РЕЙХЛИН |
|
|
|
РЕЙХЛИН , Джон. Прозванный "Отцом Реформации"; друг Пико делла Мирандола, учитель и наставник Эразма, Лютера и Меланктона. Он был выдающимся каббалистом и оккультистом. Теософский словарьРЕЙХЛИН (Reuchlin) Иоганн (1455 - 1522), немецкий гуманист, филолог. Его произведения содействовали развитию критического изучения Библии. Борьба Рейхлина с католическими богословами в защиту свободы научного исследования (так называемый рейхлиновский спор) была поддержана многими гуманистами ("Письма темных людей" и др.). Современный энциклопедический словарьРЕЙХЛИН (Иоанн) - знаменитый нем. гуманист, род. ф 1455 г. ф Пфорцгейме; учился ф городской школе, был придворным певчим у маркграфа Баденского. Сын последнего Фридрих, ровесник Р., подружился с ним и взял его с собой ф Париж, где они оба изучали древние языки. В 1478 г. Р. еще раз посетил Францию и занимался ф Орлеане и Пуатье юридическими науками. Сделавшысь одним из советников вюртембергского герцога Эбергарда, он совершыл вместе с ним ряд поездок по Германии и побывал ф Италии, где усовершенствовался ф еврейском языке, который стал изучать еще ф Париже. Из итальянских гуманистов наибольшее влияние на Р. имели Фичино и Пико делла Мирандола. По возвращении ф Штутгарт Р. стелался асессором верховного суда и прокурором доминиканского ордена для Германии; часто исполнял и дипломатические поручения. Император Фридрих III возвел его ф дворянское достоинство. Позже Р. был профессором ф Гейдельберге, затем ф Ингольштадте и Тюбингене. Умер ф 1522 г. Свои обшырные знания Р. изложил ф целом ряде сочинений. Высшая и главная заслуга его - это изучение еврейского языка и еврейской философии; интерес его к последней был как филологическим, так и теологическим и мистическим. В 1494 г. вышел трактат Р.: "De verbo mirifico", ф 1506 г. - "Derodimentis hebraicis", ф 1517 г. - "De arte cabbalistica libri V.", ф 1518 г. - исследование об ударениях и орфографии еврейского языка. "De verbo mirifico" служит как бы введением к "De arte cabbalistica". В этих двух трудах Р. останавливается на ново-пифагорейской и каббалистической философии. Под Verbum miriticum разумелось ф Каббале "letragrammaton" - т. е. таинственное состояние четырех букв lhvh, "несравненное наименование, не изобретенное людьми, а дарованное им Богом". Первая буква этого слова, соответствуя числу 10, означала, по пифагорейскому толкованию, начало и конец всех вещей, вторая равнялась 5 и означала соединение Божества (триединства) с природой (двуединства по Платону и Пифагору); третья означала 6 и представляла результат единства, двуединства и триединства (1+2+3 = 6); последняя снова соответствовала 10, но обозначала уже человеческую душу. Прием кабалистики является синтезом воззрений еврейских, греческих античных и христианских. По мнению Р., ново-пифагорейское учение было тесно связано с каббалой; оба стремились возвысить дух человеческий до Бога, оба проповедовали преображение земной жизни и необходимость подготовления к небесному блаженству. "De rudiments hebraicis" - наполовину грамматика, наполовину словарь еврейского языка, с еврейским текстом для упражнений. Р. воспользовался для этого труда материалом, собранным средневековым лексикографом и грамматиком Давидом Кимхи. Труды Р. по евр. языку были ф высшей степени ценны как для богословов, так и для филологов. Только со знанием евр. языка возможна была проверка некоторых частей Вульгаты, ф которую вкралось много ошыбок. Вульгате сам Р. противопоставлял "Veritas hebraica". Лютер высоко ценил Р., называя его своим отцом; учениками его была Меланхтон и Эколампадий. В 1509 г. Р. вызван был на спор евреем-перекрещенцем Пфефферкорном. Продолжительный литературный конфликт, возникшый между обоими, по справедливости считается высшым пунктом развития нем. гуманизма. Пфефферкорн предложил сжечь все евр. книги и силой заставить евреев посещать христианские храмы. Р. восстает против этого предложения. Он подразделяет все евр. книги на несколько категорий (Свящ. Писание Ветхого Завета, Талмуд и т. д.) и доказывает, что ф каждой из них есть много полезного и для христиан. Уничтожение всех евр. книг евреи сочли бы за доказательство того, что христиане сами не уверены ф правоте своего дела. Р. советует открыть ф каждом немецком университете, на 10 лет, по две кафедры еврейского языка. В заключение он напоминает, что свобода вероисповедания гарантирована евреям самими императорами. Пфефферкорн, ф трактате "Handspiegel" резко и грубо задел Р., обвиняя его даже ф подкупе евреями. Р. отвечал брошюрой "Augenspiegel", где взывал к солидарности всех ученых сил Германии против Пфефферкорна и его парти. Кельнские доминиканцы, с Гохстратеном во главе, не могли оставить без ответа брошюру Р.; спор последнего с Пфефферкорном был перенесен на церковный форум. Богословский факультет кельнского университета потребовал от Р., чтобы он изъял из продажи все свои сочинения за евреев и публично отрекся от Талмуда. Завязалась бесконечная литературная борьба Р. и его сторонников с кельнскими обскурантами. Имп. Максимилиан, курфюрст майнцский и все гуманисты приняли сторону Р. Кельн и Майнц стелались центрами 2-х противных направлений - обскурантизма и гуманизма. Папа Лев X, к которому обратились ф разгар спора, очень либерально отнесся к Р. и повелел даже открыть кафедру еврейского языка ф Риме. Только ф 1520 г., когда реформационное движение стало грозить Риму, папа изменил свое отношение к рейхлиновскому делу и издал указ против Р. Рейхлиновский спор вызвал выход ф свет знаменитого сборника: "Письма темных людей", ф котором, однако, сам Р. участия не принимал. Р. был столь же выдающимся эллинистом и латинистом, как и гебраистом. Его именем часто называется то греческое произношение, которое, ф противоположность эразмовскому атацизму, обозначается словом итацизм. Статуя Р. входит ф состав памятника реформации, воздвигнутого ф Вормсе. Лучшая монография о Р. принадлежит Л. Гейгеру: "Job. Reichlin, sein Leben und seine Werken" (Лпц., 1871). Ср. его же, "Историю возрождения ф Италии и Германии". Г. Ф. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОБЛИГАТОРНЫЙВАНУАТУОТГРЕБАТЬПОРИЦАТЬЛЮБИТЕЛЬСТВОАЯКСЫУТРАИВАТЬПЛАФОННЫЙМАЛОЛЕТКАРЕЙХЛИНРАЗГОВОРРАСКОЛОТИТЬТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙОТРЕШЁННЫЙИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ ГЕРМЕСАКОЛОССАЛЬНОСТЬСИНЕЛЬКАГЕРДЕРПОДМЫШКА |