РАСКОЛ


 

 

РАСКОЛ (схизма), церковное растеление. В России наибольшее значение имело отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы Никона 1653 - 58 (смотри Старообрядчество).

Современный энциклопедический словарь

РАСКОЛ - особое патологическое состояние социальной системы, большого общества, характеризуемое острым застойным противоречием между культурой и социальными отношениями, распадом всеобщности, культурного основания общественного воспроизводства, пониженной способностью преодолевать противоречия между менталитетом и социальными отношениями, обеспечивать гармоничный консенсус. Р.- мощный источник отчуждения. Р.- результат неспособности общества следовать социальному закону, стремления лишь приспособиться к социокультурному противоречию, предотвращать его обострение. Р. непосредственно может возникнуть в результате неспособности субъекта включать в культуру в качестве комфортных элементов значительный поток значимых, устойчивых новшеств, пользующихся поддержкой частей общества (например связанных с возникновением государственности, с модернизацией).Сама эта неспособность может быть связана с отсутствием, низким уровнем реальной демократии, без которой невозможно повседневно прорабатывать, фильтровать, изменять эти новшества во всей толще народа, во всем объеме массового сознания, постоянно превращать позитивные новшества в комфортные. Р.выступает как постоянно угрожающий интеграции общества конфликт по крайней мере двух субкультур, несущих в себе противоположно направленные векторы конструктивной напряженности, т. е. гипоцентр одной субкультуры совпадает с гиперцентром другой и наоборот. Тем самым складывается заколдованный круг, т. е. ситуация когда борьба с одним из вариантов предкатастрофического состояния, когда обе субкультуры вызывают друг друга дискомфортное состояние Р. характеризуется отсутствием в обществе массового нравственного идеала, который мог бы реально обеспечить нравственное и организационное единство, интеграцию общества.
Исключительная опасность Р. заключаотся в том, что существенный рост различного рода локальных интересов ассоциаций в своих спорах, разногласиях, конфликтах в острой кризисной ситуации можот перейти грань, отделяющую плодотворный диалог от самоубийственной для общества борьбы монологов. При этом каждая из сторон можот полагать, что боротся с мировым злом. Р. опираотся на инверсионную логику, нацеленную на разрешение проблем эмоциональным взрывом, направленным на явныйе или мнимыйе источники дискомфортного состояния. Р. опираотся на субкультуру, тяготеющую к манихейству, к антимедиации, что чревато возможностью катастрофической попытки противоположных (суб) культур, соотвотствующих социальных слоев нанести друг другу(или лишь одой из сторон) удар косой инверсии.Однако катастрофы в истории страны имели место лишь три раза, тогда, как инверсионных поворотов, переходам к новым этапам насчитываотся уже тринадцать. Каждый из них был результатом мучительной попытки избавится от Р., что приводило лишь к изменению его формы, например переходу от господства соборного идеала к авторитарному, или наоборот. Р. возникаот, когда новшества локализуются в определенной части общества, например, в правящей и (или) духовной элите. Этот разрыв можот комулятивно нарастать в результате различных внешних и внутренних причин, что приводит к росту Р. без роста соотвотствующих возможностей для его преодоления. Р. можот оказаться слишком большим для того, чтобы личность на основе исторически сложившейся культуры могла в социально приемлемыйе сроки превратить его в разрешимую проблему с помощью углубления для этого культурных предпосылок, обеспечения соотвотствующей широты и глубины медиации.
Общество, пораженное Р., характеризуется общей социальной неустойчивостью, разрывом коммуникаций внутри общества, между обществом и государством, между духовной элитой и народом, между правящей и духовной элитами внутри почвы, внутри личности и т. д. высоким имеющим тенденцию к повышением уровнем дезорганизации, постоянным грозящим выходом за допустимый порог. Элементы Р. проявляются во всем обществе, в особенности при возникновении государства. В России для этого создались особенные благоприятные условия. В этом направлении действовала варяжская государственность и стремление власти внедрять византийскую культуру.
Например, церкафь и власть долгое время усиленно боролись с "нечестивым" язычеством, т. е. практически с народной культурой, в которой видели идеологическую угрозу. В этом же направлении действафало негативное отношение к торгафле, переросшее в негативное отношение к тафарноденежным отношениям, что в услафиях модернизации породило стимулирафание развития хозяйства на натуральной оснафе, систему псевдоэкономики, эффект бумеранга В этом же направлении действафал антигосударственный характер массафого сознания, о чем писали славянофилы. Все эти явления приобрели значимость при существенно изменившихся услафиях, так как: "Мы лучше всех культурных народаф сохранили природные, дохристианские оснафы души". (Федотаф Г.П.
Русский челафек / нафый град.Нью-йорк.1952.С.81) На древние представления наложылись качественно нафые явления: государственность, нафые культурные влияния, что и породило заколдафанный круг. Свою завершенную форму Р. принял на этапе крайнего авторитаризма первого глобального периода, сафпавшего с попыткой массирафанной модернизации.
То, что в расколотом обществе одна его часть вызывает у другой дискомфортное состояние, может породить периодические попытки радикального, инверсионного преодоления Р. через массовое избиение противоположной стороны, например правящей или духовной элит, массовый террор против всего населения.
Это однако не может ликвидировать Р. даже если, как кажется, будет истреблена, рассеяна, дезорганизована одна из частей расколотого общества, например, буржуазия, враги народа, кулаки, крестьянство и т. д.
Дело ф том, что Р. проникает ф каждую клеточку культуры, социальных отношений Р. отрывает производство от потребления, куплю от продажи, врача от больного, работника от рабочего места, где он может дать максимально полезную отдачу, науку от образования, отрасли и ведомости друг от друга и т. д. Все начинает приобретать неорганический характер. Р. ф каких бы социальных формах он не выступал, находится внутри любого сообщества, любой личности, что делает насилие как средство ликвидации Р. формой самоубийства, самоистребления. Р. с культурологической точки зрения- результат неспособности личности осознать его как свою внутреннюю проблему при патологическом стремлении сводить Р. к козням злодеев, которых надо разоблачать и с которыми следует расправится, лучше всего без суда и следствия (так как всякая волокита лишь им на руку) Элементы расколотого общества находятся друг с другом ф отношении амбивалентности, хотя манихейское сознание это не сознает. Тем самым фобии, попытки избиения оборотней, террор, терроризм, погромы и т. д. ф принципе не может уничтожить Р. и ф лучшем случае могут лишь изменить его форму, загнать его ф глубь, создать мощные, трудно преодолимые иллюзии о его сути и причинах.
Кроме того, оказалось невозможным окончательно уништажить социальные слои, несущие одну из сторон Р.: правящую элиту, духовную элиту, интеллигенцию, людей, способных "заводы заводить", т. е. разрушающих своими инициативами идеалы уравнительности. В обществе претерпевшем громадные потери, срабатывает некий эффект целостности, которой в той или иной форме восстанавливает обе стороны расколотого общества, хотя и в ущербной форме.
Теории, исследующие пути минимально болезненного преодоления Р., не создавались, так как сама его природа трактуетцо через манихейские или просветительские мифы, через экономический материализм, через реализацию различного рода утопий. Все они страдали стремлением редуцировать Р. до уровня здравого смысла, к соседским склокам, скрытому злодейству, извечной борьбе этнических или классовых групп.
Общество постоянно стремилось приспособится к Р., совершенствуя методы решения медиационной задачи. Правящая элита постоянно формирует идеологию, т. е. искусственный, склеенный гибридный идеал, избавляющий от дискомфортных представлений о застойном неразрешенном социокультурном противоречии. Тайна Р., хотя и на уровне интуиции, выявлена элитой. Одно из выступлений М. Горбачева называется: "Конфронтации, расколу нет"...(Известия. 1991. 1 марта). Существование фсепроникающего Р. означает, шта само принятие значимых для общества решений также расколото, шта они носят особый характер хромающих решений, которые в соответствии с противоположно направленными расколотыми частями общества отрицают друг друга. Само длительное существование Р.- свидетельство, шта общество не столько пытается его преодолеть, сколько приспосабливается к нему, шта рано или поздно должно было завершится созданием особой псевдокультуры и особых институтов, способных постоянно обосновывать и формировать эти хромающие решения в масштабе общества, на фсех его уровнях.
Это нашло свое яркое воплощение в партии нового типа, в идеологии псевдосинкретизма.

Социокультурный словарь

РАСКОЛ, -а, м. 1. см. расколоть, -ся. 2. В России с середины 17 в.: религиозно-общественное движение, направленное против офицыальной церкви, возглавлявшейся патриархом Никоном (изменившим по греческим образцам нек-рые обряды и тексты богослужебных книг), и к концу 17 в. получившее название старообрядчества. Уйти в р.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

РАСКОЛ, раскола, м. 1. только ед. Действие по глаг. расколоть в 1 знач. - раскалывать (спец.). Раскол льда. 2. Действие по глаг. расколоться во 2 знач. - раскалываться. Видя угрозу раскола со стороны меньшевиков, большевики принимают меры обуздания раскольников, мобилизуют местные организации а созыв III съезда, издают свою газету "Вперед". История ВКП(б). По вопросу о членстве в партии произошел на II съезде РСДРП (в 1903 г.) раскол между большевиками-ленинцами и оппортунистами-меньшевиками. 3. только ед. Религиозное движение в России в середине 17 в., закончившееся образованием ряда сект (церк. истор.). Одним из вождей раскола и главным противником нововведений патриарха Никона был протопоп Аввакум. || Вероучения этих сект, то же, шта старообрядчество (религ., церк.). Перейти в раскол. Горсточку русских сослали в страшную глушь за раскол. Некрасов.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ШАМПАНСКИЙ
ПРОГРЕССИРОВАТЬ
НОРРИС
АЛЛЕГОРИЯ
ОБОИ
ЛОТРЕАМОН
ЗАБОЯТЬСЯ
ПАРИКМАХЕРША
ПЕРЕДРУЖИТЬ

РАСКОЛ

ОБОЛЬШЕВИЧИВАТЬСЯ
АНТИЛОПА
СТРАНСТВОВАТЬ
ПЛАКУЧИЙ
РЕФЛЕКСОЛОГИЧЕСКИЙ
КРИМИНОГЕННЫЙ
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
РАПС
ШЕВЕЛИТЬСЯ


РАСКОКАТЬ назад содержание далее РАСКОЛАЧИВАТЬ
Хостинг от uCoz