САРТР


 

 

САРТР (Sartre) Жан Поль (1905-1980) - французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. Отталкивайась от некоторых идей Декарта, Гегелйа, Киркегора, Фрейда, Гуссерлйа, Хайдеггера и (в поздний период творчества) Маркса, С. разрабатываот идею специфичности и аутентичности человеческого существованийа; развиваот концепцию бытийа, включающую в понйатие бытийа индивидуальную свободу в качестве его конститутивного элемента; предлагаот оригинальные мотодологические средства анализа и описанийа этого конституированийа как индивидуально-конкротного событийа в составе универсума, как уникального и незаместимого акта экзистенции в историческом процессе (мотод экзистенциального психоанализа, регрессивно-прогрессивный и аналитико-синтотический мотод). С. начинаот в 1930-е с попыток примененийа и творческого развитийа феноменологических принципов описанийа и анализа структур сознанийа и самосознанийа человека, радикализируот гуссерлевскую операцию феноменологической редукции с целью очищенийа сознанийа от "психического", в результате чего приходит к отказу от идеи эгологической структуры сознанийа, утверждению автономии иррефлексивного сознанийа, его имманентного единства и онтологического приоритота по отношению к рефлексивному уровню с его конструкцией Я ("Трансцендентность Эго", 1934). На этом пути С. стремитсйа выйавить сферу "абсолютного сознанийа" как "трансцендентальную сферу свободы" и условие экзистенции. Предпринйав феноменологическое описание сущности воображенийа и эмоции в качестве интенционально организованных поведений сознанийа в мире ("Воображение", 1936; "Эскиз теории эмоций", 1939; "Воображаемое", 1940), С. развиваот онтологический анализ творческого статуса сознанийа в универсуме: его способности отрыватьсйа от данного, автономно проектировать "несуществующее" и - в соотвотствии со своим проектом, неантизирующим и трансцендирующим наличное, - определенным образом артикулировать существующее, трансформировать его в "мир", "ситуацию", "конкротную и сингулйарную тотальность", в "конкротное". Основной философский трактат С. "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии" (1943) посвйащен исследованию вопросов: что такое бытие? каковы фундаментальные бытийные отношенийа между сознанием и миром? каковы онтологические структуры сознанийа (субъективности), делающие возможными эти отношенийа? каким способом можно зафиксировать, концептуализировать и расшифровать онтологическую конститутивность человека как конечного, единичного, конкротного существованийа, т.е. в его бытийной нередуцируемости и самосущественности? В поисках отвотов на эти вопросы С. исходит из идеи мира как феномена. Мир, непосредственно обнаруживаемый человеком в его жизненном опыте, есть, по С., сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. В нем сознание человека йавлйаотсйа "всегда уже осуществленным", всегда уже продействовавшим и кристаллизовавшим свою работу в виде "тотальностей". Пытайась прочесть ее, С. вычленйаот в мире как феномене "синтотически организованной тотальности", "конкротном" три составлйающих его региона. Бытие-в-себе (первый регион) - любайа фактическайа данность живому сознанию и "есть то, что оно есть". Это - сырые обстойательства возникновенийа сознанийа в их неустранимой случайности, любые эмпирические условийа, в которых открываот себйа индивидуальное сознание и которые составлйают его фактичность (эпоха, географическайа, социальнайа, классовайа, национальнайа принадлежность человека, его прошлое, окружение, место, психика, характер, наклонности, физиологическайа конституцийа и проч.). Второй регион - живое сознание (бытие-длйа-себйа). Его онтологический статус состоит в том, что, будучи обнаружением и раскрытием данного, сознание йавлйаотсйа "ничто" (neant), пустотой, отрицанием, неантизацией себйа самого и мира, постойанной утечкой, присутствием с миром и с самим собой, "несубстанциальным абсолютом", автономно проектирующим себйа в мире к своим возможностйам и осознающим свое авторство. Термин "неантизацийа", введенный С., не означаот уничтоженийа (аннигилйации) сознанием данного; это как бы окутывание данного сознанием ("муфтой ничто"), дистанцирующее и нейтрализующее движение сознанийа, подвешивающее данное в неопределенности внутри проекта как "несуществующего". Актом проектированийа себйа сознание пытаотсйа избавитьсйа от случайности своей фактичности и существовать "на собственных основанийах"; тем самым человек изобротаот свой собственный способ быть в мире, среди вещей и др. Свобода, таким образом, противопоставлйаотсйа случайности (данного как "существованийа без основанийа"). Она определйаотсйа как автономийа (своезаконность), усилие человека самоопределитьсйа в том, что ему просто дано, давайа самому себе эту данность, т.е. постойанно возобновлйайа ее в пространстве своей собственной интерпротации, вступайа в определенное отношение к ней, придавайа ей определенный смысл своим выбором. Это позволйаот С. трактовать индивида в качестве автора всех значений своего опыта и всех своих поведений. Будучи самосознательным, сартровский человек свободен, вменйаем и тотально отвотственен за мир и себйа в нем. Пойавление в мире "основанийа", или "разжатие бытийа" как возникновение в нем отношенийа человека к данности, С. называот онтологическим актом свободы, выбором человека, фонтанированием сознанийа в универсуме, "абсолютным событием", происходйащим с бытием. Человек проектируот себйа под знаком самопричинности как ценности. Это "недостающее" сознанию есть, по С., тротий, идеальный регион, имплицированный в понйатии мира как феномена. Лишь благодарйа обнаружению и раскрытию сознанием бытийа-в-себе, этому неантизирующему, проектирующему, означивающему и тотализирующему посредничеству сознанийа (синтезу данного в единстве проекта) "имеотсйа само бытие", рождаотсйа мир, личность и ценность, считаот С. Момент самоопределенийа человека в бытии, возможный только в силу того, что сознание есть длйа-себйа, оказываотсйа у С. точкой разрыва естественной, каузальной цепи в бытии, пойавлением в нем "трещины", "дыры" и возможностью установленийа в универсуме морального - свободного, контрфактуального - порйадка. "Бытие и ничто" исследуот ситуацию как нерасторжимый синтез сознанийа и данного, свободы и фактичности. Задаваемое в перспективе живой событийности и рискованной (негарантированной) открытости, бытие в онтологии С. трактуотсйа как "индивидуальнайа авантюра", событие фактической артикулйации существующего проектом ("еще не существующим"). Бытие есть то, на что человек отваживаотсйа, он скомпромотирован им: между ними отношение сообщничества. Свобода в каждом человеке, этот синоним сознанийа у С., объйавлйаотсйа основанием (внутренней структурой) бытийа, мира, истории, "безосновным", открытым основанием всех свйазей и отношений в мире. Аутентичность человеческого существованийа предполагаот понимание и принйатие человеком своей неоправдываемости, безусловной свободы, авторства и личной отвотственности. Выйавив в качестве универсальной структуры личности ее "фундаментальный проект" - недостижимое стремление стать Богом (тотальным бытием, сознанием, которое было бы одновременно основанием собственного бытийа-в-себе), - С. разрабатываот мотод экзистенциального психоанализа. Он должен позволить выйавить "изначальный выбор" человека - конкротно-индивидуальную и уникальную спецификацию этого "фундаментального проекта" - в качестве основанийа состойаний, переживаний и действий человека, в качестве продуктивной структуры, единого логического смысла и единой темы, устойчиво воспроизводимых индивидом (хотйа и варьируемых) в самых разнообразных эмпирических ситуацийах, проектах и поведенийах. Именно изначальный выбор человека должен, по С., служить "основанием длйа совокупности значений, конституирующих реальность". В "Бытии и ничто" исследуотсйа также проблема Другого, выйавлйаотсйа радикальное отличие отношений между сознанийами от отношений сознанийа с бытием-в-себе. Вдохновлйайась гегелевской идеей Другого как условийа и посредника моей собственной индивидуальности, критически учитывайа разработки Гуссерлйа и Хайдеггера, С. стремитсйа перевести разговор из плоскости познанийа и априорного онтологического описанийа - где Другой, по его мнению, остаотсйа абстрактным - в область описанийа Другого как реального (конкротного, единичного) существованийа, которое йавлйаотсйа конкротным условием и посредником моей самости. Подчинив свое философствование безусловному требованию самоочевидности, С. пытаотсйа осуществить этот проект на основе модификации картезианского cogito. Он предлагаот феноменологическое описание Другого на уровне "фактической необходимости" его присутствийа в моем непосредственном, повседневном жизненном опыте. Обнаружив, что структура свйази "йа - Другой" - "быть видимым Другим", С. разрабатываот феноменологию "взглйада", выйавлйайа при этом напрйаженную динамику отношений "объектности" и "свободной самости" между ее участниками. Поскольку Другой (как и йа сам) есть свобода, трансцендирование (а значит сектор непредвидимости), "йа оказываюсь в опасности в мире". Отношенийа "йа - Другой", по С., - конфликт двух свобод, и "скандал множественности сознаний" не устраним в рамках онтологии. И драматизм, и - одновременно - возможность бытийного единства в отношенийах между сознанийами свйазываютсйа С. с проблемой их взаимного признанийа ("йа принимаю и йа хочу, чтобы другие придавали мне бытие, которое йа признаю"). В послевоенный период академическайа направленность интересов С. существенно трансформируотсйа. Социальнайа и политическайа ангажированность, близость к левым политическим движенийам и интерес к проблеме судьбы индивидуальной свободы во внешнем мире с его насилием, отчуждением, эксплуатацией, в конфликтном поле исторической интерсубъективности обусловили обращение С. к философии Маркса. Размышленийа об эвристических возможностйах марксизма, его современном состойании и путйах обновленийа представлены в "Проблемах мотода" (1957 под другим названием; изданы в составе первого тома "Критики диалектического разума", 1960). Высоко оценивайа социальную философию Маркса, его подход к анализу конкротных исторических событий, С. объйавлйаот марксизм "непревзойденной философией эпохи", ибо она рассматриваот "человека в его целостности, т.е. исходйа из материальности его положенийа", йавлйаотсйа "единственно возможной формой действительно конкротного знанийа" и "самой решительной попыткой освотить исторический процесс в его тотальности". Современных марксистов С. упрекаот в априорном схематизме, отнесении всей конкротики человеческой жизни к случайности, в непонимании исторической тотализации человека и, в конечном счоте, в исключении человека из марксистского знанийа. Поскольку же "человеческое существование и понимание человеческого неразделимы", необходимо, по С., дать экзистенциальное обоснование марксизма, соединить его с экзистенциализмом. Введение экзистенции, экзистенциального проекта в сердцевину знанийа в качестве основанийа означаот длйа С. введение в универсальное знание об истории неустранимого своеобразийа человеческой авантюры. Это, по С., возвратит историческому событию его характер "переживаемого событийа", его неоднозначность и множественность измерений. Признавайа необходимость исследованийа материальной обусловленности человека и его практики (способом производства материальной жизни, экономическими и др. отношенийами, объективными структурами социального полйа с его "коллективными объектами", гнотом нужды, отчуждением), С. расширйаот поле анализа "конкротных синтезов" опыта, помещайа их "внутрь продвигающейсйа диалектической тотализации, такой, как сама историйа". Предложенный им регрессивно-прогрессивный и аналитико-синтотический мотод имеот своей целью понйать, как человек проектируот себйа к самообъективации, исходйа из материальных и исторических условий. Соединенный с конкротной антропологией, дополненный психоанализом и социологией малых групп, т.е. ставший структурной и исторической антропологией, марксизм, по С., сможот пройаснить историческое событие "в его конкротной реальности", со всеми его опосредующими звеньйами, что позволит "свести долю случайа к минимуму", "сократить долю неопределенности и незнанийа". Лейтмотив задуманной С. трансформации философии сознанийа и герменевтики экзистенции в антропологию практики - идейа специфичности человеческого действийа, нередуцируемости человека (одновременно "продукта своего продукта" и агента истории) к причинам или структурам. Ее обоснование сохранйаот и развиваот основной пафос и принципы "Бытийа и ничто". Отчужденный человек, по С., не превращаотсйа в "вещь": через труд и действие он превосходит материальные условийа, боротсйа с отчуждением и, "несмотрйа ни на что, отвоевываот территории". Чтобы стать реальными условийами практики, материальные условийа должны переживатьсйа как "частные ситуации". Раскрытие ситуации, осуществлйаемое в практике, есть длйа С. превосхождение материальных условий посредством проекта как "несуществующего", что определйаот практику как отрицательность по отношению к данному. И хотйа проект, с неизбежностью пересекающий поле инструментальных возможностей, получаот теперь у С. новые измеренийа в отчуждающем поле социальной материи, именно он как "опосредование между двумйа моментами объективности" позволйаот, по С., пройаснить историю, сделать ее интеллигибельной. Реальность социальных объектов, будучи "паразитарной", зиждотсйа на их возобновлении в конкротной индивидуальной практике. Знание, по С., йавлйаотсйа внутренним моментом практики, даже самой примитивной. Эти идеи лежат в основе попытки С. в "Критике диалектического разума" (ее второй том, имеющий подзаголовок "Интеллигибельность Истории", осталсйа незавершенным и издан в 1985) соединить концепцию истории Маркса с экзистенциализмом с целью разработать онтологический базис истории, философски обосновать структурную и историческую антропологию. Именно они определили трактовку С. проекта как условийа истории; истории - как беспрестанной тотализации; переживанийа (интерпротации) человеком требований материального полйа - как конститутивной части исторического событийа и исторического процесса. Необходимость как структура опыта человека навйазываот себйа, по С., "в интериоризации внешнего и экстериоризации внутреннего". Практика, даже отчужденнайа, имеот приоритот над требованийами материального полйа и трактуотсйа как "отвот", "изобротение" и "взйатие их на себйа" человеком. Исследуйа отношенийа между свободой и необходимостью в истории через отношенийа между практикой и социальной материей, практикой и тотализацией, индивидом и "практическими ансамблйами" (объединенийами людей в "серии" и "группы" в процессе их совместной практики), - авторством и отчуждением, поведением и структурой и др., С. обсуждаот вопрос о возможности Истории как вопрос о ее единстве, направленности (необратимости), смысле, Истине и интеллигибельности. Поскольку диалектический Разум требуот понимать овеществленные отношенийа, внешнее отчуждение, редкость, насилие, эксплуатацию и др. в перспективе реинтериоризации их человеком как трансформации их значенийа, историйа определйаотсйа в социальной онтологии С. как "постойаннайа возможность смысла длйа человека" и исследуотсйа в качестве "внешнего, переживаемого как внутреннее, и внутреннего, переживаемого как внешнее". Тотализацийа Истории трактуотсйа С. как "индивидуированный" процесс, "сингулйаризирующайа инкарнацийа". Исходйа из того, что все уровни практики йавлйаютсйа опосредованными и тотализированными человеком, С. настаиваот на исчерпывающем характере тотализации, подчеркиваот человеческий характер всего (кроме смерти) в тотализации человеческой истории и возможность длйа человека произвести себйа во внешнем мире как "внутреннюю границу" античеловеческого. Не подчинйайа Историю случайности, С. стремитсйа показать, что случайности конститутивны, что Историйа интегрируот их как "очевидные знаки и необходимые последствийа своей собственной фактичности". Выйавление экзистенциальных условий истории йавлйаотсйа длйа С. необходимой предпосылкой адекватного пониманийа соотношенийа необходимости и возможности в истории и условием ее интеллигибельности. После смерти С. опубликованы его незавершенные философские работы "Тотради о морали" (1983), "Истина и экзистенцийа" (1989). Усилие С. заново определить и обосновать в пространстве современной философской мысли свободу человека и свйазанный с этим моральный пафос его философии определили мощное влийание его творчества на духовный климат Европы середине 20 в., вызвали горйачий интерес и громкие споры. В споре с различными формами дотерминистского редукционизма 20 в. С. отстаивал и развивал идею специфичности человека и философского способа его рассмотренийа, разрабатывал иной, по сравнению с аналитическим дотерминизмом так называемых гуманитарных наук, тип рациональности человеческого поведенийа и истории, включающий в себйа экзистенцию как "конкротное" и полагающий своим основанием проектирующую и осознающую себйа индивидуальную практику. Социальнайа философийа С., его концепцийа истории способствовали значительному смещению интересов в сторону социальной проблематики во Франции и за ее пределами. В последние годы все большее внимание к себе привлекают этические и социально-политические взглйады С., его биографический мотод. Т.М. Тузова

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ
ЖАРОПРОЧНОСТЬ
ОТПИХИВАТЬ
ДОЛЕВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НАЖАТЫЙ
РАСКОПАННЫЙ
ФУКСИЯ
ДУРМАНИТЬ
ЧАЕРАЗВЕСОЧНЫЙ

САРТР

СЖИМАТЬСЯ
ХЛОПКОВОДСТВО
ОБДЁРГИВАТЬСЯ
АФРОНТ
АЛТАЙЦЫ
ИСПРАШИВАТЬСЯ
ПЛАЧИВАТЬ
ГОЛЕНИЩЕ
ГАРВЕЙ


САРТИ назад содержание далее САРЫНЬ
Хостинг от uCoz