РЕАЛИЗМ


 

 

РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный) - направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия. В зависимости от того, что именно наделяется таким статусом, Р. дифференцируется на: 1) - стихийный Р., характерный для архаичных культур и основанный на онтологизации человеческих представлений о мире, в рамках которой предметом объективации выступает непосредственное содержание опыта; 2) - концептуальный Р., оформляющийся в контексте зрелой культурной традиции и - в противоположность стихийному Р. - основанный на рефлексивно осознанном дистанцировании объекта и мысли о нем. К концептуальному Р. относятся: (а) - Р. как философское направление, представленное онтологизацией общих понятий (средневековый Р.), предмета познания (неореализм и критический Р. в философии 20 в.), социальных отношений (см. Социальный реализм); (б) - Р. как художественный метод, основанный на презумпции объективного бытия конструируемой в процессе художественного творчества реальности. В качестве философского направления Р. объективно представлен уже в концепции "мира эйдосов" Платона; как осознающее себя направление конституируется в рамках средневековой схоластики в борьбе с номинализмом по проблеме универсалий. Если номинализм трактует последние как имена (nomina) реально существующих единичных объектов, то Р., напротив, базируется на презумпции объективной реальности универсалий (universalia sunt realia). Начиная с Августина, Р. синтетически объединяет в своем содержании установки платонизма с христианским креационизмом ("роды" и "виды" как идеальные образы будущих объектов в сознании Творца - у Августина; предбытие вещей как архетипов (arhetipum) в разговоре Бога с самим собой - у Ансельма Кентерберийского; самость (haecceitas) вещи, предшествующая ее бытию и актуализирующаяся в свободном волеизъявлении Божьем - у Иоанна Дунса Скота и т.п.). Крайний Р., основанный на трактовке универсалий как существующих вне и до индивидуальных объектов и интеллекта, дифференцируется на ранний, моделирующий бытие общего в сознании Бога как сущность, предшествующую индивидуальному бытию, - последнее мыслится в данном случае как результат воплощения сущности, т.е. облечения ее неатрибутивными акциденциями, включая телесность (Иоанн Скот Эриугена), и поздний, мыслящий сущности в качестве первичных субстанций, представленных в единичных объектах (Гийом из Шартра). Поскольку в рамках этой версии Р. объективно возможен сдвиг трактовки креационного догмата в сторону безличной эманации (единичное бытие - из "вида", "вид" - из "рода", "род" - из общего принципа), постольку в качестве официальной доктрины ортодоксальной церкви был принят не радикальный, а умеренный вариант Р. (Альберт Великий, Фома Аквинский, Суарес и др.). Развернутая модель умеренного Р. оформляется в рамках томизма на базе перехода от платонизма к аристотелизму и синтеза европейской схоластической традиции с арабской (аверроизм). Согласно Фоме Аквинскому, троичность бытия универсалий может быть представлена как: бытие до вещей" (ante res), т.е. бытие в Божественном сознании в качестве прообразов вещей; "бытие в вещах" (in rebus), т.е. их бытие в единичных предметах в качестве их сущностей (субстанциальных форм); "бытие после вещей" (post res), т.е. их бытие в качестве абстракций в человеческом сознании, постигающем структуру божественного мироустройства. В современной философии наряду со своим развитием в рамках неотомизма, Р. конституируется как направление в гносеологии, основанное на презумпции объективного доопытного существования объекта познания (что в ситуации 20 в., особенно после разработок Копенгагенской школы, становится далеко не очевидным и нетривиальным). Когнитивный реализм дифференцируется на: (I) - неореализм (Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт, У. Монтегю, У. Питкин, Э. Сполдинг и др.), фундированный так называемой "презентативной гносеологией", критически направленной против отождествления действительности и опыта (индивидуального в прагматизме и безлично-абсолютного в неогегельянстве) и постулирующей независимое от сознания бытие объекта, могущее реализоваться как в existence (бытие в пространственно-временном континууме), так и в subsistence (существование идеального объекта вне пространства и времени). Возможность познания, понимаемого как преодоление субъект-объектного дуализма ("эпистемологический монизм"), достигаемое за счет "презентации" объекта в субъективном сознании, базируется на непосредственном "схватывании" действительности сознанием ("непосредственный Р."); (II) - критический Р. (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль, А. Сет, Д. Хикс и др.), основанный на так называемой "репрезентативной гносеологии", вводящей между объектом и субъектом опосредующее звено - "данное" (data), трактуемое либо как константные логические сущности (Сантаяна, Д. Дрейк, А. Роджерс, Г.О. Стронг), либо как психические образования (Селларс, Дж. Пратт, А. Лавджой), либо как "духовная природа" бытия (Д. Уайлд, М. Чапмен, Р. Паркер, П. Вейс, У. Хартшорн, У. Шелдон). Как последнее направление, так и "темпоралистический Р." Лавджоя формируют своего рода синтетическую модель, ориентированную на включение в свое содержание элементов классического идеализма и неореализма. М.А. Можейко

Философский словарь

РЕАЛИЗМ (литератур.). - Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений; данных помимо художника, и субъективный - нешта, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория, в различные эпохи - в связи не только с ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами - придает большее значение то одному, то другому из них. Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в "пополнении действительности", в создании новых форм, причем исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько наперед данные, идеальные представления. Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Р. совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячем употреблении термин "Р." означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением ее служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать еще один мир, совершенно тожественный с существующим. Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства; в возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академически канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону. Это - обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни - и каждая посвоему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая вся - непрерывающийся ряд завоеваний истинного Р. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства. Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали, во имя правды, доктринеры новейшего Р. (натурализма); такова и классическая драма. Достаточно напомнить, шта ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, но потому лишь, шта обусловливали возможность сценической иллюзии. "Установление единств было торжеством Р. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия... В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашел средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии" (Лансон). Глубокий внутренний Р. классической трагедии французов выродился, в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей, в мертвые схемы, гнет которых был сброшен литературой лишь в начале нашего века. С широкой точки зрения всякое истинно прогрессивное движение в области искусства - как бы оно ни формулировало свои требования - есть движение по направлению к Р. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Р. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме - реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, т. е. как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, шта составляет цель всякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - от симфонии до арабески, от "Илиады" до "Шепот, робкое дыханье", - которое, при более глубоком взгляде на него, не оказалось бы правдивым изображением души творца, "уголком жизни сквозь призму темперамента", как гласит формула ближайшего к нам момента в развитии элементарного Р. Едва ли возможно, поэтому, говорить об истории P.: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами морали или приличий. Таков был романтизм, такова современная форма Р. - натурализм. Литература о Р. - по преимуществу полемическая, по поводу современной его формы. Исторические сочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределенностью предмета исследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм, ср. Brunetiere, "Le roman naturaliste" (1883); Pardo-Bazan, "Le naturalisme" (1892); Bloy, "Les funerailles du naluralisme" (1892); Bus, "Naturalisme ou realisme" (1879); Fuster, "Essais critiques" (1886); Hubert, "Romanciers naturalistes" (1885); Lenoir, "Histoire du naluralisme et du realisme" (1889); Конради, "Теория и практика литературного натурализма) ("Загр. Вестник", 1882, јј 1 и 2); Стороженко, "Генезис реального романа" ("Северный Вестник", 1891, ј 12); Лесевич, "Происхождение современного романа" ("Русская Мысль", 1898, ј11). А. Гд.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

РЕАЛИЗМ (на средневековой латыни realis - вещественный, действительный) в философии, направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо каг бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо каг объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Смотри Номинализм.

Современный энциклопедический словарь

РЕАЛИЗМ - философский термин, употребляемый в двух главных значениях и не имеющий ничего общего с Р. в искусстве, в педагогике и т. п. Обыкновенно под Р. в философии разумеют направление противоположное номинализму; но иногда слово Р. служит для обозначения философского направления нового времени, выразителем которого был Гербарт, со своими последователями. В Р., как направлении противоположном номинализму, следует различать с одной стороны проблему, имеющую и до настоящего времени такое же значение, как тогда, когда она впервые была сознана, с другой стороны - историческое проявление этой проблемы в средневековой схоластической философии. Философская проблема в схоластике рассматривалась не вполне свободно; в исследованиях вопроса господствовала или, по крайней мере, к ним присоединялась теологическая точка зрения. В схоластической философии борьба Р. с номинализмом окончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба продолжается и до настоящего времени. Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям (universalia sunt realia). Таким образом, этот Р. есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон, в своем учении об идеях, дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времен в Платоне видят свой прототип. Последняя крупная реалистическая система принадлежит Гегелю, для которого, как для Платона, понятие (т. е. общее) составляет истинное бытие. Со времени падения гегельянства сила номинализма значительно возросла. Крайним представителем номинализма настоящего времени является индивидуализм (в лице, напр., Ницше), восходящий к левой стороне гегелевской школы (в особенности к Максу Штирнеру). По всей вероятности, мы вскоре увидим опять развитие реалистического направления, как реакцию против крайнего индивидуализма. В схоластической философии поводом к спору реалистов с номиналистами послужила книга Порфирия "О пяти гласах" (genoV, eidoV, idion, diajora и sumbebhkoV), поднимавшая вопрос о значении родов и видов. В течение этого спора, длившегося с XI в. до XIV-го и перешедшего и в новую философию, были высказаны, наряду с радикальнопротивоположными мнениями, многие посредствующие точки зрения (обыкновенно различают 4 вида Р.). Несомненно, что реалистическая точка зрения более подходила к догматической христианской; поэтому номинализм был сначала преследуем, а потом на него не переставали смотреть более или менее подозрительно. Хотя номинализм и оказал существенную услугу свободе философского исследования, но уже Риттер заметил ("Geschichte d. Philosophie", VII, стр. 161), что ему совершенно неправильно приписываются либеральные тенденции (стоит лишь вспомнить Гоббса); точно также совершенно неосновательно мнение, будто победа номинализма - окончательная. "Il faut bien se resoudre - иронически заметил Шарль Ремюза - a entendre quelquefois parler de Dieu. Литература: Stein, "Sieben Bucher uber d. Geschichte d. Platonismus" (Геттинг., 1874); Waddington, "Essai critique sur la philosophie de S. Anselme de Canterbury" (Брюс., 1874); "Hausrath Peter Abalard" (Лпц., 1895); Jourdain, "St. Thomas d'Aquin" (Пар., 1858). (c) Э. P.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

РЕАЛИЗМ в искусстве, 1) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникнафения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Таг широко понимаемый реализм - оснафная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам (гафорят о реализме в древнем и средневекафом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А.С. Пушкина). 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нафого времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характераф, конфликтаф, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации каг национальных, исторических, социальных примет, таг и физических, интеллектуальных и духафных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использафанием, особенно в 20 в., услафных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массафого, мифологизирафанного, сознания). Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19 - 20 вв. - Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехаф, Т. Манн, У. Фолкнер, А.И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Сурикаф, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский.

Современный энциклопедический словарь

РЕАЛИЗМ, -й,м. I. Направление ф искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности ф её типических чертах. Критический р. Р. русской литературы 19 века. 2. Ясное и трезвое понимание действительности при осуществлении чего-н. Политический р. II прил. реалистический, -ая, -ое. Реалистическое искусство. Р. стиль. Р. взгляд на жизнь.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОЛИТИКАНСТВО
ДУПЕЛЬ
СЛУЖИТЬСЯ
ОТПРЯЧЬСЯ
ВЫСКОЛЬЗНУТЬ
КОРМЧИЙ
ПРАСОЛЬСТВО
СТЕПАНАКЕРТ
ЖИГАН

РЕАЛИЗМ

КРАСКОТЁРКА
ОКРОПЛЯТЬСЯ
ОДЫШКА
ПОТОЛОЧНЫЙ
КОНЁВЫЙ
ПОДГОРНЫЙ
РАССПРОШЕННЫЙ
ДЕ КУИНСИ
ЗАНАВЕШИВАТЬ


РЕАЛИЗИРОВАТЬСЯ назад содержание далее РЕАЛИЗОВАННЫЙ
Хостинг от uCoz