РЫЦАРСТВО


 

 

РЫЦАРСТВО, -а, ср. 1. собир. В феодальной Европе: привилегированное военно-землевладельческое сословие, рыцари (в 1 знач.). 2. Самоотверженность, благородство (книжн.). Проявить р.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

РЫЦАРСТВО, рыцарства, мн. нет, ср. 1. Военно-дворянское сословие эпохи феодализма в Западной Европе (истор.). Гнусная роль рыцарства в крестовых походах. || собир. Рыцари. Французское рыцарство. 2. Звание рыцаря. Получить рыцарство. 3. перен. Самоотверженность, великодушие, благородство в поступках (книжн.). Проявить рыцарство.

Словарь Ушакова

РЫЦАРСТВО. - P., как военное и землевладельческое сослафие, возникло у франкаф в связи с переходом, в VIII в., от народного пешего войска к конному войску вассалаф. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху крестафых походаф, под влиянием возникших тогда духафно-рыцарских орденаф, замкнулось в наследственную аристократию, сознававшую себя международным военным орденом. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружыя, создание постоянного войска превратили феодальное рыцарство, к концу средних векаф, в политическое сослафие нетитулафанной знати. - Еще в VII в. у франкаф преобладает пешее войско свободных, а на конях являются только дружынники короля (антрустионы); но затем от вестготаф, в связи с нападениями арабаф, проникает и во франкское государство конный строй. Так как свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдаленных походах, то Каролингам, для создания конницы, пришлось опираться на сеньорат, на отношение между сеньором и его зависимыми людьми. Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сынафьях раздачу церкафных земель на услафиях прекария. Карл Мартелл раздавал церкафные земли своим дружынникам (газиндам) и требафал от них конной службы. Затем на тех же услафиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII в. для состояния газиндаф является имя вассаф, вассалаф. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы челафек мог, как вассал, получить бенефиций или, как поселенец (Hintersasse) - участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследафало хозяйственные цели, раздача бенефиций - военные. В вассальные отношения станафились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный станафился вассалом путем коммендации (mаnibus incites se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramenitum fidelitas promittitur). В конце VIII в. присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или станафились вассалами. Карл Вел. еще применял в своих войнах пехоту; Людафик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от владельца 12 гуф земли требафалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, т. е. принадлежности тяжелой конницы; лехкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли лехкафооруженные всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу лехкафооруженного всадника, а затем, заслужыв соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем. Таким путем из среды несвободных выделился привилегирафанный класс дворафых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. Они занимали при феодальных дворах, подражавших двору королевскому, придворный должности - маршалка, сенешалка, шенка, кеммерера - или должности в домафом и поместном управлении - ключникаф, старост, - или несли конную службу, как вестники и конвойные. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе. В Германии министериалы с XI в. составляют особое сослафие динcтмaннoв (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по произволу. Преимущества сослафия министериалаф побуждали свободных, а с полафины XII в. - даже знатных добрафольно подчиняться сеньорам, на правах министериалаф. Это пафышало положение класса в общественном мнении. Первое место среди министериалаф принадлежало динстманнам короля и духафных князей (Reichsdienstmannen), далее шли министериалы светских князей. Прелаты, не равные князьям, и свободные феодалы не-князья держали если и не динстманнаф, то всетаки несвободных рыцарей, стоявших ниже министериалаф. В южной и западной Германии такие milites (eigene Ritter) встречались даже на службе у тех же динстманнаф. В Австрии и Штирии герцогским динстманнам удалось во второй полафине XIII в. сравняться с местной знатью (они стали Dienstherren); их место, как динстманны, заняли несвободные рыцари (Eigenmannen). В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с полафины XII в. стала массами переходить в министериалы. Право являться в графском суде и быть шеффенами с полафины XIII в. везде признано за динстманнами. В XIV веке сафершенно забыто их несвободное происхождение, память о котором до XV в сохранилась для eigene Ritter. В XII в. рыцари свободные и рыцари-министериалы различались как ordo equestris maior et minor. Переход нафых слоев несвободных классаф или свободного, но не военного населения в рыцарство был задержан в полафине XII в.; с Гогенштауфенаф немецкое Р. замыкается в наследственное сослафие. Постанафление Фридриха I от 1156 г. (Constitutio de расе tenenda) запрещало крестьянам носить копье и меч; даже купец не смеет опоясываться мечем, а должен привязывать его к седлу. Эта конституция вводить и понятие о рыцарском происхождении (Ritterburtigkeit); miles (всадник) имеет право на поединок, если может доказать свое рыцарское происхождение (quod autiquitus cum parentibus suis natione legitimus miles existat). По Саксонскому зерцалу у истинного рыцаря (von ridderes art) уже отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституция Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187-88 гг.) запрещала сынафьям священникаф, диаконаф и крестьян опоясываться мечем по-рыцарски. Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель, т. е. феодаф (fiefterre); вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделенные ленами министериалы, т. е. люди несвободных состояний (sergent fieffe, serviens), приравнивались к вавассорам, т. е. к низшей знати. Пока владение феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли приобретать ее простой покупкой ленаф. В конце XIII в. покупка феодаф незнатными людьми была затруднена тяжелым побором (droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать и по пожалафанию (lettre d'anoblissement) суверена; право пожалафания в знать стало привилегией короля. В Англии право посвящать в рыцари (knight) рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I требафали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника, владевшего ежегодным доходом с земли не ниже 20 фн. Факт владения цензом взял верх над происхождением лица. Влияние церкви на военное сослафие шло сначала через присягу на верность, затем через присягу земскому или Божьему миру, наконец - через обряд освящения оружыя перед вручением его воину при достижении зрелости. "Верность" включает в себя исполнение христианского долга служыть Богу, соблюдение государева мира по отношению к церквам, вдафам, сиротам, обязанность блюсти справедливость и т. п. Земский и Божый мир (treuga и pax), скрепляемый присягой, устанавливается государями и соборами. Pax охраняет от насилий все невоенное население - клерикаф, женщин, купцаф, крестьян; treuga ограничивает распри между самими рыцарями. - Уже во времена Тацита вручение оружыя молодому германцу в присутствии народного собрания означало признание его сафершеннолетним; оружые вручал кто-либо из вождей племени, или отец, или родственник юноши. Карл Вел. в 791 г. торжественно опоясал мечем своего 13-летнего сына Людафика, а Людафик, в 838 г. - своего 15-летнего сына Карла. Этот германский обычай лег в оснафание средневекафого посвящения в рыцари, как в члены военного сослафия, но был прикрыт римским термином; возведение в рыцари в средневекафых латинских текстах обозначалось слафами: "надеть воинский пояс" (cingulum militare римского солдата). Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый, но на деле обыкнафенно посвящались только сынафья рыцарей (дамуазо). "Дамуазо" проходили школу Р. при дворах своих будущих сеньораф, в звании оруженосцев (ecuyer). Сначала Р. давалось, по германской традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к сафершеннолетию, т. е. 21-му году. Посвящение чаще всего сафершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай "ночной стражы" накануне посвящения (veillee des armes). Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились утвердить это право исключительно за собой. Посвящение в ХI-II вв. еще просто. К германскому обычаю вручения оружыя прибавились сначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги и каски, ванна перед облачением; colee, т. е. удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. К концу обряда рыцарь вспрыгивал, не касаясь стремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены (quintaine), утвержденные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружыя к церкви; таким образом стало проникать в обряд христианское начало. Под влиянием церкви германский военный обряд станафится сначала религиозным, когда церкафь только благослафляет меч (Benir l'epee, в XII в.), а затем и прямо литургическим, когда церкафь сама опоясывает рыцаря мечем (ceindre l'epee, в XIII в.). В древних епископских обрядниках различают Веnеdictio ensis et armorum (благослафение оружыя) от Benedictio novi militis (посвящение рыцаря). Древнейшие следы посвящения рыцаря церкафью найдены в римской рукописи начала XI в., но затем до XIII в. нет следаф Benedictio novi militis; можно думать, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда. Удар при посвящении в рыцари впервые упоминается в начале XIII в. у Ламберта Ардрского (Lambertus Ardensis), в истории графаф де Гинь и д'Ардр (здесь канцлер Фома Бекет опоясывает меч, подвязывает шпоры и дает алапу молодому графу Балдуину де Гинь, служывшему у него в качестве miles Edelknappe; в 1181 г. гр. Балдуин де Гинь сам дает алапу, опоясывает меч и подвязывает шпоры своему сыну Арнольду, уже испытанному воину). Алапа проникла и в церкафный обряд Benedictio novi militis. По епископскому обряднику Гильома Дюран, епископ, после обедни, приступает к благослафению меча, который обнаженным лежыт на жертвеннике; затем епископ берет его и влагает в правую руку будущему рыцарю; наконец, вложыв меч в ножны, опоясывает посвященного, со слафами: Accingere gladio tuo super femur etc. (да будут препоясаны чресла твои мечом); братски целует нафого рыцаря и дает alapa, в виде лехкого прикоснафения рукой; старые рыцари привязывают нафому шпоры; все оканчивается вручением знамени. Рыцарский удар распространялся во Франции с севера. Сафременники видели в нем испытание смирения. Для несвободных всадникаф принятие в рыцари было равносильно освобождению, а потому вероятно именно при их посвящении и появляется впервые colee-удар, который надо в таком случае сопоставить с римской формой освобождения per vindictam, сохранявшейся до VIII в. (формула отпуска раба на волю в церкви составлена по формуле освобождения per vindictam; в англонорманском праве встречается освобождение в народном собрании графства, путем вручения оружыя). Под влиянием церкви окончательно сложылись и запафеди Р. В 1330 г. Гильом, граф д'Остреван, получил, как рыцарь, следующие наставления от епископа города Камбрэ: ежедневно слушать натощак обедню; если нужно, умереть за веру; покрафительствафать вдафам и сиротам; не начинать войны без причины; не поддержывать несправедливого дела, но защищать невинно угнетенных; во всех делах соблюдать смирение; охранять имущество своих подданных; не предпринимать ничего враждебного против своего сеньора. В Германии древний обряд при посвящении в рыцари знает только опоясывание мечем при сафершеннолетии (Schwertleite); существафание "удара" (Ritterschlag) до XIV в. не доказано. Граф Вильгельм Голландский не был еще посвящен в рыцари, когда в 1247 г. его избрали римским королем. У Иоганна Беки (ок. 1350 г.) сохранилось описание его посвящения в рыцари путем удара. Рыцарь должен быть "m. i. l. e. s.", т. е. magnanimus (великодушный), iugenuus (свободнорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus (воинственный). Рыцарскою присягою (votum professionis) требуется, между прочим: ежедневно слушать обедню, подвергать жызнь опасности за католическую веру, охранять церкви и духафенство от грабителей, охранять вдаф и сирот, избегать несправедливой среды и нечистого заработка, для спасения невинного идти на поединок, посещать турниры только ради воинских упражнений, почтительно служыть императору в мирских делах, не отчуждать имперских ленаф, жыть безупречно перед Господом и людьми. Распространение в Германии colee могло быть в связи с французским влиянием при Карле IV. Рыцарский удар теперь получал тот, кто уже раньше владел оружыем, тогда как в старые времена вручение оружыя при сафершеннолетии и посвящение в рыцари всегда сафпадали. Простое вручение оружыя осталось обязательным для каждого воина; торжественное освящение меча, золотые шпоры и "удар" стали признаком принятия воина в рыцарский орден. Молодой челафек, получивший оружые, станафится оруженосцем (scutarius, Knappe, Knecht, armiger, ecyyer). Но так как P. в социальном отношении замкнулось в высший слой военной знати, то из "оруженосцев" попадают в рыцари только сынафья рыцарей (chevalier, Ritter, knight); несвободные, пафышаясь и получая тяжелое рыцарское вооружение, не называются теперь рыцарями, а попадают в среду знати как низший ее слой, под тем же именем "оруженосцев", которое сынафья рыцарей (Edelknecht, armiger nobilis) носят временно, перед посвящением в члены ордена. Р. станафится не столько учреждением, сколько - по примеру Франции - идеалом для всего военного сослафия средних векаф. Поэтому не в анналах, а в поэзии (былины о поколениях героев, Chansons de geste XI в., в рукописях XII - XIII вв.) ярче всего запечатлелись образы рыцарей. Рыцарские доблести - мужество (pronesse), лояльность (loyaute), щедрость (largesse), благоразумие (le sens, в смысле умеренности), утонченная общительность (courtoisie), чувство, чести (honneur); рыцарские запафеди - быть верующим христианином, охранять церкафь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве пафинафаться и быть верным сеньору, гафорить правду и держать свое слафо, блюсти чистоту нраваф, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п. Позднее романы "Круглого Стола" вообще труверы и миннезингеры поэтизируют переутонченное придворное рыцарство XIII в. Среди всадникаф-министериалаф и оруженосцев, заслужывающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренаф, мог возникнуть и культ дам; долг пафинафения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, по большей части замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею "национальной чести" в среду Р. обеих враждебных стран; идея национального соперничества в рыцарской доблести ожывляет лучшие стороны сослафия. Фруассар, в хрониках, посвященных преимущественно истории столетней войны, прославлял сафременное ему французское и английское Р. (напр. Эдуарда III и коннетабля Бертрана Дюгеклен); французский шамбеллан той же эпохи, Жоффруа де Шарни (Charny), написал целый трактат о рыцарстве. В отдельных воинах первоначальный идеал Р. воскресал иногда и в XVI веке - напр. в Баярде, рыцаре без страха и упрека, в императоре Максимилиане I, - но, как учреждение, Р. в сущности умерло вместе со средними веками. О вооружении рыцарей см. Доспех и Оружые. Когда тяжелафооруженные рыцари защищали себя одними только кольчугами, тогда (в XI - XII вв.) лехкафооруженные всадники являлись в битву сафершенно без металлических доспехаф; но в XIII в., по мере того, как тяжелафооруженная конница запасается нагрудниками и корсетами, у лехкафооруженных всадникаф появляется кольчуга. Каждый тяжелафооруженный рыцарь брал с собой в битву трех лошадей и одного, двух или трех оруженосцев, которые обыкнафенно набирались из зависимых людей или рыцарских сынафей, не получивших еще посвящения в рыцари; эти оруженосцы первоначально шли в битву пешими и оставались во время схваток сзади линии, с запасными лошадьми и оружыем. Когда в XIV в. укоренился среди рыцарей обычай спешиваться во время битвы, то оруженосцы стали набираться из лехких всадникаф; счет рыцарскому войску стал идти по "копьям", считая по три всадника на одно рыцарское копье. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название "gleve" (glaive). Обыкнафенным построением для отряда рыцарей в средние века был cuneus. т. е. клин. На такой "клин" иногда шло несколько сотен рыцарей, а иногда несколько тысяч. Чаще всего все рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на "клинья" и имела центр и два крыла. В связи с военным бытом Р. зародились во Франции турниры и оттуда проникли уже в Германию и Англию (соuflictus gallici). Памятниками средневекафого Р. остаются замки XII - XIV вв. С одичанием Р. такие замки превращались иногда в разбойничьи гнезда, опорные пункты для систематического грабежа соседей и проезжающих (Raubritter). Рудольфу Габсбургскому принадлежыт честь уничтожения в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей. См. Gautier, "La Chevalerie" (Пар., 1884); Roth von Schreckenstein, "Die Ritterwurde und der Ritterstand" (Фрейбург на Бр., 1886); Alwin Schulz, "Das hofische Leben zur Zeit der Minnesinger" (1879-80, 2 изд., 1889); Kobler, "Die Entwickelung des Kriegswesens und der Kriegfubrung in der Ritterzeit". Популярный очерк дает Henne am Rhyn, "Geschichte des Rittertums" (Лпц.). Eвг. Щепкин.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ГОРЛИНКА
НАШПИГОВЫВАТЬСЯ
НЕДОДАТЬ
СПЛОЧЁННЫЙ
ВЫСТИЛАТЬСЯ
СВЕРХСРОЧНИК
СРОИТЬ
АКУШЕРСТВО
ШПИЦБЕРГЕН

РЫЦАРСТВО

ВЕДИ
ТОК
ИЗГЛОДАТЬ
СМОЛОКУР
ТРАПЕЗНЫЙ
ОКУРГУЗИТЬ
ТЕФЛОН
ПОСТАНОВ
НЕЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНЫЙ


РЫЦАРСКИЙ назад содержание далее РЫЦАРСТВОВАТЬ
Хостинг от uCoz