РАШЕЛЬ


 

 

РАШЕЛЬ (Rachel) - знаменитая франц. актриса (1821-1858), дочь еврея, мелкого торгаша. В детстве ей приходилось терпеть сильную нужду. Старшая ее сестра, Сара, пела на улицах и в кофейнях романсы, а Р. собирала с публики деньги, таща за собою в тележке остальных членов многочисленной семьи. Позже она стала петь вместе с сестрою. Однажды на одном из парижских бульваров сестры пели элегию о "Вечном жиде"; в толпе, собравшейся вокруг певиц, находился Шоран, учредитель консерватории для духовной музыки. Он зачислил Р. в список своих учениц, под именем Элизы. Пение Р. не давалось; ее голос был скорее пригоден к декламации, и Р. обратилась к изучению драматического искусства, сначала в частной школе, потом в парижской консерватории. В 1837 г. она дебютировала в театре Gymnase, но дела его в это время шли неудачно, и выгодный для Р. контракт был расторгнут. Р. обратилась тогда к знаменитому артисту Сансону, который привил ей изящные манеры, растолковал характеры классических героинь, приучил ее играть просто и естественно. Дебют Р. на сцене Theatre Francais (1838), в роли Камиллы ("Горации" Корнеля), был настоящим триумфом. Жюль Жанен (в "Journal des Debats") призывал Париж познакомиться с "чудеснейшим и редчайшим кладом", уверяя, что "ничего подобного Франция никогда не видала на театральных подмостках". Потрясающее впечатление произвела игра Р. и на Альфреда Мюссе, который посвятил ей ряд восторженных статей в "Revue de deux Mondes". В свободное, по контракту с Theatre francais, время Р. играла в Швейцарш, Италии, Германии, России (осенью 1853 г. в СПб., в начале 1854 г. в Москве), везде с огромным успехом. Превосходно Р. играла Расина и Корнеля, менее удачно - Мольера и современные драмы (за исключением, однако, "Адриенны Лекуврер" и некоторых др.). Гнев, торжество, ярость, чувственность, беспощадное злорадство Р. умела передавать с замечательною силой; но у ее не было недостатка и в нежности. Чарующий голос никогда не изменял артистке; мимика ее была удивительно развита. По словам Вольфа, видевшего Р. в СПб., для того, чтобы "получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Р., надо представить себе одушевленную, великолепную античную статую". Лучшие роли Р.: Камилла ("Горации"), Паулина ("Полиекта") и Эмилия ("Цинна") - в трагедиях Корнеля, Гермиона ("Андромаха"), Федра, Эсфирь, Роксана ("Баязет"), Монима ("Митридат") - в трагедиях Расина, Мария Стюарт (Шиллера); Тисбе (в "Comedienne de Venise", В. Гюго). Частые поездки заграницу, особенно последнее путешествие в Америку (1855), где Р. должна была выступать до 20 раз в месяц, расстроили слабое здоровье Р.; она вернулась в Париж больной, на сцену больше не возвращалась и умерла в Канне, от чахотки, в январе 1858 г. См. Jules Janin, "Rachel et tragedie" (П., 1858); G. d'Heylli, "R. d'apres sa correspondance" (П., 1882; по поводу этой книги статья в "Русском Вестнике" 1883, кн. 2); Серов, в "Театральном Вестнике" (1858); А. Ландау, "Дебюты Р." ("Русская Сцена", 1864); В. Межевич, "Рашель" ("Репертуар и Пантеон", 1843); "Р. и имп. Николай" ("Историч. Вестник", авг., 1888); Н. Арбенин, "Альфред де Мюссе и Р." ("Артист", кн. 10-11); М. Ниссен, "Р., ее жизнь и артистическая деятельность" ("Артист", кн. 27 и 28); Дж. Льюис, "Актеры" (гл. III); Вольф, "Хроника петербургских театров" (ч. 1). А. Уманский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДУХОМ
ИСКУСИТЬСЯ
КУТА
ДОВЕРОВ
ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ДЕНЬГИ
КЛОАКАЛЬНЫЙ
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАТЬСЯ
ОСМОЛ

РАШЕЛЬ

СТАРШЕКУРСНИК
МАЛЕНЕЧКО
ВЫЗВОЛИТЬ
БРОВНЫЙ
ШТАТГАЛЬТЕР
ПОРШЕНЬ
НАЕЗД
ГВАРДИЯ
ЗАГЛУШИТЬ


РАЧОК назад содержание далее РАШИ
Хостинг от uCoz