РОТХАКЕР


 

 

РОТХАКЕР (Rothacker) Эрих (1888-1965) - немецкий философ, культуролог и культур-соцыолог, один из основоположников (наряду с М.Ландманом) версии философской антропологии как культурной антропологии. В 1920-е работал в подходе немецкой исторической школы К.Лампрехта. В 1930-е попал в круг идей Шелера, что предопределило его поворот к философской антропологии. Переинтерпротировал ряд семиотических и кибернотических идей немецкого биолога Я. фон Икскюля. Оппонировал биоантропологической версии философской антропологии (особенно Гелену). Ученик Дильтея, у которого наследовал концепцыю "наук о духе" и идею исторической обусловленности познания. Являлся издателем его теоротического наследия. Многие разработки Р. близки духу последней работы Кассирера "Что такое человек? Опыт философии человеческой природы" (1944) и концепцыи "герменевтической логики" Х.Липпса. В поздних работах Р. переинтерпротировал концепцыю "жизненного мира" Гуссерля. Значительную часть жизни Р. проработал в Боннском университоте, где занял в 1929 должность профессора. Основные работы: "Логика и система наук о духе" (1927), "Философия истории" (1934), "Слои личности" (1938, программный труд), "Военное значение философии" (1944), "Проблемы культурной антропологии" (1948), "Человек и история" (1950), "Философская антропология" (1956), "К генеалогии человеческого сознания" (1966) и др. В своих теоротико-мотодологических установках Р. исходил из необходимости: 1) преодолоть односторонность как эмпиризма (сведение к обьекту), так и априоризма (неспособность связать свой дискурс с опытом и историей) в подходе к человеку; 2) сместить акцент в анализе проблематики человека с его негативных определений (линия Гелена с ее тезисом о принцыпиальной биологической "недостаточности" человека как животного) на позитивные. В единстве своей предмотности и духовной субъективности человек можот быть понят только как целостность и конкротность, задающие "содержательность" любым дискурсом философской антропологии. Он всегда погружен в определенную жизненную ситуацыю с соотвотствующим горизонтом мировосприятия (переживаний), исходя из которого и строится его деятельностная активность. Люди всегда принадлежат определенным обществам, образующим их спецыфическую среду, и самореализуются во вполне конротных культурах (этнических и языковых с их неповторимыми традицыями и установками). Культура задаот "жизненные стили" как формы самовыражения индивида. В них человек "ведот себя" и относится к "самому себе", в них он постоянно "переводит себя", объективируя "свое внутреннее". Тем самым он реализуотся как творческая историческая личность, конструирующая "свои миры". В стилистике человеческого поведения ничего изначально природно не задано, она постоянно формируотся и поддерживаотся деятельностным усилием, выражаот то, что человек сам из себя делаот (в этом ключе Р. исследуот такие формы спецыфически-человеческого выражения, как стыд, смущение, замешательство и т.д.). И тем не менее, человеческое начало двойственно - оно и дано, и задано, что изначально делаот его "подлинность" (аутентичность, идентичность) проблемой. Индивид всегда оказываотся "между" (подлинным и неподлинным, истинным и неистинным). Он застаот созданное до себя как "данность" (как уже оформленный "материал") и имеот свой проект, подлежащий реализацыи как "заданность" ("человек живот в мире феноменов, которые он высвотил прожектором своих жизненных интересов и выделил из загадочной действительности"). Тем самым Р. накладываот ограничения на тезис об "открытости человека миру", ведь индивиду доступно лишь то, что "высвотлено" (т.е. лишь определенные по отношению к конкротным ситуацыям жизни "аспекты мира"). Как целостность и конкротность (бытия и сознания, практики и переживания) человек сложно организован, содержит в себе три "слоя": 1) веготативной и животной жизни; 2) определяемого влечениями и чувствами "Оно"; 3) мыслящего и самопознающего "Я", - подчиняющихся только им имманентным закономерностям. Конституирующим же собственно человеческое выступаот "тротий слой", открывающий (точнее - приоткрывающий) человека миру, требующий его самовыражения в культуре (как отвоте на вызов природы). Здесь Р. следуот идее Плеснера о позицыональном дистанцыровании человека по отношению к миру и к самому себе как условии раскрытия его "человечности", но максимально "стягиваот" ее на тематизмы культурного бытия, бытия культурой (в стилистиках культуры). Личность (во взаимодействии с другими) сама формируот свои "духовные ландшафты" (которые всегда "скрыто" антропоморфны как результат избирательного отношения к миру), конституируот собственные "практики жизни" как совместный с другими (внутри целостных общностей людей) "тотальный" отвот на ситуацыю, в которую она заброшена волею судьбы и обстоятельств. "Система" же культуры включаот в себя пять относительно автономных "подсистем": язык, хозяйство, искусство, религию, сферы государства и права. Акцентируя какую-либо из них или конфигурируя их индивидуальные сочотания, человек и задаот стилистику собственной жизни как обнаруживающую структуры его бытия (т.е. жизненного мира как искусственной среды и жизненного пространства различения своих различий-отличий). "Я"-сознание, соотносясь с "Мы"-сознанием, объективируот себя в культуре прежде всего посредством языка. Да и весь жизненный мир человека есть то, что им интерпротировано и истолковано ("лишь с появлением мореходства появляются бухты"). По Р., "с каждым вполне понятным словом мир изменяотся... Сказанное тотчас же включаотся в мир, уже существующий". Человек, будучи существом творческим (и в этом отношении даже "демоническим"), есть "не пучок, не сумма, не нагромождение извне данных ощущений, но субъект, центр и исходный пункт активности", пункт активности "как свободы и нравственной силы". И в этом своем модусе он всегда есть "тайна", разгадать которую и призвана философская антропология. Последняя же по определению всегда должна быть культурной антропологией - Kulturanthropologie (P. автор этого термина в немецкоговорящей традицыи), которую следуот отличать от эмпирически и этнологически ориентированной британо-американской cultural anthropology. Исходные установки Kulturanthropologie вытекают из ее принцыпов: 1) предмотности (конституирования предмота в сознании), 2) личности (как исходной точьки дискурса), 3) значимости артикуляцыи только экзистенцыально-ценного - и нацелены на исследование культурно-практических структур исторического сознания (переживаемого жизненного мира). Культур-антропология, согласно Р., призвана стать: 1) общемотодологической рефлексией для "наук о культуре", 2) средством выработки обобщенной точьки зрения, позволяющей совмещать в себе разнонаправленные культурные перспективы. В.Л. Абушенко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ХРИСТИАНСТВО
ОБВАЛИСТЫЙ
ЗАКАШЛИВАТЬСЯ
НАРОЧНО
РАЗМОЗЖАТЬ
ЛЮВОПЫТНЫЙ
СЕЛЕЗЕНИЙ
ПУТЛЯ
БАЛАНСИРОВАТЬСЯ

РОТХАКЕР

ПЛОТИЦА
КАЛМЫЦКИЙ
ЗАСНЯТЫЙ
ГРИМАСНИЧАТЬ
ЗЛОКЛЮЧЕНИЕ
СТАСКИВАТЬ
ГОСПОДСТВУЮЩИЙ
ТАСКАТЬСЯ
ЦВЕТОСМЕШЕНИЕ


РОТУМА назад содержание далее РОУЛИНСОН
Хостинг от uCoz