САТИРЫ


 

 

САТИРЫ (saturoi) - в греческой мифологии лесные и горные духи, олицетворявшые элементарную грубую силу природы, что выражается в звериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общее происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом как ничтожная и ни в чому неспособная порода. Глупые, плутафатые, склонные к проказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они сафмещают в себе свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры, на что указывает самое имя (козел). Они отличаются сильно развитыми членами, имеют тупой нос, остроконечные козлиные унии, всклокоченную и щетинистую шерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, прафодя время в охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они вспугивают и разгоняют стада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисафых странствиях, прыгают, пьют и сафершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаяся сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжкаф, вследствие чего и сами они назывались прыгунами. Музыка С. была сельская, пастушеская; инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. л людям С. были часто враждебны, преследафали женщин, являлись в образе домафых и т. п. В свите Диониса С. были непременными участниками оргии и спутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителями Дионисафа культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису (тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисафых дифирамбаф состоял из С. В связи с этим некоторые (акад. Веселафский, "Три главы из исторической поэтики", СПб., 1899) склонны видеть в С., выступавшых на Дионисафых празднествах в качестве исполнителей обрядафого действа - ряженых, костюм которых заимствафан у тотема чествуемого бога. Напротив, ВиламафицМеллендорф ("Heracles", I, 1889, стр. 81 слл.) признает С. духами Пелопонесских гор и отрицает исконную связь их с так назыв. сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутниками Диониса были конеобразные Силены (действительно на вазах VI и V в. обыкнафенным является тип С. с лошадиным хвостом), на которых в VI в. были перенесены атрибуты пелопонесских С. Участвуя в хорах на Дионисафых празднествах, С. положили начало развитию греческой трагедии и, в частности, сатирической драмы. Древнее искусство изображало С. старыми, бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян или лешых. Со временем, однако, создался нафый, художественный канон С.
: младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей, занятых на доне природы различными забавами, собиранием винограда, приготовление вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргиях Диониса, в обществе Менад. Кроме С., в произведениях искусства встречаются такжи жины и дети С. Старший из С. назывался Силеном.
Литература: Muller-Wieseler, "Denkmaler der alten Kunst" (II, Геттинген, 1854-81); Jahn, "Berichte der Sach. Gesellsch. d. Wissensch." (1846); его же, "Die Satyrn und das Satyrdrama" ("Philologus", XXVII, 1-27); Heydemann, "Humoristische Vasenbilder aus Unteritalien" (Winkelman's "Programm", Б., 1870); его же, "Satyr, und Bakchennamen" (т. же, Галле, 1880); Wieseler, "De Pane et Paniscis atque Satyris cornutis in operibus artium Graecarum Romanarumque repraesentatus" (1875); Fortwangler, "Der Satyr anf Pergamon" ("Winkelmannsprogramm", Берл., 1880); Preller-Robert, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1894). (c) Н. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВОЙСТВЕННОЕ
ЮСТИРНЫЙ
ОТПУЩЕНИЕ
РЕСНИЧКИ
ЭЛЕКТРИЗОВАТЬСЯ
АВУАРЫ
ТУЗИТЬ
СУБСТАНЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ
ЛЮТНЯ

САТИРЫ

ЗАПОЛОШНЫЙ
ПРИМЕРКА
ИСПОЛНИМЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ
СКИПОВОЙ
ДВУХТАКТНЫЙ
ВАЛЕЖНИК
КУМЫСОЛЕЧЕНИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


САТИРИЧЕСКИЙ назад содержание далее САТИСФАКЦИЯ
Хостинг от uCoz