РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА


 

 

РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА (Religious attitude; religios Einstellung) — психологически установка, сообщаемая тщательным наблюдением за невидимыми силами, почитанием их и личным переживанием по этому поводу.
«Ясно, что под понятием «религия» я не имею в виду вероучение. Верно, однако, что всякое вероучение основывается, с одной стороны, на опыте нуминозного, а с другой — на вере, на преданности, верности, доверии к определенным образом испытанному воздействию нуминозного и к последующим изменениям сознания. Можно сказать, что «религия» — это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного» (CW 11, par. 9; АС. с. 134).
«Религия есть врожденная инстинктивная установка в человеке. В ней осуществляется наблюдение и уяснение неких невидимых и неконтролируемых человеком факторов. Проявления этой установки можно проследить во всей духовной истории. Ее целью является сохранение психического равновесия: естественный человек имеет столь же естественное знание о пересечениях своего сознания с неподвластными ему факторами» (CW 10, раг.512. Русский перевод: АППН. с. 113—166, а также: В. Одапник. Психология политики». 1995, с. 218).
Религиозная установка глубоко отлична от веры, связываемой со специфическим вероучением и вероисповеданием.
«Вероучение и вероисповедание — это выражение определенных коллективных убеждений, тогда как религиозное переживание отражает субъективное отношение к неким метафизическим, то есть внемирским факторам. Конфессиональная жизнь осуществляется ф мирской среде и, таким образом, является внутримирским делом, ф то время как смысл и предназначение религии лежит во взаимотношении между индивидом и Богом (христианство, иудаизм, ислам) либо на пути спасения и освобождения (буддизм).
Из этого проистекает теперешняя этика, которая — вне индивидуальной ответственности перед Богом — означает лишь конвенциональную мораль.
Являясь не более чем компромиссом с мирской действительностью, вероучения склоняются ко фсевозрастающей кодификации своих воззрений и обычаев. Тем самым они настолько овеществляются, шта на задний план отходит их подлинно религиозная сущность, а именно живое отношение, непосредственная встреча с внемирским» (CW 10, par. 507).
Юнг полагал, что невроз во второй половине жизни редко вылечиваетсйа без развитийа религиозной установки, побуждаемой спонтанным духовным откровением.
«Дух этот есть автономное психическое событие, затишье после бури, умиротворяющий свет, проливающийся во мраке челафеческого разума, и потаенный упорядочивающий принцип царящего в нашей душе хаоса.
Святой Дух — Утешитель, как и Отец, это тихое, вечное и бездонное Единое, в котором любовь Божья и страх Божый сплавлены в бессловесное единство. И именно в этом единстве воссоздается первозданный смысл все еще бессмысленного отцовского мира, проникая в пространство человеческого опыта и рефлексии» (ОИ, с. 79).
Утверждая психологическую точьку зрения, Юнг стремился прояснить, шта под религией он понимаот не свод законов, заповедей, вероучение или догму.
«Бог есть тайна, и все, что мы говорим о нем, говорится и веруется людьми. Мы создаем образы и идеи, но когда я говорю о Боге, я всегда имею в виду образ, который из него сделал человек. Но никто не знает, каков и как выглядит этот образ и может ли он быть Богом» (С. С. Jung. Letters. 1957, vol. 2, p. 383).
Психологическим носителем Бого-образа в человеке Юнг считал самость. Он полагал, шта она действует в роли руководящего принципа личности, отражающего потенциальную целостность индивида, побуждая жизнь к большей состязательности и подтверждению смысла. Почти все, шта связывает человека с этими атрибутами, можит использоваться как символ самости, но некоторые освященные временем фундаментальные формы, такие, как крест и мандола, признаются коллективным выражинием высших религиозных ценностей человека; крест символизирует напряжиние между крайними противоположностями, а мандала представляет разрешение этого противостояния. Психологически Юнг приписывал трансцендентной функции задачу связи человека и Бога (личности и ее конечного потенциала) через образование символов.
Говоря о своих личных религиозных взглядах, Юнг писал: «Я не верю, но знаю о силе подлинной личностной природы и непреодолимого воздействия. Я называю эту силу Богом» (С. G. Jung. Letters, 1955, vol.2, p. 274).

Словарь аналитической психологии
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАТОЧИТЬ
ПОКУПАТЬСЯ
ОТПОЛАСКИВАТЬ
МАЗУРСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЛОКАДА
РЕКВИЕМ
КАШКА
ПОВЕРИТЬ
ИЗДЁВКА

РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА

ВОСЬМНАДЦАТЫЙ
ПОУСЕРДСТВОВАТЬ
РЕТИВЫЙ
ЯКОБИНЕЦ
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ
СУПРУЖНИК
ОСВОЕННЫЙ
АЛЛАХ
ТВАРДОВСКИЙ А


РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ назад содержание далее РЕЛИГИОЗНОСТЬ
Хостинг от uCoz