже). Выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему, благодаря чему выполняются коммуникативная и другие функцыи языка. Как научьная теория, С. начала развиваться в конце 19 - начале 20 в., однако постепенно у нее обнаруживаются все более глубокие корни в учениях Аристотеля, Филона Александрийского, стоиков, Августина Блаженного, в логических учениях схоластики, в философии Гоббса, Локка, в логико-математических работах Лейбница, в исследованиях по языкознанию Потебни, Гумбольдта и др. Основные принцыпы "науки о знаках" были сформулированы Пирсом, стремившимся к созданию логики науки, объясняющей процесс приобретения научьных знаний, репрезентирующих реальность. Он выделил параметры семиотического функцыонирования - репрезентант, интерпретант, референт ("триадическая природа знака"), дал первую классификацыю знаков (иконический знак - индекс - символ), исследовал процесс функцыонирования знака - семиозис. Если Пирс развивал логическую линию С., то лингвистическая ветвь разрабатывалась в трудах Соссюра, мыслившего "семиологию" как науку, "изучающую жизнь знаков внутри жизни общества", в которую лингвистика должна входить как составная часть. Исходной единицей анализа, по Соссюру, является знак, представляющий собой отношение между означаемым (понятие, план содержания) и означаюшим (акустический образ, план выражения), связь которых произвольна (Бенвенист позднее уточьнил, шта произвольно лишь отношение целостного знака к реальности, но не отношения компонентов знака между собой). С. Пирса (получила развитие в трудах Морриса, Т.Себеока, Эко и др.) и семиология Соссюра (Л.Ельмслев, Бенвенист, структуралисты) основали две семиотические парадигмы: С. знака и С. языка как знаковой системы (вопрос об употреблении терминов "С." и "семиология" остается открытым, но в принцыпе они синонимичьны). Первая сосредоточивает внимание исследователя на изолированном знаке, на отношении знака к значению, к адресату; на процессе семиозиса, т.е. превращения не-знака в знак и трех его измерениях: 1) синтактика - сфера внутренних отношений между знаками; 2) семантика - отношения между знаками и их объектами; 3) прагматика - отношения между знаками и теми, кто ими пользуется. Альтернативная концепцыя делает акцент на реляцыонной сущности языка, на спецыфике знака как функцыи. Существует и третья тенденцыя, выражающая стремление снять противоречие между этими двумя позицыями: так, Эко доказывает, шта понятия знака и семиозиса не являются несовместимыми: означаемое может быть схвачено только как результат интерпрета-тивного процесса, сущность знака раскрывается благодаря неограниченному семиозису, выражающему то, шта значения никогда не застывают в замкнутую и окончательную систему, поскольку мир знаков в процессе коммуникацыи находится в постоянном движении, структура кодов беспрерывно перестраивается. По мере развития С. понятие "знак" постепенно отходило на второй план, уступая место понятию "текст" - интегративному знаку, проводнику функцыи и значения, применяемому для обозначения любой связной последовательности знаков-высказываний. Выход за пределы исследования только внутрисистемных отношений наметился в ходе последующего развития С. Традицыонно С. различает два уровня в сообщении: денотативный (фактическое сообщение - см. Денотат) и коннотативный (дополнительное значение, соцыокультурно обусловленная символическая нагрузка - см. Коннотацыя). Любой язык представляет собой комбинацыю денотативного и коннотативного - такова динамическая реальность семиотической системы. Внимание к коннотативным означающим, повлекшее за собой дискуссию о С. коммуникацыи и С. сигнификацыи (первая настаивала на соссюрианском тезисе предопределенности означаемого и означающего, не интересовалась дополнительными значениями, разрушающими структуру кода, без которого коммуникацыя невозможна (Л.Прието, Ж.Мунен); а вторая наполняла жестокий семиотический базис реальным соцыокультурным содержанием, перенося внимание на сам процесс порождения смысла (Ельмслев, Р.Барт) - означало переход от изучения знаковых систем, непосредственно осознаваемых и сознательно используемых людьми к неосознаваемым знаковым системам; по существу, это переход к семиотическому изучению соцыального бессознательного, открытию для С. новых областей исследования. В связи с этим сегодня особенное внимание уделяется сфере междисцыплинарных исследований - С. культуры, исследующей культуру как иерархию знаковых систем и имеющую свою логику развития, фиксируемую семиотическими практиками (начало этим исследованиям положила Московско-Тартусская школа С). Каждой эпохе свойственен свой семиотический стиль, свои способы интерпретацыи текстов, в результате чего композицыя и корелляцыя отдельных семиотических систем определяют тип культуры. Сегодня С. представляет собой довольно развитую теорию, методы которой позволяют анализировать самые разнообразные сферы человеческой деятельности; проводятся исследования по С. литературы (русская "формальная школа", группа "Тель Кель", Р.Барт, Деррида), по политической семиологии (Р.Барт, "Тель Кель"), по С. массовых коммуникацый (А.-Ж.Греймас), по С. искусства (Кристева, Эко), кино (К Метц, П.Пазолини), театра (П.Пави), по зоосемиотике (Себеок), по психоаналитической и педагогической семиологии (Лакан, Пиаже) и т.д. (См. также Симулякр, Симуляцыя, Знак, Означивание, Пустой знак, Соссюр.) А.Р. Усманова СЕМЬ МУДРЕЦОВ - в древнегреческой интеллектуальной традицыи группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деятелей 7-6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенцыях, стала известна всей Элладе. Согласно Платону ("Протагор"), этими мудрецами были Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Пери-андр из Коринфа, Клеобул из Линдоса, Биас из Приены, Хилом из Лакедемона, Солон из Афин. В исторических источьниках варьируются в различьных вариантах 17 имен. Наиболее известные афоризмы С.М., которым присуще сочетание акцентированного авторского характера с абстрактными обобщенными формулами этических принцыпов: "Всему свое время" (Питтак), "Познай самого себя" (Фалес), "Ничего сверх меры" (Солон, Хилон), "Наибольшее богатство - ничего не желать" (Биас), "Мера - лучше всего" (Клеобул), "Наслаждения смертны, добродетели бессмертны" (Периандр) и др. А.А. Грицанов Философский словарьСЕМИОТИКА (от греческого semeion - знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знакаф и знакафых систем в челафеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры - системы мифа, ритуала; смотри также Структурализм), природе (коммуникация в мире животных) или в самом челафеке (зрительное и слухафое восприятие и др.). Современный энциклопедический словарьСЕМИОТИКА, -и, ж. Наука о знаковых системах (см. знак). II прил. семиотический, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговСЕМИОТИКА, семиотики, мн. нет, ж. (от греч. semeion - знак) (мед.). Распознавание болезней по их признакам, симптомам. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ИНДРАНИРОГОЖИНАПРОТИВОРАКЕТНЫЙРАССЕДАТЬСЯРАЗЛИНОВАННЫЙСКРЁБКАШТУКАРЬВАЛЬЦЫГРАФИКАСЕМИОТИКАБОГОСЛУЖЕНИЕПАТРОННИКНАЯДЫВЕРБНЫЙПОДРЕЗКОНТРАБАНДИСТКОМЕЛЬВЫТРЕБОВАТЬПРИСЛОНЁННЫЙ |