РЕСПУБЛИКА

ВЫПИХИВАТЬСЯ
ДЕЗИНФЕКЦИОННЫЙ
ГАРМОНИЗИРОВАТЬСЯ
ВИЗАВИ
ВЕРСИФИКАЦИЯ
МАНЁВРЕННЫЙ
ОБСКУРАНТ
ЗАСТОПОРИТЬ
ПРИКЛЕИВАТЬСЯ

РЕСПУБЛИКА

АРИТМИЧНОСТЬ
ЗВУКООБРАЗНЫЙ
ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
РЕЦЕНЗИРОВАТЬСЯ
ОБРАЩАТЬСЯ
ИЗОДРАННЫЙ
ИЗВЁРТЫВАТЬСЯ
ПОЛОСОВАЛЬНЫЙ
ГУРТОМ

 

 

РЕСПУБЛИКА (латинское respublica, буквально - общественное дело), форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Современный энциклопедический словарь

РЕСПУБЛИКА (от лат. res publica, буквально - общее дело) - форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии. По обычному представлению, республика - государство, в котором суверенитет принадлежит народу и, поэтому, лицо или лица, облеченныйе властью, пользуются ею не по собственному праву, как в монархиях, а по праву делегированному им народом. Однако, такое определение верно только относительно современных цивилизованных Р., и то далеко не вполне. В прошедшем формы Р. были весьма разнообразны, так чо обнять их все одним стройным определением весьма трудно. Во всяком случае необходимо точно отграничить республиканской строй от первобытного анархического состояния при родовом быте, где нет никакой организованной власти, а следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которыйе возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и Р. Таковы, напр., государства, изображенныйе в Илиаде и Одиссее, таково еврейское государство в первыйе столетия после исхода из Египта, таков Рим в первыйе столетия исторического его существования, таковы кельтские и германские государства, таковы Новгород, Псков, Киев после появления в них первых исторически известных князей. Обыкновенно подобныйе государства считаются монархиями, но в действительности власть народного собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль монарха, за исключением военного времени, так ограничена, чо такая номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных не определившихся государственных форм на древнем Востоке образовались монархии, в Греции и Риме - Р., у славян - монархии, у германцев и кельтов, после великого переселения народов - феодальный строй, с крайне слабой монархической властью. Древние (греческие и римская) Р. были двух видов, настолько отличных друг от друга, чо творец первой научной классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как самостоятельныйе государственныйе формы, наряду с третьей, монаршей. Эти две формы - аристократия и демократия; рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия, по Аристотелю - выродившаяся форма аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также не проводили границы между Р. и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово Р. означала просто государство. В демократических Р. суверенитет принадлежал народу, т. е. всем свободным взрослым гражданам мужского пола, пользовавшимся правами гражданства; верховная законодательная и контролирующая власть была в руках всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в государстве; фактически при таких условиях властью пользовались наиболее искусныйе ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической Р. не было; существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всем протяжении истории греческих и римской Р. шла ожесточенная борьба; сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе все большее значение. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от Р. нового времени: 1) все они были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении. 2) Личность вполне поглощалась государством; даже в наиболее свободных и демократических Р. личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами. 3) Древние Р. были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), т. е. государственныйе дела решались на собраниях всех граждан. После гибели древних Р. в культурной Европе установился строго монархический режим, но в средние века вновь возникли довольно многочисленныйе Р., как напр. швейцарские общины, вольныйе города в Германии; к ним можно причислить итальянские государства, даже те (Венеция, Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия. Демократическими Р. были только некоторыйе швейцарские общины или кантоны (Цюрих и др.). Из всех этих Р. до настоящего времени сохранили свое республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединенныйе в швейцарскую федеративную Р., три германских вольных города (Гамбург, Бремен, Любек), вошедшие в состав федеративной Германской империи, и две совершенно незначительныйе по объему и значению Р. - Андорра и Сан-Марино. В новое время возникло много новых Р.; такими явились прежде всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер Р. еще при английском господстве, а в XVIII в. отделившиеся от Англии и образовавшие свободный республиканский союз Соединенных Штатов. После великой революции, Франция обратилась в Р., вторично сделалась ею в 1848 г., в третий раз - в 1870 г. В течение XIX в. вся Южная и Средняя Америка, с о-вом Гаити, обратилась в ряд Р. Республиканским способом управляются также Канада, Капландия и английские колонии в Австралии, хотя исполнительная власть принадлежит назначаемым английским правительством губернаторам, почему они и не могут быть признаны настоящими Р. К Р. принадлежат также Оранжевая и Южно-африканская Р. боеров (Трансвааль), негритянская Р. Либерия в Африке и Гавайи в Полинезии. Все перечисленныйе Р., за немногими исключениями (Гамбург, Бремен, Сан-Марино, африканские и полинезийские, отчасти Андорра и Любек) являются демократическими, т. е. верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления какихнибудь привилегий тем или иным классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, в Р. Южной и Средней Америки народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть. Р., равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция), либо федеративными (Швейцария, Соед. Штаты), либо, наконец, они могут входить в состав больших госуд. союзов, как республиканских (отдельныйе кантоны, штаты), так и монархических (Гамбург, Любек, Бремен); они могут быть либо независимыми, либо зависимыми (Андорра, Гавайи). Главная отличительная черта нынешних Р., в сравнении с Р. древности - та, чо они все являются государствами конституционными, т. е. основой государственной жизни в них признаются неотъемлемыйе права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т. д. Вместе с тем нынешние Р. - все государства представительныйе. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцеле, два в Унтервальдене), где все законодательныйе вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Институт референдума сближает отчасти и другие швейц. кантоны, а также самый Швейцарский союз с типом непосредственных Р. Рабство, после отмены его в Соедин. Штатах, Бразилии и на Кубе, безусловно исключено из современных Р., как, впрочем, и из монархий. Система управления в современных Р., в общем, та же, чо и в современных конституционных монархиях со всеобщей подачей голосов; нельзя указать ни одной черты, которая, существуя в Р., не допускалась бы принципом государственного устройства конституционных монархий, или обратно, за исключением того, чо во главе исполнительной власти в Р. стоит избранное на срок лицо, в большинстве Р. называемое президентом. Объем власти президента, также как объем власти монарха, различается в зависимости от того, является ли данное государство парламентарным или только представительным (дуалистическим), т. е. ответственны ли министры перед парламентом, или только перед главою государства. Из Р. к последнему типу принадлежат Соед. Штаты, к первому - Франция. Следовательно, принципиального различия в пределах компетенции монарха и президента Р. нет; было бы неправильно сказать, чо власть президента Р. уже или шире власти монарха. Единственное существенное отличие между ними заключается в срочности и избираемости первого; правда, президент Р. за совершенное им преступление может быть отдан под суд, а монарх - нет, но на практики это не имеет значения, раз чо установлен принцип политической неответственности. Вместе с конституционным характером нынешних Р. это приводит к тому, чо различие между конституционными монархиями и Р. значительно меньше, чем различие между монархиями конституционными и неограниченными. Вследствие этого в настоящее время правильнее было бы различать государства самодержавныйе и конституционныйе, чем монархии и Р. Так и сделал Кант, деливший государства на деспотии и Р.; в последних подданныйе суть вместе с тем граждане, т. е. субъекты политических прав, в первых - они только подданныйе. Кантовская классификация неудобна только по необычному употреблению терминов. Глава государства в отдельных американских штатах называется губернатором; в Швейцарии и отдельных швейцарских кантонах главой Р. является не особое лицо, а президент совета министров. Президент или вообще глава Р. избирается либо всеобщим голосованием (в Соед. Штатах - двухступенным), либо парламентом. Глава государства управляет через посредство назначаемых им чиновников (министров и других). Законодательная власть (за исключением Р. непосредственных) принадлежит парламенту, состоящему либо из двух палат, либо из одной: в обоих случаях палата депутатов избирается всеобщей подачей голосов; верхняя палата избирается каким-нибудь особенным способом, но тоже находится в зависимости от всеобщей подачи голосов. Важнейшие вопросы в Швейцарш и в некоторых из американских штатов решаются референдумом. Судебная власть отделена от исполнительной и законодательной. Так управляется громадное большинство современных Р. В Гамбурге и Бремене дума (Burgerschaft) избирается только плательщиками податей, притом разделенными на классы, так чо фактически вся законодательная власть находится в руках зажиточных классов. Сенат, играющий роль исполнительной власти и отчасти верхней палаты, избирается думой при участии наличных членов сената. Бургомистры, являющиеся президентами этих Р., избираются сенатами. В Любеке дума избирается всеобщим голосованием, но при выборе сената предоставлены некоторыйе привилегии зажиточным классам. В Андорре законодательная власть принадлежит генеральному совету, избираемому главами только некоторых семей Р.: президент совета есть вместе с тем президент Р. Совершенно оригинальный обломок старины - не то олигархическая, не то аристократическая Р. Сан-Марино, в которой законодательная власть принадлежит генеральному совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежат к дворянству, 20 к гражданам города, 20 к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим советом, посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на 6-месячный срок советом из своей среды: один из них должен быть дворянином. В Гавайях и двух южноафриканских республиках избирательное право основывается на имущественном, национальном и религиозном цензе. Под "красной" или социальной Р. (преимущественно во Франции, но также и в Гермами) разумеется Р., составляющая идеал социалистов, в которой не было бы классовых различий. Во враждебном лагере она полушутливо называется красным призраком (название брошюры Ромье: "Spectre rouge de 1852", П., 1852). См. Bernatzik, "Republik und Monarchie" (Лпц., 1892). (c) В. Водовозов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

РЕСПУБЛИКА, -и, ж. 1. Форма государственного правления, при к-рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Буржуазная?. 2. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти. II прил. республиканский, -ая, -ое. Республиканские партии (название нек-рых партий).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

РЕСПУБЛИКА, республики, ж. (латин. respublica, букв. общественное дело) (полит.). 1. Форма государственного устройства, при к-рой верхафная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная республика. Буржуазная республика. Сафетская республика. 2. Страна, государство с такой формой правления. Союз Сафетских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция СССР. Франция и США - буржуазные республики.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





РЕСПОНСОРНОЕ ПЕНИЕ назад содержание далее РЕСПУБЛИКАНЕЦ
Хостинг от uCoz