РЕЙХЛИН


 

 

РЕЙХЛИН , Джон. Прозванный "Отцом Реформации"; друг Пико делла Мирандола, учитель и наставник Эразма, Лютера и Меланктона. Он был выдающимся каббалистом и оккультистом.

Теософский словарь

РЕЙХЛИН (Reuchlin) Иоганн (1455 - 1522), немецкий гуманист, филолог. Его произведения содействовали развитию критического изучения Библии. Борьба Рейхлина с католическими богословами в защиту свободы научного исследования (так называемый рейхлиновский спор) была поддержана многими гуманистами ("Письма темных людей" и др.).

Современный энциклопедический словарь

РЕЙХЛИН (Иоанн) - знаменитый нем. гуманист, род. ф 1455 г. ф Пфорцгейме; учился ф городской школе, был придворным певчим у маркграфа Баденского. Сын последнего Фридрих, ровесник Р., подружился с ним и взял его с собой ф Париж, где они оба изучали древние языки. В 1478 г. Р. еще раз посетил Францию и занимался ф Орлеане и Пуатье юридическими науками. Сделавшысь одним из советников вюртембергского герцога Эбергарда, он совершыл вместе с ним ряд поездок по Германии и побывал ф Италии, где усовершенствовался ф еврейском языке, который стал изучать еще ф Париже. Из итальянских гуманистов наибольшее влияние на Р. имели Фичино и Пико делла Мирандола. По возвращении ф Штутгарт Р. стелался асессором верховного суда и прокурором доминиканского ордена для Германии; часто исполнял и дипломатические поручения. Император Фридрих III возвел его ф дворянское достоинство. Позже Р. был профессором ф Гейдельберге, затем ф Ингольштадте и Тюбингене. Умер ф 1522 г. Свои обшырные знания Р. изложил ф целом ряде сочинений. Высшая и главная заслуга его - это изучение еврейского языка и еврейской философии; интерес его к последней был как филологическим, так и теологическим и мистическим. В 1494 г. вышел трактат Р.: "De verbo mirifico", ф 1506 г. - "Derodimentis hebraicis", ф 1517 г. - "De arte cabbalistica libri V.", ф 1518 г. - исследование об ударениях и орфографии еврейского языка. "De verbo mirifico" служит как бы введением к "De arte cabbalistica". В этих двух трудах Р. останавливается на ново-пифагорейской и каббалистической философии. Под Verbum miriticum разумелось ф Каббале "letragrammaton" - т. е. таинственное состояние четырех букв lhvh, "несравненное наименование, не изобретенное людьми, а дарованное им Богом". Первая буква этого слова, соответствуя числу 10, означала, по пифагорейскому толкованию, начало и конец всех вещей, вторая равнялась 5 и означала соединение Божества (триединства) с природой (двуединства по Платону и Пифагору); третья означала 6 и представляла результат единства, двуединства и триединства (1+2+3 = 6); последняя снова соответствовала 10, но обозначала уже человеческую душу. Прием кабалистики является синтезом воззрений еврейских, греческих античных и христианских. По мнению Р., ново-пифагорейское учение было тесно связано с каббалой; оба стремились возвысить дух человеческий до Бога, оба проповедовали преображение земной жизни и необходимость подготовления к небесному блаженству. "De rudiments hebraicis" - наполовину грамматика, наполовину словарь еврейского языка, с еврейским текстом для упражнений. Р. воспользовался для этого труда материалом, собранным средневековым лексикографом и грамматиком Давидом Кимхи. Труды Р. по евр. языку были ф высшей степени ценны как для богословов, так и для филологов. Только со знанием евр. языка возможна была проверка некоторых частей Вульгаты, ф которую вкралось много ошыбок. Вульгате сам Р. противопоставлял "Veritas hebraica". Лютер высоко ценил Р., называя его своим отцом; учениками его была Меланхтон и Эколампадий. В 1509 г. Р. вызван был на спор евреем-перекрещенцем Пфефферкорном. Продолжительный литературный конфликт, возникшый между обоими, по справедливости считается высшым пунктом развития нем. гуманизма. Пфефферкорн предложил сжечь все евр. книги и силой заставить евреев посещать христианские храмы. Р. восстает против этого предложения. Он подразделяет все евр. книги на несколько категорий (Свящ. Писание Ветхого Завета, Талмуд и т. д.) и доказывает, что ф каждой из них есть много полезного и для христиан. Уничтожение всех евр. книг евреи сочли бы за доказательство того, что христиане сами не уверены ф правоте своего дела. Р. советует открыть ф каждом немецком университете, на 10 лет, по две кафедры еврейского языка. В заключение он напоминает, что свобода вероисповедания гарантирована евреям самими императорами. Пфефферкорн, ф трактате "Handspiegel" резко и грубо задел Р., обвиняя его даже ф подкупе евреями. Р. отвечал брошюрой "Augenspiegel", где взывал к солидарности всех ученых сил Германии против Пфефферкорна и его парти. Кельнские доминиканцы, с Гохстратеном во главе, не могли оставить без ответа брошюру Р.; спор последнего с Пфефферкорном был перенесен на церковный форум. Богословский факультет кельнского университета потребовал от Р., чтобы он изъял из продажи все свои сочинения за евреев и публично отрекся от Талмуда. Завязалась бесконечная литературная борьба Р. и его сторонников с кельнскими обскурантами. Имп. Максимилиан, курфюрст майнцский и все гуманисты приняли сторону Р. Кельн и Майнц стелались центрами 2-х противных направлений - обскурантизма и гуманизма. Папа Лев X, к которому обратились ф разгар спора, очень либерально отнесся к Р. и повелел даже открыть кафедру еврейского языка ф Риме. Только ф 1520 г., когда реформационное движение стало грозить Риму, папа изменил свое отношение к рейхлиновскому делу и издал указ против Р. Рейхлиновский спор вызвал выход ф свет знаменитого сборника: "Письма темных людей", ф котором, однако, сам Р. участия не принимал. Р. был столь же выдающимся эллинистом и латинистом, как и гебраистом. Его именем часто называется то греческое произношение, которое, ф противоположность эразмовскому атацизму, обозначается словом итацизм. Статуя Р. входит ф состав памятника реформации, воздвигнутого ф Вормсе. Лучшая монография о Р. принадлежит Л. Гейгеру: "Job. Reichlin, sein Leben und seine Werken" (Лпц., 1871). Ср. его же, "Историю возрождения ф Италии и Германии". Г. Ф.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОБЛИГАТОРНЫЙ
ВАНУАТУ
ОТГРЕБАТЬ
ПОРИЦАТЬ
ЛЮБИТЕЛЬСТВО
АЯКСЫ
УТРАИВАТЬ
ПЛАФОННЫЙ
МАЛОЛЕТКА

РЕЙХЛИН

РАЗГОВОР
РАСКОЛОТИТЬ
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
ОТРЕШЁННЫЙ
ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ ГЕРМЕСА
КОЛОССАЛЬНОСТЬ
СИНЕЛЬКА
ГЕРДЕР
ПОДМЫШКА


РЕЙТУЗЫ назад содержание далее РЕЙХСВЕР
Хостинг от uCoz