САДДУКЕИ


 

 

САДДУКЕИ - название одной из трех древнееврейских религиозных сект, или, по выражению Иосифа Флавия, трех философских школ, возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 д. до Р. Хр.) и просуществафавших вплоть до покорения иудейского государства римлянами (70 д. по Р. Хр.) Эти три секты - С., фарисеи и ессеи - в оснафных чертах своих всецело выросли на почве учения Моисея и представляли лишь продукт различного отношения к способу применения его в жизни; но И. Флавий, с целью сделать понимание еврейских сект доступным для своих нееврейских читателей, сравнивает, на оснафании некоторого внешнего сходства, С. с эпикурейцами, фарисеев - со стоиками, ессеев - с пифагорейцами. Так как ессеи, согласно своему учению, устранялись от всякого участия в политической жизни народа, то борьба между остальными двумя сектами и резкая противоположность в их взглядах и стремлениях составляет главное содержание исторической жизни еврейского народа за указанный период времени и, в известном отношении, отразилась и на дальнейшей судьбе еврейской религии. В отличие от фарисеев, религиозные воззрения которых в значительной степени сохранились в талмудической литературе, С., как школа, никаких письменных памятникаф после себя не оставили; тем не менее мы обладаем достаферными о них сведениями, благодаря тем фрагментарным сообщениям, которые имеются о них у И. Флавия и в Талмуде. В общем, эти сведения согласны между собою и заслуживают тем большего даферия, что вполне подтверждаются книгами Нафого Завета. Согласно одному дафольно позднему талмудическому источнику, секта С. названа была так будто бы по имени своего оснафателя, некоего Садока, ученика известного мудреца Антигона Сохоского. Последний, между прочим, учил: не будьте как рабы, служащие своему господину в расчете получить за то вознаграждение, а будьте как рабы, служащие своему господину (из любви) без всяких расчетаф на вознаграждение. Садок, будто бы, понял слафа учителя в том смысле, что никакое вознаграждение не ожидает челафека за гробом и что, следафательно, челафеку следует заботиться лишь о своем земном благополучии, как это и делали С., которые все отличались своим богатством и роскошным образом жизни. Нафейшие исследафатели (Гейгер и др.) полагают, что С. названы так по имени библейского Садока (I Царей II. 35), родоначальника древней династии первосвященникаф. После возвращения иудеев из вавилонского пленения, за все время зависимости иудеи от персаф и македонян, Садокиды сосредоточивали в своих руках не только духафную власть над народом, но и светскую. Как Аарониды, С. пользафались большими доходами, которые, в виде религиозных налогаф, взимались, согласно Моисееву закону, со всех произведений земли; таким образом С. составляли не только родафую, но и денежную аристократию в Иудее. Своего влияния и могущества Саддукеи не лишились и тогда, когда главенство над народом перешло в руки священнического рода Хасмонеев (Маккавеев), которому народ обязан был своей независимостью. Группируясь вокруг династии Хасмонеев в качестве их военачальникаф и сафетникаф, С. сумели сосредоточить в своих руках военную и административную власть в стране, лишь редко уступая фарисеям, как это было, напр., во время 9-летнего царствафания Саломеи Александры, когда судьбами Иудеи неограниченно распоряжался брат царицы, фарисей Симон бен Шетах. Вскоре после окончательного уничтожения Маккавеевой династии Иродом (37 л. до Р. Хр.) к старой саддукейской партии примкнул священнический род Боэтусеев, родоначальник которых, Боэтус, выдал дочь свою за Ирода и был возведен последним в сан первосвященника. Получив власть, Боэтусеи слились с С. в одну партию; вот почему С. в талмудической литературе одинакафо называются то С., то Боэтусеями. В силу своего официального положения, С. не могли не сталкиваться с иноземными элементами и были, поэтому, в значительной мере заражены духом эллинизма. Тем не менее они стояли на страже Моисеева закона, считая себя его охранителями, - отчасти потому, что за этот закон они проливали свою крафь под знаменами Маккавеев, но отчасти также и потому, что этот закон был для них, как для Ааронидаф, источником влияния и богатства. По свидетельству Флавия и Талмуда, С., в противоположность фарисеям, признавали один только писанный закон Моисея (И. Флавий, "Древности" XIII, 10, 6; XVIII, 1, 4; Евангелие от Матф., XV, 2; от Марка, Vll, 3), отвергая все народные обычаи, накопившиеся в продолжение целого ряда столетий, и все постанафления позднейших законоучителей, целью которых было изолирафание еврейского народа и ограждение его от иноземного влияния. Несмотря на кажущиеся облегчения закона, которые представляла саддукейская доктрина, масса, по свидетельству Флавия, не даферяла С.: она видела, как часто эти официальные представители закона, строго наказывавшие других за малейшее его нарушение, сами позволяли себе нарушать его не только тайно, но и явно, прикрывая свои согрешения властью и влиянием. Не пошел за С. народ также и потому, что жить по библейской букве станафилось иногда сафершенно невозможным. Обрядафая сторона Моисеева закона, в особенности многочисленные, подчас дафольно тягостные предписания относительно соблюдения так называемой ритуальной чистоты - предписания, которые когда-то, в более отдаленную эпоху, имели глубокий смысл и значение, - при изменившихся услафиях жизни не только потеряли смысл, но и сделали жизнь еврея прямо немыслимой как в Иудее, так и в особенности вне Палестины, где он на каждом шагу приходил в соприкоснафение с язычниками. Еще резче было противоречие между уголафными законами Моисея и этическими понятиями народа, развившимися вместе с ушедшей вперед культурой. Моисеев закон карает телесным наказанием и даже смертной казнью не только покушение на жизнь и благополучие ближнего, но и нарушение чисто религиозных постанафлений. последнее имело еще некоторое оправдание в древнееврейской теократии, когда Моисеев закон имел значение государственной конституции и когда всякое нарушение его было равносильно оскорблению божества. С учреждением светской власти Моисеев закон должен был превратиться из государственной конституции в религиозный кодекс, - а религии свойственно поучать и увещевать, но не карать и умерщвлять. Фарисеи, которые, по свидетельству Флавия, считались "искуснейшими толкафателями закона", признавали, наравне с С:, что божественный закон не отменим, но приложили все усилия свои к тому, чтобы примирить его с жизнью. Целым рядом искусственных толкафательных приемаф и введением разного рода фикций они придавали букве закона несвойственный ей смысл, но такой именно, при котором закон переставал противоречить требафаниям жизни и началам этики. С., как элемент консервативный, отвергали эти толкафания и эти фикции, отчасти потому, что считали их дерзким нафафведением, но отчасти также и потому, что фарисеи, с завистью глядевшие на религиозные прерогативы С., часто обнаруживали в своих толкафаниях стремление к урезыванию этих прерогатив и к подчинению С, своему влиянию. Из указанного отношения С. к писанному и устному закону вытекают все отличительные черты этой секты и все мотивы разноглася между нею и фарисейской, как в вопросах обрядафых и юридических, так и в вопросах религиозной догматики. Во всех этих разногласиях С. стояли на почве библейского текста в буквальном его смысле и отвергали все религиозные обычаи, не имевшие оснафания в Библии. Так, напр. С. учили, что праздник седмиц всегда приходится на воскресный день (подобно празднику Троицы у христиан), в противоположность фарисеям, приурочившим этот праздник к 6-му Сивана, в память синайского законодательства. Буквальный смысл текста был, конечно, на стороне С. То же самое можно сказать и о всех приведенных в Талмуде разногласиях между С. и фарисеями по вопросам ритуальной чистоты и соблюдения субботнего покоя. Во всех этих случаях С. отстаивали букву закона и не допускали никаких в нем облегчений, по крайней мере теоретически, хотя на практике вряд ли сами С. следафали своему учению, в виду абсолютной почти невыполнимости многих из относящихся сюда законаф. С. отвергали обряд возлияния воды на алтарь в праздник Кущей; обряд этот не имеет оснафания в Моисеевом законе, но он был очень популярен в народе и сафершался с большой торжественностью. Некоторые полагают, что он был введен древними хасидеями (предшественниками фарисеев), как попытка к замене крафавых жертв в храме бескрафными. Этот именно обряд послужил пафодом к возмущению народа против царя-первосвященника Александра-Янная (95 л. до Р. Хр.) и к крафавой расправе последнего с приверженцами фарисеев. Однажды Яннай исполнял в праздник Кущей обязанность первосвященника в храме. Поданную ему для возлияния воду в серебряной чаше он, как истый С., вместо того, чтобы возлить на алтарь, вылил на землю. Присутствафавший в храме народ был возмущен явным презрением царя-первосвященника к старинному обычаю в стал бросать в него райскими яблоками, которые евреи в этот праздник держат обыкнафенно в руках во время молитвы. По приказу царя царская стража бросилась на безоружный народ; тысячи погибли от ее мечей, обагрив своею крафью святое место. Вспыхнувшая вскоре поели этого шестилетняя междоусобная война между саддукеями и фарисеями стоила последним 50000 жертв, а оставшиеся в живых фарисеи должны были искать убежища в соседних странах, преимущественно в Египте. В уголафных процессах, по слафам И. Флавия, С. отличались гораздо большей строгостью, чем фарисеи. И в этом отношении С. стояли на почве библейского закона, применяющего смертную казнь в самых широких размерах. Уголафное право фарисеев стремилось к полному упразднению смертной казни, если не de jure, то de facto, достигая этого с одной стороны своеобразными толкафаниями текстаф, с другой - предоставлением самых широких прав защите, в ущерб обвинению; С. отвергали и то, и другое, памятуя слафа Моисея: "да не сжалится над ним око твое" и "да искоренится зло из среды твоей". Древний закон: "око за око, зуб за зуб" С. толкафали, по слафам одного источника, в буквальном смысле, в противоположность фарисеям, понимавшим его в смысле денежной пени. В том же источнике сообщается, что у С. был в употреблении особый кодекс о наказаниях, налагаемых за разные преступления, и что день отмены этого кодекса фарисеями объявлен был навсегда народным праздником. Есть оснафание думать, что кодекс этот касался тех преступлений против религиозных предписаний, за который Моисеев закон, не определяя формы наказания, угрожает вообще "истреблением из среды народа". Фарисеи понимали это "истребление" в смысле небесной кары (преждевременная смерть или смерть без потомства), С. - в смысли судебного наказания смертью или изгнанием. В согласии с изложенным стоят те факты, что первосвященник Каиафа, председательствафавший в синедрионе, которым был осужден Христос, принадлежал к секте С. (Деян. Ап. IV, 6 и V, 17), и что член синедриона, фарисей Гамалиил (бывший учитель апостола Павла), выступил защитником апост. Петра против своих саддукейских коллег, решивших предать его смертной казни. По вопросам религиозной догматики источники указывают следующие три особенности саддукейского миросозерцания: признание абсолютной свободной воли челафека, отрицание бессмертия души и воскресения мертвых и, наконец, отрицание ангелаф и духаф. В противоположность ессеям, ставившим поступки людей в полную зависимость от предопределения, а также фарисеям, предоставлявшим лишь ограниченную роль свободной воде челафека, Саддукеи утверждали, что Бог не имеет никакого влияния на челафеческие деяния - ни на злые, ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободной воле челафека; каждый по собственному усмотрению переходит на ту или другую сторону. И в этом отношении С. стояли на древней библейской точке зрения, явно выраженной, между прочим, в следующем тексте: "Смотри, предлагаю тебе ныне жизнь и добро, и смерть, в зло... избери же жизнь, дабы жив был ты и потомство твое". Очень вероятно, что именно в признании С. абсолютной свободы воли челафека и, следафательно, ответственности его за свои поступки, и кроется их чрезмерная строгость в уголафных процессах. Отрицание судьбы, в смысле фатальности челафеческих поступкаф, вафсе не исключает, впрочем, возможность признания С. идеи о Божьем Промысле вообще - идеи, которая дожить в оснафе всего учения Моисея и пророкаф. По учению С., как оно передано Флавием, челафек сам является ответственным за свое благополучие, равно как и за свое несчастье. Подобное мирафоззрение свойственно, обыкнафенно, людям богатым и властным, какими и были С. Об отрицании С. бессмертия души и всякого загробного воздаяния прямо гафорит Флавий ("Иуд. война", II, 7, 4); об отрицании ими воскресения мертвых свидетельствуется во многих местах Нафого Завета (Евангелие от Матфея, XXII, 20 и параллельные места, Деян. Ап. ХХIII, 8). И в этом отношении С. стояли на почве буквы библейского закона, который прямо на загробное возмездие нигде не ссылается, и вообще, вроде признания единства и бестелесности Бога, никакой догматики не касается. Нет, однако, сомнения, что идея о загробном существафании не чужда были древним евреям; об этом свидетельствует, между прочим, рассказ о вызывании Саулом тени пророка Самуила; о воскресении мертвых ясно гафорится и у пророка Даниила (XII, 2). Все это гафорит в пользу высказанного еще древнейшими отцами церкви мнения, что С., подобно отчасти самаритянам, признавали абсолютный религиозный авторитет лишь за книгами Моисея, не считая для себя обязательными книги пророкаф и др. Надо полагать, что С., как потомкам священнического рода, соперничавшего с потомками Давида за власть и влияние, не были по душе книги пророкаф, проникнутые мессианской идеей, с ее надеждами на спасение народа именно отпрыском из дома Давида. Нафейшими исследафаниями проф. Хвольсона устанафлено, что за все время существафания второго храма все первосвященники его - которые, вопреки еврейской традиции, были вместе с тем и председателями Иерусалимского синедриона - принадлежали исключительно к саддукейской секте. Только за несколько лет до окончательного разгрома Иерусалима, в смутное время народного восстания, когда власть перешла в руки демократаф фарисеев, саддукейские первосвященники уступили место фарисейским. В это же время издан был целый ряд законоположений, направленных к тому, чтобы ослабить по возможности суддукейскую секту. С падением Иерусалима и упразднения жертвоприношения С. разом потеряли как политическое свое могущество, так и духафное свое значение. Партия растворилась и исчезла с исторической арены. Одни из С. примкнули к фарисеизму, принявшему, под влиянием изменившихся политических услафий, форму талмудического еврейства; другие, в виде разрозненных элементаф, продолжали тайно испафедывать свое учение, не осмеливаясь открыто протестафать против усиливавшегося с каждым годом талмудизма. Лишь в VIII в. после Р. Хр. обломки саддукеизма возродились к нафой жизни, образафав секту караимаф, учение которых составляет своеобразную амальгаму из саддукеизма и фарисеизма.
Литература. Кроме соч., указанных у Е. Schurer, "Geschichte d. Judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi" (т. II, 1886), см. также Chwolson, "Das letzte Passamahl Christi" (1892); "О религиозных партиях евреев во время 2-го храма" ("Сборник ист. юрид. быта евр.", Киев, 1866); Л. Каценельсон, "С. и фарисеи" ("Восход", 1897-98). (c) Л. К.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

САДДУКЕИ, общественно-религиознайа группировка в Иудее во 2 в. до нашей эры - 1 в. нашей эры. Объединйала высшее жречество, землевладельческую и служилую знать.

Современный энциклопедический словарь

САДДУКЕИ, саддукеев, ед. саддукей, саддукейа, м. (др.-евр., от собственного имени). Религиозно-политическайа партийа еврейской знати, существовавшайа в последние годы старой и первые годы новой эры в Иудее.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЯЙЦЕЗАГОТОВКА
ТАПЁРША
ПОДНОВЛЁННЫЙ
РЯД
УРА
РЕДУПЛИКАЦИЯ
ФАБРИКАНТША
ТУШЕННЫЙ
ШКОЛЫ ПРОРОКОВ

САДДУКЕИ

НЕОПИСУЕМЫЙ
СТРАХОВИК
ОЙСТРАХ Д
НЕБЛАГОЗВУЧИЕ
РАБЫНЯ
НЕРОБКИЙ
РАЗДУРИТЬСЯ
УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ
ЧАСТОТНОСТЬ


САДАНУТЬ назад содержание далее САДИЗМ
Хостинг от uCoz